Световоздушная среда / "Серебряный век. Фотограф Моисей Наппельбаум"

Выпуск №1-231/2020, Книжная полка

Световоздушная среда / "Серебряный век. Фотограф Моисей Наппельбаум"

Серебряный век. Фотограф Моисей Наппельбаум. Москва: издательство АСТ, 2019. Звезды века

Так выдающийся фотопортретист Моисей Наппельбаум характеризовал в своей книге «От ремесла к искусству» одно из важнейших качеств фотографии. Не просто «фотоизображения», а портрета, в котором личность предстает в особых чертах своего внутреннего мира - не сиюминутного, схваченного аппаратом, а истинного.

Вот для этого и оказывается необходимой та «световоздушная среда», которую, как никто другой, умел создать и запечатлеть, можно сказать без преувеличения, великий Моисей Наппельбаум, 150-летию со дня рождения которого и посвящен фотоальбом. Многие фотографии широко известны, они встречались в разных изданиях, потому что история Серебряного века немыслима без творений Наппельбаума. Листая страницы альбома, останавливаешься надолго буквально на каждой странице, пытаясь разгадать тайну запечатленного на ней писателя, художника, артиста, режиссера - символов эпохи, столь яркой в истории не только нашей страны, но мира, высоко ценившего тогда и продолжающего ценить сегодня значение этого времени расцвета российского искусства, российской культуры.

Рассказывая о себе, об увлечении искусством фотографии, приведшим к твердому осознанию своей профессии, Моисей Наппельбаум писал в книге: «Рембрандт - бог светотени. Гений, который писал только посредством света, с помощью одного лишь света проникал во внутренний мир людей и изображал то, чего не в состоянии были изобразить художники всеми другими средствами... Очень скоро я пришел к выводу, что моя профессия, мой «хлеб насущный» - это портрет».

Подробно, обстоятельно повествуя о том, что в период ученичества он пытался меньше общаться с фотографами, а больше - с картинами великих художников, Моисей Наппельбаум рассказывает и об изобретении особого света под названием «Рембрандт», не имеющего ничего общего с «теплой, трепещущей светотенью великого художника». И постепенно выработал индивидуальный способ постижения своей «натуры», «световоздушную среду». Она и придает уникальность каждому снимку, позволяя за моментом, когда то или иное лицо запечатлено аппаратом, ощутить воздух, наполнявший светом личность творца.

Легче перечислить тех, чьи фотопортреты не создал Наппельбаум. Получили широчайшую известность его фотографии Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Александра Блока, Осипа Мандельштама, Михаила Булгакова, Максимилиана Волошина, Ольги Книппер-Чеховой, Марии Бабановой, Владимира Немировича-Данченко, Сергея Есенина, Зинаиды Райх, Федора Шаляпина, Корнея Чуковского, Андрея Белого и очень многих других... В каждом из этих портретов тонко и точно уловлена не только личность, но и окружающая среда, словно сотканная из воздушных струй. Та неуловимая, но ощутимая, терпкая, магнетическая атмосфера, что по-особому соответствовала внутреннему миру каждой из названных и неназванных личностей.

В предисловии к альбому «Серебряный век. Фотограф Моисей Наппельбаум» один из потомков выдающегося мастера, Эрик Наппельбаум пишет: «... Как бы мы ни жалели о невозможности представить более широкую картину среды, в которой разворачивался Серебряный век, собранные здесь фотографии создают достойный памятник этому важному периоду духовной жизни нашей страны... и людям, его создавшим, к числу которых с полным правом относится и сам Моисей Соломонович Наппельбаум».

Об этой принадлежности к своей эпохе свидетельствуют не только неповторимые светотени фотохудожника, но и приведенные в альбоме фрагменты книги «От ремесла к искусству», шаг за шагом фиксирующие процесс рождения уникального метода мастера. Дополняют их и отрывки воспоминаний из книги дочери Моисея Соломоновича, Иды Наппельбаум «Угол отражения», в частности, любопытнейшие зарисовки встреч с Александром Блоком.

И каждый фотопортрет воспринимается как остановленное мгновение эпохи, как те необходимые детали, из которых складывается целостная картина завораживающего до сей поры Серебряного века, выдающейся атмосферы высокой культуры, вкуса. И чем дальше уходит она от нас - тем острее, болезненнее ощущаем мы потерю.

Может быть, именно той волшебной светотени, которой так недостает нам сегодня в театре, кинематографе, живописи, музыке? Мне могут справедливо возразить, что настали иные времена - другие ритмы, темпы, дистанции. Изменились вместе с ними и наши идеалы, устремления, стремительно меняющаяся во всем мода продиктовала прямо противоположные законы...

Все это так. Не поспоришь. Но когда всматриваешься в портреты Моисея Наппельбаума, почему-то неудержимо тянет туда. Туда, где тени не скрывали свет, а создавали единое пространство Культуры...

Фотогалерея