У ваших всё получается! / 60-летие Чувашского театра оперы и балета

Выпуск №10-230/2020, Мир музыки

У ваших всё получается! / 60-летие Чувашского театра оперы и балета

«Новый театр родился в нелегких условиях: в первое время не было профессионального хора и балета, достаточного количества подготовленных специалистов. Но стремление создать музыкальный театр в Чебоксарах победило те трудности, которые лежали на пути к опере. Театр протянул руку талантливой молодежи. С заводов и фабрик, из вузов и учреждений пришли в театр участники художественной самодеятельности. Они занимались по вечерам в вокальной и балетной студиях, работавших на общественных началах. Ведущие мастера сцены смогли зажечь в студийцах творческий огонек и привить им профессиональные навыки». Эти исторические строки, написанные народным артистом России и Чувашии, заслуженным деятелем искусств России Борисом Марковым о Чувашском государственном театре оперы и балета, основателем и первым режиссером которого ему посчастливилось быть, как нельзя более точно передают ту живую атмосферу творческого поиска, в которой создавался этот коллектив 60 лет назад.

Правда, на момент своей первой премьеры 22 мая 1960 года он назывался Чувашский музыкально-драматический театр, поскольку делил сцену с Чувашским государственным академическим драматическим театром им. К.В. Иванова, отсоединившись от него лишь в 1969 году, а в 1986 переехав в собственное здание.

В этот вечер для жителей Чувашии, ранее не имевших возможности видеть в Чебоксарах постановки опер и балетов, давали оперу чувашского композитора Ф. Васильева «Шывармань» («Водяная мельница»), в которой участвовали такие знаковые для вокального искусства республики певцы, как заслуженные артисты России, народные артисты Чувашии Мефодий Денисов и Тамара Чумакова, заслуженный работник культуры Чувашии Раиса Ахметбекова, заслуженные артисты Чувашии Иван Охливанкин, Тамара Соколова, Иван Калентьев (многие из них были выпускниками чувашской оперной студии при Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова). В числе почетных гостей в зале присутствовали ректор Казанской государственной консерватории Назиб Жиганов, заведующий кафедрой композиции Альберт Леман, композитор Андрей Эшпай, съемочная группа Куйбышевской студии кинохроники, заснявшая несколько кадров для журнала «Поволжье». Спектакль, транслировавшийся по радио, был принят с таким восторгом, что, когда артисты и постановщики вышли на поклоны, зрители забросали сцену ветками черемухи, а отзывы на премьеру можно было прочесть не только в республиканской прессе, но и в газете «Советская культура».

Крупной победой коллектива стала опера Б. Мокроусова «Чапай», вошедшая в число лучших спектаклей, подготовленных в театрах России к XXII съезду КПСС, и показанная в 1962 году в Москве на сцене Кремлевского Дворца Съездов. Пять представлений подряд чувашские артисты языком музыки рассказывали москвичам и гостям из союзных республик историю своего земляка - участника Гражданской войны, начальника дивизии Красной армии, уроженца Чувашии Василия Чапаева. Успех превзошел все ожидания. Исполнителям главных партий были присвоены почетные звания, а театр получил дипломы Министерства культуры РСФСР и Всероссийского театрального общества. Сам автор оперы, знаменитый советский композитор Борис Мокроусов, бывавший в Чебоксарах и сотрудничавший с чувашской труппой, тоже высоко оценил работу театра: «Признаться, я ожидал меньшего. Я знал, что ваш коллектив молодой, неопытный. А теперь ничуть не сожалею, что отдал свой многолетний труд именно в Чебоксары».

Первым балетным спектаклем, поставленным на чувашской сцене, была «Жизель» А. Адана. И хотя ее премьера состоялась 19 мая 1967 года, история профессионального хореографического искусства Чувашии началась еще в 1957 году, когда группа талантливых детей из республики была отправлена на учебу в Ленинградское академическое хореографическое училище им. А.Я. Вагановой. В 1966 году они вернулись домой с дипломами и преступили к постановкам спектаклей классического и национального репертуара. Некоторые из «первых ласточек» чувашского балета, среди которых народные артисты Чувашии Галина Васильева, Лариса Ивановская и Юрий Свинцов, заслуженный артист России и Чувашии Александр Федоров, заслуженные артисты Чувашии Николай Никифоров и Владимир Иванов, Любовь Клементьева и Маргарита Крылова, Нина Дульская и Константин Бирюков, Валерий Александров и Николай Михайлов, по сей день трудятся в театре и передают свой опыт новому поколению балетной труппы, ежегодно выезжающей на гастроли по странам Европы.

Художественное руководство театра (на первых порах в команде с режиссером Борисом Марковым были художники Павел Дмитриев и Викентий Гунько, балетмейстер Василий Богданов, дирижеры Леонид Волынский и Леас Святославский) тщательно следило за широтой и стилевым разнообразием репертуарной палитры, стремясь охватить все грани мирового музыкального наследия. Так, например, вслед за чувашской оперой «Шывармань» с подмостков зазвучала русская и зарубежная классика - «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Чио-Чио-сан» и «Флория Тоска» Дж. Пуччини, «Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди, «Сельская честь» П. Масканьи и «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Севильский цирюльник» Дж. Россини и «Кармен» Ж. Бизе, «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова и «Князь Игорь» А. Бородина. Вот уже более полувека не сходит со сцены национальная опера Г. Хирбю «Нарспи», ставшая музыкальным воплощением одноименной поэмы классика чувашской поэзии Константина Иванова, считающейся символом республики и переведенной на несколько иностранных языков.

