Каждый встреченный человек – учитель

Выпуск №1-111/2008, Монолог

Каждый встреченный человек – учитель

Его можно с уверенностью назвать медийным лицом города. Уже не одно поколение зрителей преданно вспоминает многочисленные роли заслуженного артиста России Ивана СУЧКОВА, актера Новгородского академического театра драмы им. Ф.М.Достоевского и телеведущего популярных программ «Разрешите Вас поздравить» и «Хозяин». За плечами после окончания Горьковского театрального училища были Липецк, Воронеж, Самара, но вот уже 36 лет отдано одному из старейших русских городов. В дни своего юбилея Иван Васильевич рассуждает о театре, его месте и времени.

После работы в разных театрах судьба привела меня в Великий Новгород. Место понравилось стариной своей, самобытностью. К тому же Москва и Санкт-Петербург рядом, всегда можно съездить в другие театры. Многие актеры стремятся в города покрупнее, но я об этом не думал. Было много работы, появились друзья. Помимо театра, читал на радио литературные произведения, а когда открылась первая студия ТВС-Новгород, меня пригласили в качестве диктора и ведущего. Вот уже восемь лет выходит передача «Хозяин» на «Славии». Надеюсь, люди верят, что предложенное мною можно сделать своими руками. Думаю, мне помогает не только профессия актера, но и опыт изготовления бутафории, и то, что есть у меня дом в деревне на берегу Ильменя, который я постарался сделать сам.

Я увлекаюсь исторической реконструкцией. По сути, на протяжении всей своей жизни восстанавливал старинные часы, иконы. И это позволило мне заниматься в театре изготовлением особой бутафории: старинной мебели, оружия, украшений. Случалось, что практически все оформление спектакля было сделано моими руками. Идолы, наконечники стрел, украшения в «Вадиме Новгородском» я изготавливал вместе с художником Эмилем Капелюшем. Мы подбирали множество исторических материалов, чтобы с возможной достоверностью сделать, например, украшения главной героине Рамиде. Большей частью образ эпохи воссоздавали по музейным образцам. Интересно работать было и над спектаклем «Мария Стюарт». Сложность состояла в том, что это эпизод из западной истории XVI века, но все равно многое удалось в создании атмосферы исторической достоверности. До сих пор хранится в театре деревянное католическое распятие полтора на полтора метра. В сказках любил придумывать, как бы сейчас сказали, спецэффекты: искры от сабель, огниво, зажигающееся от каблука и другие хитрости.

В театре существуют амплуа, были и останутся. В училище я выпускался как социальный герой. Такие потом и роли играл, хотя были и комедии. Мне ближе драма и даже трагедия. Хотя сегодня в комедии легче понравиться зрителю, достаточно трюка или репризы, чтобы зал эмоционально отреагировал. Мы не можем диктовать зрителю свои условия, ведь театр зависит от общей ситуации в стране. И актер существует рядом со зрителем и видит, что происходит вокруг. Нужна ли сегодня трагедия на театре, когда люди ежедневно видят по телевидению множество жизненных трагедий и воспринимают любую кровь как обыденное? Поэтому если театр берется за трагедию, то должен убедить зрителя в необходимости постановки, заставить поверить, помочь разобраться в чем-то. Все зависит от качества спектакля. Легче быть убедительным в мелодраме. Отсюда множество сериалов, в которых меняются ценностные ориентиры. Если судить по сериалам, сегодня очень мало актеров, способных серьезно играть в серьезной драматургии. Да и режиссерам сложно с ней работать. Очевидно, такое время. Совсем другая эпоха. Средства массовой информации расширяют возможности человека. Уже нет надобности сидеть в библиотеках, когда есть интернет. Не один десяток телеканалов предлагает множество развлечений. И мы должны это учитывать.

Публике нельзя навязывать свое видение искусства. Но беда ждет театры, идущие на поводу у зрителя. Пусть зрители хотят мелодрам и комедий. Но ведь помимо безделушек есть хорошие классические комедии Лопе де Веги, Кальдерона, Шекспира. Это пьесы, на которых растет и актер, и зритель, с глубокими характерами и человеческими судьбами. Мы испортили зрителя всевозможными «Аншлагами», «Кривыми зеркалами» и прочим. Эстрада тоже может быть настоящим искусством, но сейчас она трансформируется в бессмысленные шоу. Очевидно, человеческая натура так устроена, что зритель бросается именно на это, не хочет задумываться.

Но мне думается, мы вернемся к мыслящему, волнующему театру, не только развлекательному.

