Дмитрий Данилов: "Сажусь за пьесу, зная ее финал"

Выпуск №1-231/2020, Гость редакции

Дмитрий Данилов: "Сажусь за пьесу, зная ее финал"

Два года назад дебютная пьеса «Человек из Подольска» принесла 49-летнему литератору звание лауреата Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая работа драматурга». На данный момент пять пьес Дмитрия Данилова поставлены в 50 театрах. В сентябре этого года в конкурсной программе «Кинотавра» - фильм «Человек из Подольска», снятый Семеном Серзиным.

- Вы известный драматург, поэт, прозаик. Много ли у вас друзей-литераторов? На чем базируется эта дружба?

- Очень много. И вообще, у меня большой круг общения. Более-менее знаю всю нашу литературную тусовку.

- Простите, а что значит «наша тусовка»?

- Это люди, профессионально занимающиеся литературой. Писатель-профессионал - тот, кого признают другие литераторы и кто участвует в деятельности профессиональных литературных институций - публикуется в литературных журналах, сотрудничает с признанными издательствами, выступает на фестивалях.

С кем-то уже много лет общаемся - содержательно, интересно. Для меня эти люди ценны. В литературном мире обнаружил очень много хороших людей. Это для меня было приятным открытием. Довольно часто приходится слышать, что литературный мир - это чуть ли не клубок змей, все друг друга ненавидят. Когда это слышу, всякий раз удивляюсь. Я никакого гадючника не вижу. Хотя есть и сумасшедшие - но для меня они ничего не определяют.

- Так вы редкий гость «Фейсбука»!

- Напротив, я в нем постоянно. И всевозможные разборки наблюдаю периодически, но стараюсь в них не участвовать. Но писательские конфликты довольно безобидны - по сравнению с войнами в шоу-бизнесе или балете. А у нас - милый мирок милых, интеллигентных людей. Которые друг друга не убивают, морды бьют очень редко, гадостей всерьез не делают. Конкуренция практически нулевая - бороться не за что, денег нет в этой сфере. Может быть, на мне розовые очки, не знаю.

- В чем, по-вашему, значение «Любимовки» в современной драматургии?

- Наверное, на этот вопрос было бы уместно отвечать более опытному человеку в театральном мире. А я туда пришел всего три года назад. Еще не очень хорошо ориентируюсь. Но понимаю очевидные вещи. К примеру, то, что «Любимовка» стала своего рода смотром. Помните, в советские годы было такое повсеместное явление - смотры? Так вот, читки «Любимовки» - это срез того, что пишут сейчас молодые люди. Там всегда качественный шорт-лист. Каждый фестиваль - событие, собирающее толпы народа. Если пьеса прозвучала на «Любимовке», это может послужить хорошим стартом для автора. И неизвестный драматург после удачной читки может прославиться.

- Все ли ваши пьесы прошли через читки?

- Да. Читок было очень много. Наверное, больше сотни уже.

- Что это вам дает?

- Ну, с каждым разом надо разбираться отдельно. «Человека из Подольска» где только не читали... Конечно, я рад каждой читке. Но большинство из них на мою судьбу никак не влияют. Хотя есть и очень важные читки. Например, когда в 2017 году на «Любимовке» прочли мою пьесу «Сережа очень тупой». Ее ставил Михаил Угаров. И сам еще читал за главного героя. Это стало одним из главнейших событий в моей профессиональной жизни. На «Ютубе» есть запись, хорошего качества, пересматривал ее десятки раз! Гениально сделано - хотя это просто читка после единственной репетиции.

- Есть мнение, что читка - это недоспектакль...

- А та, что сделал Угаров, - лучше большинства спектаклей, которые я видел в своей жизни. «Сережа очень тупой» - выдающаяся работа Угарова как режиссера и артиста. Поймите правильно: я сейчас говорю не о пьесе и ее качествах, а именно о режиссерской и актерской работе над читкой.

Еще весной 2017 года была читка победителей конкурса «Ремарка». В Казани, в академическом Русском театре прозвучал «Человек из Подольска». Тоже запомнилось на всю жизнь.

Думаю, о многих читках я еще просто не знаю. Поскольку можно не спрашивать разрешения у автора. Периодически я набираю в «Яндексе» словосочетание «Дмитрий Данилов» и смотрю, что со мной происходит! (Смеется.) Иногда так и о постановках своих пьес узнавал постфактум. Пришлось писать гневные письма...