Череду балетных спектаклей, которую открыла всемирно известная «Жизель», продолжила чувашская «Сарпиге» Ф. Васильева, вошедшая в историю как первый национальный балет, поставленный в театре. Один за другим в репертуаре появлялись «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П.И. Чайковского, «Пахита», «Дон Кихот» и «Баядерка» Л. Минкуса, «Сотворение мира» А. Петрова и «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова, «Женитьба Бальзаминова» В. Гаврилина и «Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. Щедрина. Особенно отрадно, что, храня верность традициям классической школы танца, артисты балетной труппы активно осваивают современный танцевально-пластический язык, подтверждением чему стали пользующиеся большой популярностью балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка» С. Прокофьева, «Нунча» К. Ламбова и «Любовь-волшебница» М. де Фальи, «Чиполлино» К. Хачатуряна и «Лолита» по роману В. Набокова. Настоящим национальным достоянием можно назвать балет современного чувашского композитора А. Галкина «Аттила. Рождение легенды», поставленный при поддержке гранта главы Чувашии.

Признанием профессиональной зрелости Чувашского музыкального театра стало присвоение ему в 1993 году статуса театра оперы и балета. Сегодня из начинающего коллектива, постепенно набирающего репертуар и «обрастающего» профессиональными кадрами, он превратился в один из крупных культурных центров Поволжья. Руководство театром осуществляют заслуженный артист Чувашии, заслуженный работник культуры Чувашии Валерий Клементьев (директор), лауреат международных конкурсов Дмитрий Банаев (художественный руководитель), заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств Чувашии Ольга Нестерова (главный дирижер), лауреат международных конкурсов Данил Салимбаев (художественный руководитель балетной труппы), заслуженный художник Чувашии Валентин Федоров (главный художник), Максим Жучин (главный режиссер), народный артист Чувашии Анатолий Фишер (главный хормейстер).

Спектакли театра - участники всероссийских фестивалей «Болдинская осень» (Нижний Новгород), «Волжские театральные сезоны» (Самара), «В гостях у Ларисы Гергиевой» (Владикавказ), «Эстетика танца» (Ярославль), «Зимние вечера» (Йошкар-Ола), «История государства Российского. Отечество и судьбы» (Ульяновск), частые победители Республиканского конкурса театрального искусства «Узорчатый занавес» в номинации «Лучший спектакль года», лауреаты Государственной премии Чувашии. Есть в Чебоксарах и свои фестивали - Международный оперный фестиваль имени народного артиста СССР М. Д. Михайлова (знаменитого русского баса, солиста Большого театра и уроженца Чувашии), Международный балетный фестиваль, Международный фестиваль оперетты и Фестиваль чувашской музыки. В рамках фестивальных программ жители Чебоксар имеют возможность насладиться творчеством не только приглашенных солистов, но и целых коллективов.

Театр неоднократно становился героем не только музыковедческих и театроведческих статей в республиканской и российской прессе, но и целых книг. Среди них стоит отметить монографии режиссера Б. Маркова «Рождение музыкального театра Чувашии» и «Мой театр», в которых автор исследует закономерности появления музыкального театра на определенном этапе культурного развития народа, книгу «Чувашский государственный театр оперы и балета и ведущие мастера его сцены», созданную солистом оперы П. Заломновым и содержащую краткие биографические справки об артистах и сотрудниках производственных цехов, имеющих почетные звания. Большую историческую ценность представляет книга-справочник музыковеда, свыше пятнадцати лет возглавлявшего литературную часть театра И. Евсеевой «Чувашский государственный театр оперы и балета», содержащий подробные сведения обо всех премьерных спектаклях театра с момента его основания, постановщиках, исполнительских составах, гастролях и материалах в прессе.

Чувашский театр гордится своими гостями, приезжавшими в Чебоксары из Ла Скала и Дойче Опер, Большого и Мариинки. На его сцене неоднократно выступали Фьоренца Коссотто и Мария Биешу, Ирина Архипова и Владислав Пьявко, Зураб Соткилава и Ирина Богачева, Любовь Казарновская и Владимир Маторин, Светлана Варгузова и Юрий Веденеев, уроженка Чувашии Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев, Надежда Грачева и Илзе Лиепа, Елена Образцова и Юлия Махалина. А однажды на показе оперы Дж. Верди «Бал-маскарад» побывал известный российский исполнитель песен и романсов Олег Погудин. Он был настолько вдохновлен спектаклем, что в антракте побеседовал с руководством театра и высказал добрые слова в адрес труппы: «Я был искренне удивлен, что одна из сложнейших опер Джузеппе Верди, которую увидишь не в каждом крупном театре, идет в Чебоксарах. Меня приятно обрадовал профессиональный уровень ваших исполнителей. Редко, когда солисты выглядят в равной степени убедительно как в вокальном, так и в актерском плане. У ваших все получается!»


Фото из архива театра

Фотогалерея