Валерий Шейман. Моя основа

Выпуск №10-230/2020, Лица

Валерий Шейман. Моя основа

15 июня Валерию Шейману, артисту и режиссеру Московского театра «У Никитских ворот» исполнилось 70 лет.

Его успели узнать и полюбить зрители Москвы и других городов еще в ту пору, когда он служил подмосткам Ульяновского драматического театра, что носит сегодня имя И.А. Гончарова. Но на протяжении долгих десятилетий этот театр был связан с именем выдающегося, уникального режиссера Юрия Семеновича Копылова, а Валерий Шейман был одной из ярчайших звезд театрального созвездия, осененного этим именем. Шейман и сам не скрывает того, что «все самые главные свершения уже случились» именно в Ульяновском театре, где он нашел своего режиссера. Того, кто понимает, открывает в тебе бесконечно новые возможности, изучает и любит. Но не только этим вспоминается сегодня Юрий Копылов - он перевернул для многих представление о том, что такое провинциальный театр, создав своего рода «заповедник» высочайшей культуры, философии и яркого актерского созвездия.

Юрий Семенович был созидателем, строителем в нравственном, духовном понятии этих слов. И, потому, вероятно, переехав в Москву, Валерий Шейман интуитивно искал Театр-Дом. В одном из интервью артист говорил: «У Марка Розовского первый коллектив, который он возглавил, назывался «Наш дом». И нынешний его театр - тоже дом, конечно, с другой атмосферой и энергетикой. Можно бесконечно говорить об энергии Розовского, но самое главное его качество - умение генерировать идеи».

Это качество Розовского Валерий Шейман оценил сразу. Став ближе к репертуару столичных театров, к творчеству других режиссеров и коллег, спустя несколько лет спустя он признался: Копылов был бесконечно творческой личностью высочайшего класса. «Я это понимал всегда. Но сейчас, когда стал поближе к самым главным московским театральным событиям, я прекрасно понимаю, что уровень режиссуры Копылова гораздо выше... практически всех столичных режиссеров. Ну, за исключением нескольких каких-то замечательных современных имен. И то они идут по своей стезе, другим путем. Но уровень осмысления профессии, мастерства Копылова, тот заряд энергии, те навыки, которые получены в результате общения с ним, меня держат...»

Ульяновский период в жизни Валерия Шеймана можно назвать невероятно щедрым - на профессиональный и интеллектуальный рост, на самопознание через роли непостижимого масштаба, сыгранные им в сложнейших спектаклях «Князь» по роману Ф.М. Достоевского «Бесы», «Гамлет» и «Двенадцатая ночь» Шекспира, «Монархи» по трилогии А.К. Толстого, «Орфей спускается в ад» Уильямса... Всех названий (а было их 85!) не перечислить, но многие из них остались незабываемыми и десятилетия спустя, и в их череде «Павел I» Мережковского, «Генрих IV» Пиранделло, «Дьявол и Господь Бог» Сартра (не слышала никогда, чтобы кто-то, кроме Юрия Копылова осмелился обратиться к столь сложному философскому материалу).

Главный герой Сартра, полководец Гец, блистательно, многогранно сыгранный Валерием Шейманом, незаконнорожденный (что очень важно для этого характера), чье сознание вынуждено проходить все круги самопознания и познания мира, поэтому каждое из трех действий, трех ипостасей духовного пути героя Юрий Копылов отмечал своеобразными вехами-символами: «Проклятый Богом», «Сеющий добро, пожнет его...», «Трудно быть человеком». Именно в этих этических координатах свершалась борьба Геца с самим собой. Гец словно вывернул наизнанку десять заповедей в стремлении убить Бога, но сомнения грызут его все сильнее, мучительнее. Убийца и злодей, которым он предстает в начале, полководец, готовый уничтожить город лишь потому, что ему этого хочется, человек, предпочитающий ничего не получать просто так, а брать силой и кровью, живущий ради зла, потому что «добро уже сделано Господом, а я люблю выдумку», - Гец заключает пари со своим двойником, священником-предателем Генрихом (в этой роли был поистине великолепен Борис Александров!), и проигрывает. Отныне он не будет судить Добро, а будет его творить.

