Евгения Симонова: "...Играю с наслаждением, с восторгом..."

Выпуск №10-230/2020, Лица

Евгения Симонова: "...Играю с наслаждением, с восторгом..."

Творческая судьба Евгении Симоновой - это покорение вершин, умение бросить вызов стереотипам, уйти с удобной накатанной дороги и смело ринуться навстречу неизвестному, пугающему и такому заманчивому. Она не довольствовалась привычным, рисковала - и побеждала.

Первая роль в кино Евгении Симоновой, тогда студентки театрального института, -

юная летчица Маша Попова. Это было снайперское попадание режиссера фильма «В бой идут одни "старики"» и актера Леонида Быкова. Он увидел удивительное сочетание детской наивности и расцветающей женственности. Поэтому такой пронзительной болью отдавалось в сердцах зрителей горькое сожаление о несостоявшемся счастье милой Маши и пылкого Ромео, погибших в воздушном бою с фашистами.

Евгения Симонова была настолько убедительной, а типаж так точен и верен, что она еще несколько лет будет появляться именно в этом амплуа девочки-женщины, чистой, нежной, наивной, по-юношески прямолинейной и по-девичьи трогательной. Такой будет Принцесса - восторженная, обиженная, пытающаяся быть суровой и грубой («Обыкновенное чудо»), и Катя Снегирева («Афоня»), не теряющая веру в своего избранника.

Казалось, навсегда она стала лирической, «голубой» героиней. Но в эти же 70-е годы прошлого века появились в ее репертуаре роли, которые внимательному зрителю могли многое сказать о другой Евгении Симоновой.

В 1978 году в телефильме Иона Унгуряну «Лика» она сыграла заглавную героиню, которая смело бросает вызов стереотипам, отчаянно борется за право прожить свою жизнь, любить того, кого выбрала сердцем, отказаться от всех радостей обеспеченного существования с нелюбимым мужем. Сила характера, готовность отстаивать свой выбор, твердость и честность вызывали уважение.

А в «Школьном вальсе» (1977) Евгения Симонова убедительно показала неоднозначный характер Дины, влюбленной в своего одноклассника Гошу. Это она, пользуясь размолвкой Гоши и его любимой, ловко «переключает» его внимание на себя, выходит за него замуж, страдает, понимая, что совершила подлость. Сколько тонких нюансов было в этой роли - любовь, желание настоять на своем, отчаянье, досада, злость, обида, в сущности, неплохой и тоже несчастной девушки, решившей «бороться за свое счастье» всеми возможными средствами...

70-80-е годы - время востребованности Симоновой в кино. Ее любили, узнавали, приглашали... Но Евгения Симонова, так успешно начавшая кинокарьеру, была, прежде всего, актрисой театральной.

Девочка из хорошей семьи, она почти случайно поверила в свое призвание и сумела поступить в первый же год, хотя готовилась совсем в другой институт. После окончания знаменитого Театрального училища имени Б.В. Щукина была приглашена в Театр имени Вл. Маяковского, верность которому хранит вот уже 45 лет. Сыграно множество самых разных ролей. Да и начала она с исполнения роли, о которой может только мечтать молодая героиня, - с Нины Заречной в спектакле «Чайка», поставленном Александром Вилькиным. Она оказалась рядом с такими признанными мастерами, как Татьяна Доронина и Игорь Охлупин. Ее неискушенность и молодая задиристость пришлись как нельзя кстати, хотя спустя десятилетия на своем творческом вечере Симонова признавалась, что только через много лет поняла, прочувствовала, какой должна быть Нина в четвертом акте - женщина, прошедшая через тяжелые испытания. Не знаю, стала ли Нина Заречная хорошей актрисой, о чем она говорит Косте Треплеву, но Евгения Симонова, пройдя через множество ролей милых молодых, непримиримых девушек и женщин, стала настоящей, большой актрисой.

Жизнь, с ее испытаниями, неожиданными поворотами, потерями и обретениями вырастила из нее актрису, умеющую глубоко и сильно чувствовать, преодолевать страдания, достойно встречать удары судьбы, понимать всю сложность и неоднозначность происходящего вокруг.

«Теперь уж я не та... Я уже настоящая актриса, я играю с наслаждением, с восторгом, пьянею на сцене и чувствую себя прекрасной». Эти слова чеховской героини замечательно подходят нашему юбиляру. Ее палитра стала разнообразной, постижение характеров заставляет с замиранием следить за малейшим изменением интонаций, острым пластическим рисунком. Она умеет держать паузу, насыщая ее множеством смыслов.

