В духе русского дель арте / "Ревизор" в Театре Олега Табакова

Выпуск №10-230/2020, Премьеры Москвы

В духе русского дель арте / "Ревизор" в Театре Олега Табакова

На фоне непобедимой коррупции и повсеместного взяточничества классическая пьеса Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» выглядит удивительно современной, настолько зеркально в ней отражаются пороки нынешнего общества. Поэтому неслучайно режиссеры дружно взялись за постановку гениальной комедии.

Сергей Газаров в Московском театре Олега Табакова решил превратить социальную комедию в забавный китч, где все персонажи за исключением главного мафиози Сквозник-Дмухановского в исполнении Владимира Машкова - отпетые дураки, включая фитюльку Хлестакова, которому выпала счастливая карта на какой-то момент стать важным лицом и насладиться произведенным фурором. Герой Владислава Миллера настолько глуп, напоминая гуттаперчевую куклу, сидящую на коленях обалдевшего от такого нахальства Антона Антоновича, что даже не представляет, к чему приведет хвастливый монолог, и как он будет выкручиваться из патовой ситуации. Зато Городничий ощущает себя будто на горячей сковородке, ожидая любой пакости от безбашенного болтуна. Казалось бы, Антон Антонович привык все рассчитывать наперед, не доверяя даже собственной жене, а если сболтнет лишнего, то и не жалко ее придушить. Будь его воля, он бы всех отправил в места не столь отдаленные, только ведь донесут, предадут и тогда прощай доходное место... Даже верный телохранитель не поможет, всегда готовый выполнять черную работу и подчищать территорию от зарвавшихся просителей.

Одним словом, Городничий, как опытный кукловод всех дергает за веревочки и строго-настрого приказывает, что надо говорить свалившемуся на голову ревизору. Но оказывается, что для запуганных подчиненных отчитываться перед высоким начальством «себе дороже». Главное - угождать заезжему чиновнику из Петербурга и не злить хозяина, а то ведь и прибить может, а суд его оправдает. Недаром Антон Антонович в виде исключения водит дружбу с судьей Ляпкиным-Тяпкиным в тирольской шляпке (Сергей Угрюмов), на всякий случай держащим ружье при себе.

В этой круговерти непредвиденных зигзагов непослушной судьбы даже Антон Антонович Владимира Машкова растерялся, потерял бдительность, поверив парочке сплетников Добчинскому и Бобчинскому, будто в гостинице скрывается инкогнито-ревизор. Этих несуразных двойняшек играет один актер Александр Марин, что не ново, но в данном случае оказалось неубедительно.

Режиссерские кунштюки, развлекающие публику, не предполагают игру смыслов. Более того, они уходят «в свисток», исчезая ради смеховой панорамы. Выручают пластические этюды, постановленные режиссером Леонидом Тимцуником. Не зря же он является одним из соавторов спектакля. Торжественный прием Хлестакова в доме Антона Антоновича с женой в костюме Клеопатры и пышнотелой дочерью в русском кокошнике, представляет бесконечный каскад трюков, кульбитов, балансирования на перилах балюстрады Хлестакова, которому надо отдать должное, превосходно удается каскадерское искусство.

По-видимому, Сергей Газаров решил сочинить спектакль в духе русского дель арте и доказать, что Гоголя можно играть в стихии безумного вертепа. Конечно, гротеск - вещь интересная, и маски вместо живых лиц в свите Городничего тоже притягивают внимание первые несколько минут, превращаясь в дальнейшем в семейство фриков вокруг «отца родного».

Казалось бы, Газаров не искажает классику, текст сохраняет полностью, но избранный вектор движения в стиле комиксов напоминает калейдоскоп клипов, что, может быть, и неплохо, только пазлы не сходятся.

 

Фото с официального сайта театра



Фотогалерея