Юбилей Его Превосходительства Артиста / Юрий Соломин (Москва)

Выпуск №10-230/2020, Лица

Юбилей Его Превосходительства Артиста / Юрий Соломин (Москва)

18 июня Юрию Мефодьевичу Соломину исполнилось 85 лет - вместе с многочисленными коллегами, друзьями, партнерами, учениками его поздравляют одна из любимых учениц, известная актриса Малого театра Людмила Титова и редакция журнала «Страстной бульвар, 10».


Я впервые увидела Юрия Мефодьевича Соломина почти 40 лет назад - не на экране, а, как говорят, «живьем». Случилось это на первом туре в Театральном училище им. М.С. Щепкина. Теперь мне кажется, что я сразу почувствовала: это судьба. На самом деле, я не могла ничего чувствовать, было одно всепоглощающее желание - поступить!

Оказалось, что чудеса случаются. Я стала студенткой, а потом и артисткой. Жизнь моя разделилась на «до» встречи с Ю.М. Соломиным и «после». Четыре года учебы в Щепке мы видели худрука почти каждый день. Это был первый русский курс, который набрал Соломин. После занятий мы шли в Малый театр, смотрели «Берег», ходили по несколько раз. Сидели на первом или даже на втором ярусе. Смотрели спектакль, но, когда герой Соломина погибал, - мы уходили. И встречались на мастерстве актера на следующий день. Мы ждали его, верили ему. Знали, что, если возникнут проблемы с другими педагогами, он всегда все решит.

В работе со своими студентами Юрий Мефодьевич очень требователен, хвалит редко. Нам всем хотелось, чтобы он побольше занимался твоим отрывком, твоей ролью, твоим спектаклем.

Когда мы окончили училище и стали распределяться, то с удивлением обнаружили, что никому не нужны - ни один театр не хотел смотреть студентов. В 1983 году Соломин еще не был художественным руководителем Малого. Он не мог взять в труппу сразу нескольких своих учеников. Юрий Мефодьевич предложил двоих, меня и Олега Куценко, но место было только одно. И мы стали показываться в любые театры, где смотрели. Нас позвали в Ленинградский театр комедии и даже успели представить труппе, когда пришло приглашение из Малого.

Мы не знали всех подробностей, и только через несколько лет Юрий Мефодьевич рассказал, что предложил Михаилу Ивановичу Царёву вариант: «Если я уйду из театра, место же освободится, и Вы сможете взять двоих». Это был рискованный шаг, но Юрий Мефодьевич всегда идет до конца. Значит, он был готов к любому решению вопроса. Но крайняя мера не потребовалась, Царёв взял двух студентов. Поэтому, когда меня пригласили сразу несколько коллективов, я могла с гордостью сказать: «Я уже в Малом».

Когда я пришла в Малый театр, там работали большие, звездные артисты, лучшие режиссеры Москвы. С некоторыми из них мне посчастливилось поработать: Евгений Валерианович Самойлов, Татьяна Петровна Панкова, Руфина Дмитриевна Нифонтова, Евгений Яковлевич Весник.

Для Соломина всегда важна человеческая составляющая в его студентах. В театре нужно жить достойно, и когда такое окружение - нужно соответствовать. Никому не хочется подвести учителя. Мне кажется, его учеников отличает какая-то особенная серьезность и трепетное отношение к театру - и в этом заслуга Юрия Мефодьевича.

Я уже писала, что студенты всегда боролись за его внимание, но ничего не изменилось и в театре. Когда он стал худруком, на всех обсуждениях спектакля любой артист ждет похвалы Юрия Мефодьевича, - и мэтр, и вчерашний выпускник.

Мне нравится, что, несмотря на все крайности, в которые бросает сейчас современное искусство, Соломин остается верен русскому психологическому театру. Он не боится прослыть ретроградом, не стесняется своих взглядов. Поэтому вместе с нашими штатными постановщиками Владимиром Бейлисом, Виталием Ивановым, Владимиром Драгуновым у нас работали и Сергей Женовач, и Адольф Шапиро, и израильский режиссер Илан Ронен, итальянский режиссер Стефано Де Лука.