- Вы всегда знаете финал, когда садитесь писать?

- Если речь о драматургии, то да. Обычно весь сюжет пьесы в голове сформирован.

- Один из ваших литературных курсов называется «Как стать востребованным драматургом». По-моему, тут все ясно - нужно написать хорошую пьесу, и дело в шляпе!

- А еще нужно, чтобы с хорошей пьесой повезло.

- Начнем по порядку. Чего не должно быть в пьесе?

- Об этом мы и говорим на занятиях. На каждом из восьми семинаров разбираем уже написанные пьесы. На курс «Как стать востребованным драматургом» приглашаются не начинающие драматурги, а уже имеющие в своем портфеле хотя бы одну пьесу. Обсуждаем типичные недостатки. Прежде всего, это плохо переданная устная речь. Недостоверность образов и поступков героев. «Торчащие нитки» в сюжетах.

- Помогает? Авторы прогрессируют?

- Статистику постановок у закончивших курсы не веду. Но могу сказать, что были случаи, когда в ходе занятий создавались очень крутые вещи. Вот прямо бери и ставь! А на днях в Театре.doc прошли читки лучших пьес двух мастерских - Полины Бородиной и моей. Все шесть читок прошли с огромным успехом. И руководством театра было принято решение их поставить в качестве полноценных спектаклей в Театре.doc. Вот вам пример того, как литкурс проложил молодым драматургам дорогу на профессиональную сцену.

- Как продвигать хорошую пьесу?

- Есть один очень эффективный способ продвижения - конкурсы современной драматургии. Но и учиться на курсах тоже очень полезно.

- Еще можно учиться в ЕГТИ у Коляды! Вы конкуренты или коллеги?

- С моей стороны было бы очень глупо и самонадеянно говорить, что мы конкуренты. Коляда на театральном рынке очень давно. И занимает очень важное место. Мне до конкуренции с ним - как до Киева на четвереньках. Мы с ним делаем общее дело. Дружу с одной из самых талантливых учениц Коляды, Ярославой Пулинович.

- Следите ли вы за современной драматургией?

- Сейчас уже да, слежу. Стараюсь регулярно читать ведущих авторов, шорт-листы конкурсов. Но до того, как написал «Человека из Подольска», я в театр не ходил десятилетиями. И никаких пьес не читал. Мои познания ограничивались прочтением в школе «Вишневого сада» Чехова, «На дне» Горького, «Грозы» Островского... Такой примерно ряд.

- А как вообще вы решились на создание пьесы?

- Просто однажды захотелось зайти на новую территорию. Видел успех своих друзей, Андрея Родионова и Кати Троепольской. Решил попробовать. В принципе, всем известно, что такое пьеса. Слева пишется, кто говорит, а справа - что. А еще нас учат: сначала думай, потом делай. Но я считаю, что есть ситуации, когда нужно сперва сделать, а потом уже подумать, что это и зачем. Потому что пока ничего не сделал, думать не о чем.

- Режиссеры порой меняют текст пьесы. Как к этому относитесь? Речь об увиденных вами спектаклях по вашим пьесам.

- Не настаиваю, чтобы текст был воспроизведен в точности, как написан. Первая постановка «Человека из Подольска» была в Театре.doc, где Угаров от текста отступил: что-то изменил, в нескольких местах привнес свое. И получилось невероятно удачно. И я сразу понял, что вмешательство режиссера - это не страшно. Особенно, когда купюры или вставки оправданы.

Но была пара случаев, когда я, сидя в зале, с трудом узнавал свою пьесу. И не выходил на поклоны. Дело в том, что режиссер вставил в мою пьесу написанные им огромные куски, а люди в зале думали, что автор всего этого безобразия - Дмитрий Данилов... Но скандала я не устроил - не умею этого делать, к сожалению. А умение полезное!

- Все главные герои ваших пьес схожи в одном. Вы рисуете конформистов, не бойцов, играющих по чужим правилам. Почему люди соглашаются с очень странными обстоятельствами? Такова примета времени?

- Да, это коллективный портрет нашего современника. Я и сам конформист. И мне такие люди более понятны, нежели пламенные революционеры.

Фотогалерея