Вне времени / Людмила Максакова

Выпуск №1-231/2020, Лица

Вне времени / Людмила Максакова

Она существует вне юбилеев и дат - всегда подтянутая, готовая к новой работе, к экспериментам. Она не терпит простоев и остановок, всегда была кузнецом своего счастья - играет у Фоменок, играла в спектакле Театра на Покровке, в «Вишневом саде» Э. Някрошюса (Фонд Станиславского), участвует в проектах. Работа для нее - все, потому что ей есть, о чем рассказать, есть, чем поделиться. Жизнь Людмилы Максаковой - верное служение театру, более нескольких десятилетий она прима в родном Вахтанговском.

Ее мать - Мария Петровна Максакова - великая певица Большого театра. Круг знакомых и друзей семьи - выдающиеся музыканты и деятели культуры 50-60-х годов прошлого века. Привитая дома любовь к книгам, к поэзии, к искусству, блестящее образование. Путь маленькой Люды был определен - ЦМШ - Центральная музыкальная школа при Консерватории, музыкальное училище. Но она взбунтовалась, бросила виолончель и поступила в Театральное училище имени Б.В. Щукина на курс Владимира Этуша, сразу же после окончания института попала в Вахтанговский театр. И получила роль Маши в «Живом трупе» (режиссер Р. Симонов). Редкая удача для молодой актрисы. Рубен Симонов ее ценил, занимал в своих спектаклях. В театре блистали прекрасные вахтанговские актрисы, но Людмила Максакова сразу заняла свое особое место среди них. Настоящая героиня, она обладала легкостью, чувством юмора и всеми данными характерной актрисы. Для эффектной Максаковой ничего не стоит превратиться в старуху или показать свою героиню не с лучшей стороны: и растрепой, и распустехой. Главное - чтобы была судьба, характер. Ей по нраву женщины яркие, неординарные, сильные, умеющие бросить вызов судьбе и обстоятельствам.

После цыганки Маши она сыграла коварную Адельму в «Принцессе Турандот». Адельма плетет интриги, готова соперничать с самой госпожой. Увы, Калаф ей не достался, но она изо всех сил боролась за свою любовь. Ее героини не всегда действуют достойными методами, но их неизменно отличают страстность и целеустремленность.

Она запоминалась всегда. И в небольших ролях, и в тех, что словно были для нее предназначены. Например, очаровательная французская субретка Николь в «Мещанине во дворянстве» Мольера. Настоящая оторва, но бесконечно обаятельная, с французским шармом и вполне подзаборным озорством - ведь она «из простых». Она издевалась над хозяином, придумывала новые неожиданные ходы, помогала влюбленным, комментировала действия.

Ее Мамаева из пьесы А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» была высмеяна актрисой изящно и весело. Она играла молодую, эффектную женщину, жаждущую любви, оказавшуюся женой старого зануды. В ее Клеопатре Львовне не было любовной печали - была авантюрная жажда приключений и страсть к игре, что не исключало и вполне нормальной для молодой и интересной дамы увлеченности блестящим молодым человеком, так выгодно отличающимся от ее окружения. Дуэт Максаковой и Ю. Яковлева был бесподобен. Они вообще часто играли вместе. Оба вахтанговцы до кончиков ногтей, оба были легки, изящны, артистичны, оба умели создать атмосферу праздника. В этом спектакле Максакова встретилась с режиссером А. Ремизовой, у которой сыграла и роль жены Чехова Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, актрисы МХАТ, в спектакле «Насмешливое мое счастье», где снова ее партнером стал Юрий Яковлев.

Людмила Максакова, блестяще выступавшая в комедийных ролях, обладающая острым язычком, неповторимым чувством юмора, не чуждая сарказма и иронии, была и осталась глубокой драматической актрисой, умеющей на сцене и чувствовать, и играть настоящую любовь.

Максакова раскрыла мощь своего драматического таланта, сыграв гордую, независимую, любящую и страдающую Анну Каренину в спектакле, поставленном Романом Виктюком. Еще дважды встретились Максакова и Виктюк в Вахтанговском театре.

Потом была работа у приглашенных режиссеров - югослава М. Беловича и поляка А. Ковальчика. Вульгарная Шарлотта, охотница за деньгами, чья история была по-своему драматичной («Господа Глембаи»), ДзайраВеликая магия»), обманувшая мужа в погоне за любовью, насмешливая Жорж СандЛето в Ноане»).

Особая страница ее биографии - работа с Петром Фоменко.

Сначала была Коринкина в «Без вины виноватых», шедевре режиссера и Театра. Гармоничный спектакль, который плыл на волнах русских романсов; мелодраматическая история о потерянном и найденном через 20 лет сыне превратилась в гимн театру, нелегкой профессии актера, в повествование о верности и вере.

Но пока страдала Кручинина, ершился Незнамов, провинциальная гранд дама, каботинка до глубины души, пронырливая, хитрая, капризная и бесконечно обаятельная веселая стерва Коринкина Л. Максаковой строила козни и боролась за право на свое маленькое - или большое - как посмотреть, счастье. Она отстаивала свою жизнь, так неожиданно пошатнувшуюся из-за приезжей знаменитости.

Она не боялась показаться в неглиже - никакого шика - кое-как завязанный хвостик, какая-то репетиционная хламида - совсем не красавица, а вредная тетка, но она появлялась и ослепительной. Она интриговала, сердилась, сталкивала, льстила, обманывала и была во всем, что делала, женщиной до мозга костей.