А что привозит антреприза? Халтуру. Из зрительного зала ведь все видно. Если актер обладает мировоззрением, нравственными понятиями, то и со сцены он будет транслировать добро. Это начинаешь понимать только с возрастом. Я, например, в молодости был слишком справедлив, если так можно сказать. Но помогал ли я людям, осуждая их за проступки? Сегодня я часто в этом сомневаюсь, хотя были случаи, когда меня благодарили за активную позицию. Одна эпоха сменяет другую, предыдущая кажется лучше. А ведь и раньше значительное образование получали единицы, основная масса была малограмотной. Но она не была невежественной! В селах люди здоровались с незнакомыми, потому что так было принято. Существовала культура языка, культура поведения. Сейчас же мы видим вокруг только грязь — и все это считается нормальным. В некоторых публикациях предлагают узаконить мат. Он проник и на сцену. Стерлись границы между разными социальными слоями. Людям образованным приходится жить среди тех, кто не заботится о своем духовном воспитании, мало того — разрушает созданное другими. Кажется, что это повсеместно. Но я смотрю на своего внука, который тоже пользуется современными технологиями, однако это не мешает быть ему общительным, грамотным. И молодежь, с которой я работаю в театральном кружке Профессионального училища № 28 вот уже 35 лет, тоже при всех проблемах открыта восприятию прекрасного, участвует в серьезных спектаклях, со вниманием следит за своими сверстниками на сцене. Я понимаю, что будущее есть. Но, тем не менее, есть и угроза глобальной катастрофы. Кто-то считает, что даже если пять человек из зала поймут тебя, то этого достаточно. Нет, нужно стремиться к большему! А для этого надо быть выше, чем улица. Необходимо выстраивать культурную политику. Говорят, что политика — грязное дело. Я в это не верю. Политика тонкое, умное дело. А как только начинается грязь, это уже не политика, а преступление.

Я придерживаюсь того мнения, что, как сцена находится на метр выше кресел, так и актер духовно должен быть выше зрителя. Сцена — это не место, где можно упражняться в попытках преодоления моральных норм и общественных законов. Ведь в храме же никому не придет в голову произносить ругательства, правильно? Человек приходит туда не за этим. Если он идет в театр за благородным и возвышенным, то его слух будет резать любая фальшь, брань. Ведь у классиков не найдется слов, которые было бы стыдно произносить. Не надо зрителей специально воспитывать. Но надо постепенно приучать к тому, что за развлечениями нужно идти в другое место. Ведь не случайно раньше театры были камерными, билеты были очень дорогими, и не каждый мог туда попасть. Со временем театр стал доступным для всех. Правильно ли это? Не опустили ли мы этим самым планку театрального искусства? Может, я ошибаюсь.

Запад смотрит на Россию как на спасение духовности. Наша страна всегда жила общностью, соборностью. В этом ее сила. И я рад за последние мировые победы российских спортсменов — наконец-то россияне распрямляются, сбрасывают с себя груз унижения. Но здесь главное не переусердствовать, не нужен национализм, но нужна жесткость и разумность. И вот о чем театр должен говорить.

Мне удавались те роли, которыми есть что сказать, что отстоять. Хочу вспомнить свои работы в спектаклях «Дети Ванюшина» по С.Найденову и «Семейный портрет с дензнаками» по С.Лобозерову. Трагедия Ванюшина в том, что он вкладывает себя в детей, так он считает, а в ответ получает лишь пренебрежение. И в конце герой понимает, что жил зря, потому что не смог дать детям главное. А Тимофей — работяга, но его жизнь поставила в условия тусклого и бедного существования. Герой должен убедиться, насколько мерзко то, что он вытворял, и режиссер выстроил финал таким образом, что герой просит прощения у матери. И сейчас мы видим вокруг ванюшинских детей, которые забыли родителей, и родителей, не понимающих своих детей. Да и тимофеев, ищущих решение проблем в водке, сейчас тоже достаточно. Переступить порог порядочности для нас — легкое дело. И чтобы изменить положение, общество должно сосредоточиться на духовной жизни человека.

Каждый встреченный человек — учитель. Поступает человек плохо — я это понимаю и не хочу так поступать, значит, учусь. И персонаж на сцене тоже в таком роде учитель. Учит не только положительным, но и отрицательным примером. Для меня нет вопроса: реализовал ли я себя в жизни? Когда-то я хотел быть летчиком, но пошел по другому пути. Вырос в глухомани на орловщине в большой семье, за десять километров ходили в школу. Гораздо позднее, чем бы хотелось, получил возможность серьезного познания. Многого мне пришлось достигать с трудностями, и это позволяет мне считать, что я реализовал себя. Пусть не стал знаменитым в общероссийском масштабе, но ведь каждому свое. Мой путь — таков, он отвечает моим способностям. Все знают, что в театре у каждого актера есть ощущение роли, которая еще не сыграна. Мне бы хотелось сыграть в настоящей трагедии. Но смогу ли я сказать и убедить, я не знаю. В репертуаре театра может быть нетрадиционный спектакль, если труппа и режиссер способны сделать так, чтобы это не выглядело нелепо. Например, я сегодня не смогу участвовать в пластических этюдах — это будет смешно. А вот характерный танец мне еще по силам. Но это должно быть вкусно, красиво и убедительно.

А из материальных благ мне сейчас достаточно того, что имею. Разве только мечтаю пчел завести, как у родителей. Это потрясающие существа. Мне нравится их уклад жизни. Сейчас интересуюсь книгами духовного плана: Иоанн Кронштадский, Серафим Саровский, тибетская литература. Почитайте их, и в них вы найдете ответы на все ваши вопросы!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.