Все в Малом знают: если театром руководит Соломин, мы защищены. Мы можем спокойно работать, надеяться на справедливость и помощь в это тяжелое время. Главное, чтобы он был здоров и в нем не угасло желание работать. А я никогда не устану говорить, что без Юрия Мефодьевича Соломина в моей жизни не случилось бы самое главное чудо - стать артисткой Малого театра.

Людмила ТИТОВА




В вышедшей в начале 1990-х годов книге Елены Владимировой «Юрий Соломин. От Адъютанта до Его Превосходительства» Юрий Мефодьевич рассказывает: «Сколько себя помню, артистом я мечтал быть всегда. И учителя относились ко мне как к будущему артисту. Лет пятнадцать назад я встретил свою классную руководительницу - Елизавету Ивановну, и она сказала: «Я знала, что ты будешь артистом»...

Уже в десятом классе я точно знал, что хочу учиться только в Щепкинском училище. Почему именно там? Лет в четырнадцать в нашем кинотеатре «Пионер», куда я ходил постоянно, увидел документальный фильм «Малый театр и его мастера», снятый к 125-летию Малого театра. Я ходил на него снова и снова, смотрел его дикое количество раз. Там играли любимые и известные по кино актеры: Ильинский, Царёв, Жаров, Бабочкин, Рыжова, Турчанинова, Яблочкина, Владиславский, Шатрова, Дикий. От этого созвездия кружилась голова. Потрясенный, я мечтал только об этом театре. Мама мое решение не одобряла... Отец же меня поддержал. После школы я отправил все документы, даже не оставив копий, в Москву, в Щепкинское училище. И они не затерялись».

Что может быть важнее сбывшейся, да еще так ослепительно сбывшейся мечты? Юрию Мефодьевичу Соломину, как и большинству артистов, довелось пройти через необходимую череду массовых сцен, эпизодов, но его творческое движение из дня сегодняшнего видится как преодоление ступеней высокой лестницы, ведущей к широчайшей известности далеко за пределами страны, любви многочисленной киноаудитории, телезрителей и, в первую очередь, театралов, многие из которых и театралами-то стали благодаря работам Соломина на сцене Малого театра.

Перечисление его ролей - дело бессмысленное: любой из остановленных на улицах людей безошибочно назовет хотя бы несколько звездных ролей Юрия Соломина, оставшихся в памяти навсегда, где бы ни были они воплощены: на телевизионных экранах, в широком формате кинотеатров и, конечно, на подмостках. Около шести десятков работ в кино. Незабываемые театральные герои: Хлестаков в «Ревизоре», Кисельников в «Пучине», царь Федор в «Царе Федоре Иоанновиче», Михаил Яровой в «Любови Яровой», Астахов в «Картине», Войницкий в «Лешем», Николай II в «...И аз воздам», Тригорин в «Чайке», Фамусов в «Горе от ума», булгаковский Мольер... Тонкая и точная постановка «Трех сестер» и «Леса», легкое, лукавое прочтение водевиля «Таинственный ящик»...

И вершины мастерства, взятые на экранах в «Адъютанте его превосходительства» и «Дерсу Узала»...

Он, поистине, давным-давно уже превратился из Адъютанта в Его Превосходительство - художественного руководителя, режиссера, артиста, педагога, воспитавшего талантливейших учеников, пополнивших по достоинству труппу старейшего русского театра. И вряд ли найдется человек, который не оценит твердых нравственных принципов Юрия Мефодьевича Соломина, его верности традициям русского психологического театра, его благодарной памяти о своих учителях и партнерах.

Роли Юрия Соломина в театре за долгие десятилетия, проведенные в этих стенах, были настолько разнообразны, что в полной мере раскрыли многогранность яркого таланта, способного воплотить и гротеск, и комедию, и трагедию. И мы рады пожелать одному из любимых мастеров здоровья, энергии, сил не только ради нас, но и ради тех, кому еще предстоит покорять театральный Олимп.

Будьте благополучны во всем и всегда, дорогой Юрий Мефодьевич!

Редакция журнала «Страстной бульвар, 10»

 

 

Фотогалерея