Следующая работа Петра Фоменко в Вахтанговском 1996 года - великолепное воплощение «Пиковой дамы». Максакова стала Пиковой дамой, старой графиней. Поразительно, но в повести есть яркий, выпуклый и запоминающийся образ графини, а «роли» нет. У нее всего-то пара фраз. Фоменко выстроил пластически и мизансценически партию графини, а Максакова наполнила режиссерский рисунок своим пониманием образа. В «Пиковой даме» сквозь старушечий наряд, мышиный хвостик редких волос капризной старухи проглядывали черты светской львицы, своенравной, непредсказуемой, пленительной. Озорницы, знающей себе цену. Она была насмешлива, сердита, нетерпелива. И в каждом движении и появлении чувствовалась судьба, особость, яркость этой фигуры. Максакова с упоением играла эту роль 16 лет, находя новые краски и нюансы.

Еще была Вирджини в «Чуде святого Антония» М. Метерлинка. Фоменко поставил важную для вахтанговцев пьесу. К ней обращался сам Евгений Вахтангов в 1913 году, «Чудом святого Антония» открылся Театр в 1921 году.

А потом в театре и творческой судьбе Максаковой началась эпоха Римаса Туминаса.

В 2002 году она сыграла Анну Андреевну в «Ревизоре», первом опыте Туминаса на Вахтанговской сцене.

Потом появилась ее Войницкая в «Дяде Ване». Кто такая старуха Войницкая - «старая галка maman»? Восторженная зануда, усугубляющая ситуацию своей экзальтированной преданностью профессору. Роль второго плана. Максакова, как она умеет, выдвинула ее в ряд главных героев, если и не потеснила других, то заняла среди них достойное место.

«Старая идиотка» стала воплощением социального типа и индивидуальной судьбы. Более того, именно ее неуемное поклонение Серебрякову подчеркнули никчемность, дутость его фигуры. Какое творчество - такие и поклонники. В длинном прямом синем платье, жгуче черном парике с прямой челкой, в темных очках, с портфелем - эдакая «очумевшая эмансипе». И столько в ней экзальтации, и такое нежелание никого и ничего видеть вокруг, и такая нравственная глухота, что страшно становится за дядю Ваню и Соню.

В «Пристани» она получила замечательную роль Бабуленьки в «Игроке» Ф.М. Достоевского. Ее Бабуленька - победительная, ироничная, видящая всех насквозь, взбалмошная московская барыня. Юношески рисковая и невероятно заразительная - в своем азарте, умении наслаждаться жизнью, делать все искренне и истово. Широта ее натуры притягивает и пугает. В шароварах, папахе с пером, готовая казнить и миловать, она после проигрыша, снявшая парик, лысая, становится жалкой и старой, опустошенной, и все же уходит непобежденной, потому что полна сил и любви к жизни.

И, наконец, «Евгений Онегин». Что могла там сыграть Максакова? Осталась на ее долю нянька. Но для Римаса Туминаса она стала своеобразным талисманом, и он придумал ей особую роль, провел актрису через весь спектакль. Она всё и везде. Кто она? То великосветская неприступная дама, то хитрая старушка, то сама судьба, рок, мудрость.

В 2015 году на открытии Новой сцены Вахтанговского театра показали спектакль «Минетти», поставленный Римасом Туминасом с Владимиром Симоновым в главной роли. Максакова сыграла крошечную роль посетительницы бара - эксцентрической дамы, которая страшится одиночества. Ее странные реплики, надменность и беззащитность подчеркивали драму главного героя, и этот «проходной» персонаж надолго оставался в памяти.

2016 год принес ей трагическую роль царицы Иокасты, ставшей по воле рока женой собственного сына и матерью их общих детей.

Впервые спектакль «Царь Эдип» был показан на международном фестивале в Эпидавре. Максакова органично соединила пафос и живое страдание, материнскую нежность, женскую мудрость и величие царицы, внешнюю сдержанность, скрытое кипение страстей и черное отчаянье высшего знания. Внешняя статуарность, отточенность скупых, строго отобранных жестов не скрывали беспросветного отчаянья перед открывшейся бездной великого, хоть и невольного греха.

Сегодня в репертуаре Максаковой четыре спектакля и творческий вечер.

В Арт-кафе, небольшом элегантном помещении, где за столиками сидит 100 человек, а на невысокой эстраде выступает актер, она безраздельно владеет вниманием зрителей. Прихотливо составленный цикл стихов Анны Ахматовой, которые выстраиваются в рассказ о драматической судьбе поэтессы, блестяще, с тонкой иронией прочитанный «Граф Нулин» А.С. Пушкина, воспоминания о режиссере Петре Фоменко, исполнение романсов из спектаклей, им поставленных.

Умна, иронична, блестяще образована, живо интересующаяся всем новым - в искусстве, в науке, в жизни, острая на язык, всегда в гуще событий.

Ей мало просто играть на сцене. Ее знания, ум, опыт требуют реализации, передачи. Педагог Щукинского института, ответственный, любимый. Автор недавно вышедшей книги о театре, о матери, о тех, с кем пришлось работать, о себе.

Ее охотно зовут в жюри и комиссии, в театральные фонды - вот уж кто неподкупен, остер на язык, ироничен - Фонд Станиславского, Дом актера, жюри «Золотой Маски»...

Полная сил, замыслов, готовая играть, репетировать, отдавая всю себя любимому Театру, который для нее всегда - с большой буквы.


Фото Валерия МЯСНИКОВА

Фотогалерея