По всем правилам искусства

Выпуск №1-231/2020, Взгляд

По всем правилам искусства

Как мода влияет на театр? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сопоставить оба эти явления. Да и с методической точки зрения стоило бы сначала дать весомые «академические» определения театру и моде. Но поскольку речь о явлениях субъективных, более чем абстрактных, с широким полем смыслов, определений существует множество. Дабы не увязнуть во всех «за» и «против», попробуем сразу ухватить суть. Для начала - что же их объединяет? Во-первых, сцена или лучше сказать сценическое пространство. В театре это подмостки, в моде - подиум, в самом широком смысле, включая и витрины магазинов, и телевизионную рекламу, и обложки журналов, которыми руководят современные «Миранды Пристли», и, собственно, саму дорожку для показа. А в этом пространстве проживают не свои жизни люди - актеры и модели. Последних Питер Брук в «The Guardian» остроумно определяет как «людей, идущих сквозь пустое пространство, пока на них смотрит кто-то еще». Отведи взгляд, и модель исчезает, смысл ее существования тоже. 

Во-вторых, это конечно костюм тоже в самом широком смысле. Очевидно, что будничная одежда, пусть даже очень модная не поможет режиссеру решать его конкретные задачи. В сценический костюм придется заложить характерные черты героя, историческую эпоху, ассоциативный ряд, а также не забыть про художественную стилистику в рамках общей сценографии, символики цвета. Наконец, про простую функциональность: изощренные вариации танцоров-солистов в «Дон Кихоте» не исполнить в громоздко тяжелых платьях от Гальяно. 

А что определяет их непохожесть, разделяет их? Да то же самое! Пустое пространство подиума, сквозь которое идет модель, может вмещать в себя только какую-нибудь одну идею дизайнера, объединяющую коллекцию, в то время как пространство сцены полно явных и скрытых смыслов, аллюзий, ассоциаций, символики. Тайн, если хотите. Даже закрыв глаза, театральный зритель все равно остается в особой атмосфере сцены. Что касается костюма, то в современном мире высокую моду и театр разделяют лишь степень гламурности и цена. Немного цинично, но правда. Категория цены для зрителя выражается в том, что стоимость билета в наипрестижнейший храм Мельпомены на премьеру наимоднейшей постановки все равно не дотянет до стоимости модного лука от Шанель. Для актеров это будет выражаться в более дорогих тканях их костюмов, более дорогой отделке деталей и аксессуаров, более вычурных силуэтах и крое.

Если обратиться к истории взаимоотношений моды и сценического костюма, то, в первую очередь, хочется отметить стремительность их эволюции. В конце XIX - начале ХХ века эта связь была очень хорошо видна. Театральная сцена являлась как бы витриной гламура и помогала продавать больше модной одежды за пределами зрительных залов. Колонки европейских газет, посвященные моде, действительно, делали обзор сценических костюмов, актрисы в самом деле старались продемонстрировать «последние модные писки» в ролях, в основном, в современных пьесах, независимо от своих собственных предпочтений в одежде, а кутюрье использовали сцену как бесплатную витрину, заставляя модниц заказывать те же орнаменты, что они видели в свете софитов.

Потом появился серьезный и вдумчивый подход к достоверной реконструкции исторических костюмов на сцене. Но и их детали, элементы, стиль тоже выходили на улицы. А дальше эта эволюция начала ускоряться в геометрической прогрессии. Если скорость смены модных тенденций в Средневековой Европе исчисляется столетиями, в XVIII веке десятилетиями,  в XIX - годами, то в ХХ и тем более в XXI веке тренд-сеттеры могут заставить мейнстрим поменять силуэт, цвет, фактуру, прическу по несколько раз в год. Каноны при этом полностью размываются, крупные модные дома сотрудничают с блогерами и рэпперами, коллекции мельчают до капсульных или миникапсульных. Те же процессы идут в театрах. Спектакли, за редким исключением, сами по себе недолго живущие творения. Массовый зритель, погоня за кассовыми сборами, технологизация зрелища за счет технических инноваций, сиюминутная мода на авангард, рождают скоротечные спектакли, прививают новые, но такие же недолговечные вкусы, быстро меняют кумиров.

