Однолюб / Валерий Абрамов (Москва)

Выпуск №10-230/2020, Лица

Однолюб / Валерий Абрамов (Москва)

Кажется, иначе Валерия Владимировича Абрамова и не назовешь. И тому есть целый ряд причин.

Ведь он, родившийся в Москве, 70 лет назад, 20 мая 1950-го года, с детства мечтал об актерстве и дебютные попытки на пути к его постижению предпринял уже в нежном возрасте, в художественной самодеятельности. С тех пор и предан драматической сцене.

А в течение почти полувека - единственному театру, Центральному академическому Российской, на момент своего поступления в труппу, в 1972-м - Советской Армии. Однако познакомился с этим театральным коллективом Валерий Владимирович чуть раньше, в знаменитой «команде» артистов-военнослужащих, куда был принят после окончания Школы-Студии МХАТ.

В этом прославленном учебном заведении Абрамову посчастливилось заниматься на курсе Виктора Карловича Монюкова, встретиться с иными авторитетными педагогами. Все это укрепило привязанность Валерия Владимировича не просто к театру, а к театру психологическому, которому он тоже верен всю жизнь.

И сегодня Валерий Абрамов - один из ярких представителей на армейских подмостках именно мхатовского театрального направления, обладая очень ценным, как, судя по легенде, считал сам Константин Сергеевич Станиславский, для артиста свойством, - обаянием. Благодаря чему, мягко говоря, не совсем положительные персонажи Абрамова неизменно вызывают симпатии зрительного зала. И здесь даже пополнивший в 1996-м «послужной список» Абрамова «измученный страданием» и одновременно тонко чувствующий, «трепетный», по мнению основного партнера Валерия Владимировича Бориса Плотникова (князь Мышкин), Парфен Рогожин из переведенного на сценический язык Юрием Ереминым «Идиота» Ф.М. Достоевского (1984) не оказался исключением.

А еще для Абрамова никогда не существовало маленьких ролей. И будь то колоритный в согласии с его «говорящей» фамилией купец Онуфрий Потапыч Дороднов из «Поздней любви» А.Н. Островского в версии Ансара Халилуллина (2003) или завсегдатай шумных вечеринок и роскошных балов, легкомысленный дамский угодник Сен Годан из «Дамы с камелиями» А. Дюма-сына в режиссуре Александра Бурдонского (1984) - Валерий Владимирович одинаково ответственно подходил к своей работе.

Он и сейчас, находясь в ранге народного артиста России, относится с интересом к любому по объему образу, давая максимальный простор своей фантазии в процессе поиска оригинальных деталей костюма, грима и, конечно, точных, иногда неожиданных черт характера того или иного героя.

К примеру, Лыняева, которого играет в поставленных в 2008-м Борисом Морозовым «Волках и овцах» того же Островского, все-таки допуская вероятность симпатии своего Михаила Борисовича к предприимчивой Глафире. И в результате подобного решения главными качествами в натуре этого «почетного мирового судьи» становятся не привычные для публики женоненавистничество и едва ли не животный страх перемен и потери мужской свободы, а «сердце доброе, совесть чистая».

Они же вместе с честью и достоинством вообще составляют суть ведущей темы всей актерской судьбы Валерия Абрамова, которому совсем не сложно воплощать эти понятия на сцене. Так как внутренне Валерий Владимирович им соответствует, что позволяет ему эмоционально, но без пафоса и независимо от «круглых» годовщин Великой Победы исполнять для любой зрительской аудитории произведения поэтов-фронтовиков. И - участвовать в шефских поездках в различные «горячие точки» России и стран ближнего зарубежья, а также в ключевых для репертуара ЦАТРА спектаклях патриотического звучания.

В том числе в возвращенных в столичную театральную афишу в 2010-м Борисом Морозовым «Вечно живых» В.С. Розова с Валерием Абрамовым - хирургом Федором Ивановичем Бороздиным, в чьей ролевой «партитуре» артист помимо приверженности врачебному долгу выделяет «мотив» радости и нелегкого бремени отцовства, бессильного перед потерями.

И тот, кто осведомлен о подробностях биографии Абрамова, и просто проницательные зрители непременно ощутят особое значение такого акцента для Валерия Владимировича, которому помимо творческой реализации важно было стать и хорошим отцом для сына Петра. Это ему удалось. Правда, не подвел Абрамова-старшего и Петр, являющийся и артистом Малого театра, и кандидатом филологических наук, специалистом по наследию Иоганна Вольфганга Гете.

Имеет смысл предположить, что и молодежь ЦАТРА, с которой Абрамов имеет дело в качестве второго режиссера, помогая в подготовке спектаклей творческому лидеру театра Борису Морозову, и студенты Валерия Владимировича на актерском факультете ГИТИСа, и воспитанники Студии при ЦАТРА тоже в какой-то степени его дети. Думается, что и тех, и других Абрамов вряд ли донимает нравоучительными нотациями. А проблем, касающихся артистической этики, Валерий Владимирович, видимо, вовсе предпочитает не касаться.

Да это ему и не нужно. Он же на собственном опыте доказал, что не отречься от идеалов и достичь чего-то серьезного в актерской профессии можно лишь «любя искусство в себе, а не себя в искусстве», как советовали основатели МХТ, без упоминания о котором в случае Абрамова, похоже, снова не обойтись.


Фото с официального сайта театра

Фотогалерея