По-иному, но сильно и выразительно продолжилась эта тема в спектакле Театра «У Никитских ворот» «Экклезиаст», моноспектакле Валерия Шеймана, в котором он держит публику в неослабевающем напряжении на протяжении всего действия, фактически, на пустой сцене. Текст, переживший тысячелетия, звучит ошеломляюще, и невольно возникает вопрос: если все или, по крайней мере, многие знают и хотя бы обрывочно цитируют эти слова, то почему не живут так, как указано, написано?

Марк Розовский прозорливо угадал в Валерии Шеймане возможность яркого выражения эмоций, сделал ставку на красивый, богатый интонациями и своеобразными модуляциями голос артиста, и в сложном библейском тексте зазвучала глубокая человеческая боль, надежда, печаль и радость - все то, что составляет нашу жизнь.

«У Никитских ворот» Валерий Шейман играет и ставит - в ином, изменившемся времени он старается придерживаться тех ценностей, в которых прошла значительная часть его жизни, обогащенная, напитанная школой Юрия Копылова. Придя в новый коллектив, Шейман сразу получил пять вводов в идущие в репертуаре спектакли: он сыграл Гаева в «Вишневом саде», Герцла в «Майн кампф» Табори, Чилтерна в «Идеальном муже» Уайльда... Вскоре Марк Розовский стал ставить на него, оценив богатую актерскую палитру Валерия Сергеевича.

Первой такой работой стала роль в спектакле Александра Кабакова «Знаки», где Валерий Шейман сыграл бизнесмена, казалось бы, лишенного таких понятий, как совесть, честь, мораль. Но наступил момент в его жизни, когда он понял, что теряет нечто человеческое, без чего не прожить.

Нельзя не вспомнить и такие разные спектакли, как «Я, бабушка, Илико и Илларион» Нодара Думбадзе, «Мудрец» А.Н. Островского в режиссуре Аркадия Каца и «Гамлет», «О, милый друг!..» Марка Розовского... И, конечно, «Папа, Мама, я и Сталин», поставленный Марком Розовским по собственной автобиографической книге. Валерий Шейман сыграл отца героя, роль очень серьезную, но мастерски «приправленную» красками гротесковыми.

Валерий Шейман рассказывал: «У Марка Розовского особый способ репетировать. Он, конечно, трудоголик и, действительно, мотор театра, который обязан своей жизнью его энергии. Он неугомонный, ненасытный, жадный». Эти качества режиссера подтверждаются год от года количеством премьер на двух сценических площадках.

Режиссерский дебют артиста состоялся на подмостках Театра «У Никитских ворот» более десятилетия назад, и спектакль до сих пор с успехом идет в театре. Он поставлен по пьесе канадского драматурга Норма Фостера и называется «Выпивая в одиночестве». Тонкий, ироничный, этот спектакль наполнен теплом по отношению к людям, и, играя одну из ролей, Валерий Шейман наделяет своего персонажа теми душевными качествами, что постепенно высвобождаются из-под спуда одиночества...

Без преувеличения, о каждой роли Валерия Шеймана можно говорить: будь они главными или второстепенными, артист делает своего героя заметным, ярким, остающимся в памяти надолго. Потому что он - Мастер, с которым всегда интересно общаться и в зрительном зале и, если повезет, в послепремьерных «сходках», на которые так щедр Театр «У Никитских ворот». Поэтому обойдемся без перечислений. А просто пожелаем артисту успехов во всем - в кинематографе, который пока не в полной мере оценил его дарование, в педагогической деятельности и, конечно, в театре, где его любят и высоко ценят коллеги и зрители! Не случайно Валерий Шейман уверенно утверждает: «Однозначно, театр - это моя основа».

 

Фото с официальных сайтов театров

Фотогалерея