Пожалуй, здесь будет уместно привести примеры взаимопроникновения театра и моды. Их великое множество. Лев Бакст и дягилевские сезоны: его яркие и смелые сценические костюмы заложили тренды в уличной моде, превратив его фактически из театрального художника в модного кутюрье. Надежда Ламанова, поставщица одежды для императорского дома в царской России, фактически, создала культуру театрального производства костюмов уже в СССР, была замечена и приглашена в качестве художника по костюмам в самые именитые театры того времени. Костюмы для мортоновской «Веселой вдовы» 1907 года от Люсси Дафф-Гордон вообще прогремели на весь мир. Коко Шанель и «Антигона» Жана Кокто 1922 года, балеты Ролана Пети и костюмы для них от Ив Сен-Лорана, Версаче, начавший работать с Ла Скала в далеком 1982-м и продолжавшим сотрудничество вплоть до смерти в 1997 году, Кристиан Лакруа и «Федра», Юбер де Живанши и «Жизель», Александр Маккуин в «Эоннагате», Игорь Чапурин в постановках Большого театра... 

Модельеры сегодня создают из своих работ целые театральные постановки со своей драматургией и сюжетом, как например, те же показы Шанель, каждый из которых сейчас театрализован, со сложными декорациями и сюжетом. Или Жан-Поль Готье и его автобиографический спектакль-шоу, недавно яркой и громкой волной прокатившийся по Москве.

Современный театр, в свою очередь, приглашает художников-модельеров в качестве художников-постановщиков драматических спектаклей, опер и балетов. В этом заслуга, конечно, прогрессивных режиссеров, директоров театров и продюсеров, которые стремятся удовлетворить жажду зрителей к визуальной новизне. Новые силуэтные линии костюмов и декораций, новый стиль, новое виденье - все это может «наворожить» художник-модельер, для которого театр - безграничное пространство полета фантазии. 

Мода как вереница последних трендов влияет на театр только в одном направлении - на мой взгляд, это исключительно финансовый вопрос прибыли, как и во многих других областях жизни социума. И это, как ни странно, не вопрос морали. Невозможно сюда подвести михалковскую «кроху» и с уверенностью сказать ей «это плохо». Мы, без сомнения, сегодня общество потребления. Мода сама по себе - квинтэссенция модели потребительского общества. Так что прогресс не остановишь. Мы имеем то, что имеем. Это наша повседневность, наше c`est la vie. Режиссеру и продюсеру спектакля нужна в том числе зрелищность и новизна в сценографии и костюмах, то, что заставит зрителя приходить на спектакль, возможно, даже повторно.

Новизна - это вообще современное божество: тренды, флэш-мобы, «фишки», вирусные видеоролики появляются и исчезают сегодня с ужасающей скоростью, которую не знал даже ХХ век. Продюсер или режиссер приглашает модного дизайнера, именитого или не очень (именитый на афише финансово выгоднее) в качестве художника по костюмам или сценографа. А дальше все зависит от таланта этого художника и его коллаборации (сейчас это слово в моде) с режиссером и актерами. Если ему удастся не только поместить в центр сцены авангардную конструкцию «непонятно чего» и одеть актеров в нечто невообразимо модное (или раздеть их всех до одежды, которую подарила мама при рождении, что считается еще более модным), а сделать яркие и современные костюмы, тонко и глубоко проникнув в суть персонажей, в эпоху, в драматургию спектакля, в режиссерскую задачу, такая мода на сцене будет оправданной, принесет успех и возможно даже шагнет на улицу (хотя кинематограф здесь вряд ли уступит театру). Если таланта художника, рафинированной работы ума и души всех создателей зрелища будет недостаточно, мода останется модой, а пьеса - пьесой. Погоня за веянием «нового времени», реализация «модного» замысла не всегда адекватны или, лучше сказать, художественны и могут привести к провалу у массового зрителя и к крикам «браво» у элитарной публики и наоборот, либо вовсе не понравиться никому. 

Современное оформление, действительно, не канонизируется никакими правилами и целиком зависит лишь от таланта личностей, его создающих. Новейшие технологии с преобразованием видео и аудиоряда, новая декоративная среда, свобода выбора формы и содержания ограничиваются лишь фантазией и компетенциями специалистов своего дела. 

Фотогалерея