Да и роли в последнее время она играет самые разнообразные. Из лирической героини, инженю, она выросла до большой драматической актрисы, поражающей неожиданными и небанальными трактовками самых, казалось бы, неподходящих ей характеров.

Если бы ей, молодой, предстояло участвовать в постановке «Анны Карениной», она, конечно же, была бы Кити Щербацкой. Но в моноспектакле, поставленном ее мужем, кинорежиссером Андреем Эшпаем по роману «Анна Каренина», она - Анна, главная героиня. Симонова читает бесконечный монолог. Анна Симоновой говорит слова, произнесенные в романе Анной, и вслух произносит внутренние монологи героини, в которых фразы путаются и рвутся, изменчивые, как и ее состояния. В этих монологах измученной Анны Карениной столько боли, противоречивости, попытки зацепиться хоть за что-нибудь, раздвоенность сознания, агрессия и всепрощение. Отчаянье и надежда сплетаются в тугой узел.

Тонкая ирония, свойственная актрисе, проявилась в исполнении старухи в спектакле «Три высоких женщины» (ее героине 90 лет!), и в роли ВиолеттыАвгуст: графство Осейдж»), самодурки и тиранки, где сарказм и издевка скрывают переживания и боль глубоко страдающей женщины.

Ей повезло - она играла Островского, Горького, современную как российскую, так и зарубежную пьесу. Несколько лет назад Симонова сыграла Нору в пьесе Ибсена в спектакле Леонида Хейфеца, еще раз вернувшись к теме «женщина-ребенок», перетолковав ее, подняв на новую высоту осмысления тот характер, который так удавался ей в молодости, сделав его многомерным и трагичным.

Понимая, как недолог век актрисы, Симонова не ждала ролей - искала работу, стремилась принять участие в самых неожиданных проектах. Так появились ее работы в Театре «Сфера», подготовленные с режиссером Екатериной Еланской. Так оказалась она на подмостках театра «Современник» в значительных, серьезных, очень «женских» ролях - это Тамара в «Пяти вечерах» и Тамара в спектакле «Враги. История любви», где Евгения Симонова, по словам критика, играет «с непревзойденным достоинством».

Женщины, умеющие любить, быть верными, прошедшие через испытания, сохраняющие в себе веру в добро, в искренность человеческих чувств, сострадание... Каждый новый виток актерской судьбы готовит Евгении Симоновой новые вызовы и новые победы. Она уверенно заняла место звезды в табели о рангах своего театра. Настоящим прорывом стала роль Софьи Андреевны Толстой, жены классика, за которую Евгения Павловна была удостоена престижной национальной театральной премии «Золотая Маска». Повинуясь замыслу автора пьесы «Русский роман» Мариуса Ивашкявичуса и режиссера Миндаугаса Карбаускиса, Софья Андреевна Евгении Симоновой проходит все круги ада. Любящая и отвергаемая, страдающая, мстительная, униженная, гордая, полная отчаянья, не имеющая возможности разорвать узы, навечно связавшие ее с мужем, ее имя - с великим Толстым. Пронзительно, шокирующе, тонко, остро, пугающе бесстрашно ведет она эту роль, восхищая масштабом характера героини, виртуозно переданным актрисой.

Последняя ее предъюбилейная роль - Лика из «Московского хора» Л. Петрушевской в постановке Никиты Кобелева. Симонова давно и отважно играет возрастные роли, обаятельная и манкая, она не боится быть некрасивой, угловатой. Ее Лика пытается соединить рвущуюся нить жизни, согреть, простить, собрать семью... Тема семейная дорога актрисе, удается ей, ибо, как и во все свои роли, она вкладывает душу и личную боль и опыт в создание образа.

Наверное, здесь не хватает упоминания серьезных киноработ последних десятилетий, ролей, сыгранных в фильмах А. Эшпая «Многоточие», «Событие», «Дети Арбата»...

У Евгении Павловны Симоновой множество правительственных и профессиональных наград, звание народной артистки России, любовь и обожание зрителей, серьезные сольные программы, где она рассказывает о себе, выступает с дочерьми - актрисой и пианисткой... Ее ждут на театральных фестивалях, где она, заинтересованный театральный человек, близко к сердцу принимающий проблемы своих коллег из российских театров, возглавляет жюри.

Мы желаем Евгении Симоновой новых творческих побед!

Фотогалерея