Непохожий / Юбилей у Евгения Князева

Выпуск №1-231/2020, Юбилей

Непохожий / Юбилей у Евгения Князева

65 лет - цифра с официальной точки зрения не юбилейная. Тем более для Евгения КНЯЗЕВА, - странная цифра. Однако мимо нее пройти нельзя, уж очень значительная фигура - артист Князев для картины современного театра.

А там, на этой картине, уже давно все не так, как раньше, и настоящих романтиков на сцене днем с огнем не сыщешь: то ли уходящая натура, то ли - вымирающая порода.

Князев не похож ни на кого свойствами своей индивидуальности, невесть как доставшимися ему от золотых, серебряных - драгоценных веков театрального прошлого. Он, в отличие от депрессивных, понурых, мрачных, жантильных, психопатических лиц современной сцены, породист, осанист, речист, ладен фактурой, но внутри - бушуют бури, стучит сердце, рвется душа. Он наследует тем, кто играл дон карлосов и дон кихотов, вильгельмов теллей и карлов мооров, рюи блазов и сидов, принцев гомбургских и принцев датских. Тех, для кого мир был и опасен, и велик одновременно. Тех, кто звал друзей на баррикады, а не в социальные сети, пил вино, а не анальгетики, сражался на дуэлях, а не в подворотнях.

Поиск совершенства - вот актерская формула Князева, любовь и борьба - вот участь его персонажей. И как бы все это вернуть на современную сцену...

Персонаж Князева - герой, попавший в безгеройное время. Артист долго и неспокойно продвигался к рампе Театра имени Вахтангова, куда его приняли по окончании Щукинского училища, потому что ему особенно нечего было играть, незачем страдать, некого любить, не с кем бороться.

Мог бы остаться в тени, если бы не Петр Фоменко, увидевший в нем сначала - идеального Незнамова в пьесе Александра Островского «Без вины виноватые», затем - Германна в «Пиковой даме» по повести Александра Пушкина. Эти спектакли, знаменитые в театральной Москве, сделали знаменитым и Князева: оказалось, что жизнь человеческого духа, которой испокон веку занимается театр, не повержена, не убита и требует талантов исключительных, чтобы ее выразили полно и вневременно. Вместе с Фоменко и коллегами по труппе Князев воспарил над темным Арбатом 1990-х, как сам Вахтангов - над попранной и униженной жизнью в 1920-х - своей «Принцессой Турандот».

Своих персонажей Князев приподнимает над бытом, над презренной пользой, над обывательской моралью и сиюминутной выгодой, он не хочет и не умеет урожденных там играть, ему нужны свобода, воля, он открывает объятия целому миру сразу, а если его тот не принимает, входит с ним в разлад и начинает бороться - часто проигрывает, но не унижается и не гнет гордой головы.

Таков его Арбенин в романтической драме Михаила Лермонтова и Тиресий в «Царе Эдипе» Софокла, поставленных на вахтанговской сцене Римасом Туминасом.

Таковы его Фредерик Шопен и Гектор Берлиоз - в спектаклях о композиторах «Лето в Ноане» Ярослава Ивашкевича и «Берлиоз. Фантастическая симфония» Сергея Коробкова.

Таковы его Мессинг в телевизионном сериале «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» Владимира Краснопольского и, как ни парадоксально прозвучит, молочник Тевье в киевской киноленте «Мир вашему дому!» Владимира Лерта.

Теперь - к началу заметки, к цифре 65. В паспортном возрасте, конечно, уже не сыграть многого из упущенного, не вставить звеньев в цепочку, откуда их вынимала жизнь: окончил училище на пять лет позже, чем водится - до этого получал профессию горного инженера, - поступил в труппу, когда театральный бум пошел на спад, долго ждал своего режиссера и своего репертуара.

И все же у Евгения Князева многое впереди, потому что за годы служения театру он навострил слух, овладел всей палитрой вахтанговского стиля и сделал гротеск своим узнаваемым приемом (Пеппино Приоре в пьесе Эдуардо де Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник» и Градобоев в пьесе Островского «Горячее сердце»), нашел себе место на филармонической эстраде, где в сопровождении симфонических оркестров превосходно играет моноспектакли - от Пушкина до Цветаевой. Он - отличный педагог и уже около двадцати лет занимает должность ректора в Институте имени Бориса Щукина, который окончил сам. Он - деятелен, энергичен, востребован на сцене и съемочной площадке, и в день рождения хочется пожелать ему одного - актерского счастья. Значит - ролей.


Фото с официального сайта Театра им. Евг. Вахтангова

Фотогалерея