"...Нам нужна одна победа..." / "Два берега одной Победы" на сцене Театра им. А.С. Пушкина (Якутск)

Выпуск №10-230/2020, Много лет спустя

"...Нам нужна одна победа..." / "Два берега одной Победы" на сцене Театра им. А.С. Пушкина (Якутск)

У каждого была своя война. Казалось, до далекого Якутска долетали только отголоски сражений. Но именно Якутск оказался важным стратегическим пунктом, от которого также зависела судьба решающих битв с фашизмом. Возможно, кого-то удивят далекие от театра факты, которые будут приведены в этой статье, но без них трудно понять рождение на сцене Государственного академического русского драматического театра имени А.С. Пушкина героического спектакля, рассказывающего о подвиге местных жителей в той страшной войне. Он появился к 70-летию Победы и с успехом идет до сих пор.

В 1942 году была построена и начала действовать воздушная трасса между Аляской (США) и СССР - АЛСИБ - «Аляска-Сибирь». Она являлась советской частью авиатрассы по перегонке американских самолетов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Решение об организации доставки самолетов из США в СССР по воздуху Госкомитет обороны принял еще 9 октября 1941 года. Был выбран путь через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска. К октябрю 1942 года в СССР было построено 16 аэродромов, были реконструированы уже имевшиеся.

Перегоночная дивизия была сформирована летом 1942 года в Иванове. Здесь летчиков знакомили с американскими самолетами и проводили тренировочные полеты. Командиром дивизии и начальником трассы был назначен полковник Илья Павлович Мазурук - полярный летчик, Герой Советского Союза. Штаб дивизии и управление воздушной трассы располагались в Якутске.

7 октября 1942 года первая партия самолетов вылетела из Фэрбенкса (США). Это были семь истребителей, лидером группы шел бомбардировщик под управлением самого начальника трассы Мазурука. Из Красноярска бомбардировщики перегонялись на фронт своим ходом, а истребители - в разобранном виде по железной дороге.

Тысячи пилотов, бортрадистов и механиков работали в невыносимых условиях Крайнего Севера, летали над самыми опасными районами планеты, включая зону вечной мерзлоты. Несмотря на все трудности, за период с 1942 по 1945 год было перегнано почти 8 000 самолетов (бомбардировщики, истребители, транспортные) и перевезены тонны ценных грузов. Отправленные на фронт американские самолеты сыграли важную роль в борьбе Красной армии с войсками вермахта.

К 70-летию Победы, в 2015 году Русский театр обратился к этому героическому и драматическому эпизоду битвы за Победу, к теме АЛСИБА. Пьеса «Два берега одной Победы» имеет подзаголовок «хроника любви, жизни и подвига», ее написал местный драматург В. Федоров, она проста и бесхитростна, но именно в этой простоте ее обаяние и подлинность. Короткие эпизоды сменяют друг друга, знакомя с самыми разными судьбами, реальными и собирательными персонажами, наполняя действие живым дыханием подлинности. Это история про молодых людей - им, в основном, по 18-20 лет. А, значит, никакая война не мешает влюбляться, строить планы на будущее. В калейдоскопичности - своеобразная «оптика» и проникновенность зрелища. Встречаются молодые советские пилоты (В. Кропотов, С. Ацегейда) и отважные летчицы-американки (М. Слепнева, К. Ермеева) - конечно, возникает взаимная симпатия. Солидный американец и юная заправщица на аэродроме (М. Хайдина) - их чувство носит оттенок горечи - энкавэдэшники неотступно следят за моральным обликом советских работников. Лейтенант Илья (Е. Кузьмин) и метеоролог Нина (К. Кочнева) счастливы, и, кажется, ничто не может помешать их юной любви. Но у этих любовных историй нет счастливого финала. Гибнут американки, разбивается советский летчик, навсегда уезжает американский инженер-пилот Николас Толли (И. Шумкин). В действии органично соединяются пафосные, лирические и забавные сцены, позволяя воссоздать картину повседневной жизни аэродрома в Якутске в годы Великой Отечественной войны.

Есть в спектакле и реальные персонажи. Особая линия - история легендарного Александра Покрышкина (С. Березовский), впоследствии трижды Героя Советского Союза, а пока еще - непокладистого, ершистого, обладающего острым умом опытного летчика, разработавшего новую тактику боя, его борьба с упертым начальником. Именно Покрышкин всю войну летал на американском истребителе «Аэрокобра», сбил 59(!) фашистских самолетов.

А. Лобанов создает образ полковника Ильи Мазурука, командира перегоночной авиадивизии, уверенного, мудрого. Скупость актерских средств, сдержанность позволяют почувствовать значимость дела, которое возглавил Герой Советского Союза, полковник, полярный летчик И. Мазурук. Через 36 лет в Москве встретились два бывших пилота - Илья Мазурук и Томас Уотсон с бомбардировщика В-24, который сел в Якутске в 1942 году. Сменяются ситуации, мелькают герои, но зритель успевает полюбить их, поэтому такой болью отзывается гибель каждого.

Спектакль поставил знаменитый Андрей Борисов, мастер эпического, метафорического театра. На сей раз его выразительные средства скупы, но он мастерски вводит камерные сцены в контекст истории. Время от времени на голубом заднике появляются кадры кинохроники военного времени. А в центре сцены - макет знаменитого американского истребителя «Аэрокобра», практически в натуральную величину. Именно вокруг этой машины выстраиваются мизансцены, многообразие вертикальных площадок позволяет достигать стремительной смены картин (художник-постановщик М. Егоров). Этот истребитель и обозначает конкретное место действия, и воспринимается как символ, памятник... И сквозь все представление проходит песня - мелодичная, напевная, чем-то неуловимо напоминающая любимые мелодии той поры (музыка В. Климина). В зале сидят молодые, но память, генетическая, родовая, передается им, делая зрителей сопричастными широкому дыханию истории.

Спектакль «Два берега одной Победы» явление как художественное, так и социально значимое. Его довольно сложно вывозить на гастроли, но те поездки, которые состоялись, доказали, что история АЛСИБа никого не оставляет равнодушным.

К 75-й годовщине Победы театр приготовил еще один спектакль, вторую часть дилогии. Постановочная группа осталась прежней - автором пьесы «Запасной аэродром» снова стал В. Федоров, постановщиком - Андрей Борисов. Героическая история сменилась драматической - в пьесе рассказано о том, как на строительство запасного аэродрома для американских самолетов в верховьях Колымы направляют заключенных, женщин и мужчин.

Невыносимые условия существования и вера в Победу, готовность хоть чем-то помочь тем, кто воюет, сплелись в этой истории в тугой узел. Может быть, излишне пафосно, но пьеса заканчивается сценой, когда ценой невероятных усилий лагерницы готовят взлетную полосу к приему самолетов. «Все для фронта, все для Победы!» - звучат в сердце каждой слова.

Репетиции спектакля, выпуск которого планировался 9 мая, были прекращены в связи с эпидемией коронавируса и закрытием театра. Но директор и ведущий актер Александр Лобанов уверен, что уже к началу сезона зрители снова вспомнят героические страницы истории АЛСИБа.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея