Под водой / Второй Всероссийский фестиваль-лаборатория «Театральные игры»

Выпуск №1-231/2020, Любительские театры России

Под водой / Второй Всероссийский фестиваль-лаборатория «Театральные игры»

Обстоятельства побуждают к поиску новых форм. В августе в московском независимом арт-пространстве «Твой театр» в рамках Всероссийского театрального проекта с одноименным названием сыграли свои спектакли любительские коллективы из Соликамска, Заречного, Пензы, Омска, Красноярска, Москвы. По известным причинам фестиваль, проходивший при поддержке Союза театральных деятелей РФ, состоялся в режиме онлайн, однако этот первый в истории «Театральных игр» и технически сложный эксперимент оказался удачным. Несмотря на разницу часовых поясов показы, обсуждения со зрителями, выступление экспертов, круглый стол с ответственным секретарем Российского центра Международной ассоциации любительских театров, президентом Центрально-Европейского комитета АИТА Аллой Зориной, церемония открытия фестиваля и его финальная точка проходили в прямом эфире. Так возник живой творческий диалог.


Под крылом бумажного самолетика

Независимое арт-пространство «Твой театр» - это содружество московского детского театра «Клякса» с существующей при нем студией (художественный руководитель и главный режиссер Елена Миронова (Салейкова)) и Мастерской «Ч» (руководитель Михаил Чумаченко). Но прежде чем два года назад родилась и успешно воплотилась идея первых «Театральных игр», «Клякса» и ее сторонники сформировали собственный фестивальный опыт в качестве участников творческих встреч в самых разных городах и регионах нашей страны от Подмосковья до Вятских Полян и острова Ольхон. Прошло больше десяти лет, общение с близкими по духу людьми переросло в настоящую дружбу, а главное, появилось понимание, каким должен быть фестиваль. Елена Миронова говорит, что его главная задача заключается в возможности открывать много дверей.

Первый Всероссийский фестиваль-лаборатория «Театральные игры» проходил на территории заброшенного завода, расположенного в Москве на шоссе Энтузиастов. Звучит немного странно и даже авантюрно, но собственноручно отремонтированные помещения, где в то время базировался театр «Клякса», превратились в отличную площадку. Здесь в течение недели играли конкурсные спектакли и занимались на мастер-классах любительские театры из Омска, Екатеринбурга, Вятских Полян, Гатчины, Химок.

Вспоминая о том, как рождался новый фестиваль, художник, педагог и ведущая актриса детского театра «Клякса» Татьяна Родина рассказала, что ключевым в его идеологии было выбрано слово «игра», а главным символом стал бумажный самолетик. К слову, на том самом заводе, превратившемся в фестивальное пространство, когда-то делали шасси для воздушных судов. Любопытный штрих к сюжету о «Театральных играх».


На борту подводной лодки

Если первый фестиваль «Театральные игры» парил в небе, то вторая встреча, совпавшая со временем самоизоляции, проходила под водой. Театральная подводная лодка поднимала перископ у берегов городов-участников, и в назначенный час в прямом эфире открывался занавес. Конечно, не хватало живых аплодисментов, но зрительский чат был полон - из разных точек нашей страны летели слова поддержки и виртуальные крики «браво!». И здесь же после спектакля зрители задавали вопросы артистам и режиссерам.

Первой строкой в конкурсной афише «Театральных игр» стал премьерный спектакль «Му-Му» по рассказу И.С. Тургенева студии «Перемена» из Соликамска. Художественный руководитель Евстолия Пыльская хорошо известна в обширном пространстве любительского театра, ее студийцы не раз успешно заявляли о себе на российских и международных фестивалях. Вот и в новой работе этого режиссера и педагога проявилось бережное прочтение классического текста, абсолютно созвучного сегодняшнему дню, умение создать игровую атмосферу.

Театральное объединение «Маленькая страна - 42 улица» из Пензы существует уже больше 20 лет, выпустив за это время в большой мир несколько поколений. Для фестиваля режиссеры Лариса Кулахметова и Светлана Киселева выбрали спектакль «Умник» по мотивам одноименного романа французской писательницы Мари-Од Мюрай. В истории двух братьев, старший из которых навсегда остановился на стадии развития маленького ребенка, очерчены темы милосердия, ответственности за родного человека, противостояния «нормальной» части общества. Погружение студийцев в такой сложный материал, без сомнения, играет воспитательную роль. Не случайно во Франции «Умник» рекомендован к изучению в школах. Для российского образования это тоже было бы не лишним.

Спектакль «Проданный смех» Джеймса Крюса театра «Арлекин» из Заречного Пензенской области режиссер Наталья Кучишкина поставила в ритме свинга. В легкой, пластичной, сделанной с большим вкусом и наполненной актерской энергией работе главный фокус сосредоточен на внутренней свободе каждого из нас. Тиму Талеру пришлось многое преодолеть, чтобы понять это и сделать правильный выбор. А вот за героиню спектакля «Аве Мария Ивановна» по пьесе Дмитрия Калинина время само все решило. Бесхитростную, написанную в светлых тонах историю Машки и влюбленных в нее Андрея и Петра рассказали артисты детско-юношеской студии «Камерный театр» (Москва) под руководством Елены Печенкиной. Здесь и реальность сюжета, написанного драматургом по воспоминаниям его бабушки, пережившей коллективизацию, войну, горькие потери, и неподдельная искренность, с которой молодые артисты воспринимают своих героев.

Еще одной премьерой на «Театральных играх» стала антиутопия «Ч» по известной сказке Джанни Родари, сыгранная арт-группировкой «Заново» из Омска. Спектакль, обостривший идею поиска героя нашего времени, способного объединить людей в борьбе с несправедливостью, создавался общими усилиями режиссера Евгении Мальгавко и актеров. Он прозвучал как политическое высказывание, четко обозначив гражданскую позицию его авторов.

Конкурсную программу завершили «Битвы по средам» по роману Гэри Шмидта в инсценировке Ольги Варшавер. Евгений Крайзель, художественный руководитель и режиссер театра современного искусства «Этти дети» из Красноярска, признался, что трудно пройти мимо такой хорошей литературы. И действительно, абсолютно не важно, что в данном случае речь идет об американских подростках. Проблемы этого сложного возраста общие у жителей всех континентов - непонимание взрослых, конфликты со сверстниками, первая любовь, отрицание общепринятых идеалов и постепенное осознание истинных ценностей. Благодаря пьесам Шекспира, поначалу горячо отвергаемым, Холлинг Вудвуд не только нашел многие важные ответы на свои вопросы, но и повзрослел. В спектакле Евгения Крайзеля, стильном в сценографическом, световом и музыкальном решениях, ребята играют самих себя, им близки и понятны мотивации их героев. По итогам фестиваля эта работа признана лучшей.


Эффект присутствия

Команда организаторов «подводного» фестиваля оказалась в непростых условиях, но это не помешало совершать удачные маневры. «Театральные игры» открылись онлайн-шоу «Андэрвотэр», в котором проявила себя не только талантливая труппа независимого арт-пространства «Твой театр», но и все участники фестивальной встречи. Получив специальное задание, они сняли остроумные клипы на популярные песни о море. Перед каждым показом зрители совершали онлайн-прогулки по Соликамску, Пензе, Заречному и другим городам, а благодаря нестандартному взгляду любительских театров на родные места, возникал эффект присутствия.

Интернет-технологии помогли проводить вечерние беседы «через иллюминатор» со зрителями и экспертами. Конкурсные спектакли смотрели и оценивали Михаил Чумаченко - профессор кафедры режиссуры РИТИ (ГИТИС), вице-президент Российского центра АИТА, Юрий Васильев - народный артист России, актер Московского театра Сатиры, председатель комиссии СТД РФ по любительским театрам и Алла Зорина.

На виртуальной площадке «Арт Чердак» произошла встреча с гостем фестиваля «Маминым театром» из Москвы. В спектакле «Скатерть, которая мечтала летать, или Званый ужин» Дарья Витан и Василиса Гапоненко выступили как сценаристы, режиссеры и актрисы. Мастерская «Ч» сыграла премьеру «Не вербатим» в постановке Михаила Чумаченко. В монологах, которые актеры сами выбирали из автобиографических книг известных людей, проступали штрихи к судьбам российского журналиста и переводчицы Алены Долецкой, музы Сальвадора Дали Галы, советской фигуристки Екатерины Гордеевой, голливудской звезды Одри Хепбёрн, жены Олега Даля Елизаветы... Режиссер не ставил перед актерами задачу сыграть кого-то из них, и «Не вербатим» стал личным откликом каждого исполнителя на эти невыдуманные истории. Интересный проект, появившийся, к слову, тоже в условиях самоизоляции.

Фотогалерея