Умерла Галина Боголюбова (Москва)

Выпуск №1-231/2020, Скорбная весть

Умерла Галина Боголюбова (Москва)

Мы с ней познакомились сравнительно недавно: в 2012 году, когда художественным руководителем Театра им. М.Н. Ермоловой стал Олег Меньшиков.

Но о Галине Борисовне БОГОЛЮБОВОЙ я, конечно, была наслышана, ведь она во второй половине 80-х работала в Ермоловском с Валерием Фокиным.

В итоге восемь последних лет мы работали вместе, сидели в одном кабинете: ели, пили, встречали гостей, ссорились, обсуждали, решали, придумывали, разгребали, успокаивали, советовали, писали, читали, правили, назначали встречи... Делали все то, что положено и не положено литературной части. Только я - завлит, а она была помощником художественного руководителя по творческим вопросам. Но эти восемь лет мы были двумя половинами одного целого.

Какой она была? Непростой, но очень понятной. Беззаветно любящей театр, знающей его во всех ипостасях и проявлениях. Неистовой в любви и нелюбви, в отстаивании своего мнения и справедливости. Обожающей путешествия, людей, новые интересные знакомства... Мы с ней думали одинаково: я ей выдаю какую-то свою очередную идею, а она в ответ: «Мне тоже эта же мысль пришла. Хотела с тобой обсудить»... В одном мы конкретно расходились: я люблю дождь, зиму и снег, а она любила жару. Всегда говорила: «Я должна была родиться в Африке».

На столе - неизменный ежедневник формата А4, а в нем все: дни рождения, планы, расписание, список дел. И с каким удовольствием она вычеркивала выполненный пункт! И меня «доставала», пока я не сделаю что-то из запланированного и записанного. А дома на столике у кровати у нее всегда лежала ручка и лист бумаги, чтобы записать внезапно родившиеся мысли и идеи.

И еще. Галина Борисовна и техника - две вещи несовместные: в ее руках она просто переставала слушаться и нормально работать. И как часто я слышала: «Куда все делось? Я же все поправила, а оно исчезло...» И мы все терпеливо восстанавливали, показывали, утешали. На следующий день все повторялось. Невозможно вспоминать об этом без улыбки.

Филологический факультет МГУ, завлит в Драматическом театре имени К.С. Станиславского, в «Ромэне», огромная часть жизни - «Современник» и Галина Борисовна Волчек, потом уход в Ермоловский к Валерию Фокину, дальше - уход «в никуда» и создание агентства «БОГИС». Только вдумайтесь: лихие 90-е и театральное агентство... Да, она была стопроцентной авантюристкой с безукоризненным вкусом!

Она доверяла только личному общению. Сердилась на меня и более молодых коллег за то, что звонку и беседе предпочитаем сообщения и письма.

Она всегда была хулиганкой. И при этом - шикарной яркой женщиной, которой невозможно подражать, ведь она была уникальна со всеми своими кольцами, большими, а иногда и очень тяжелыми украшениями, в остроносых туфлях, бриджах, платьях... Ее наряды, украшения, обувь, сумки - это отдельная модная история, которую невозможно повторить.

А это фирменное приветствие: «Муся моя»?!! И тембр голоса. И виртуозное владение ненормативной лексикой: она просто так разговаривала! И покоряла всех.

С удовольствием принимала практикантов, со многими из которых общение переходило в дружбу, с ней можно было посоветоваться по любому вопросу. Она не жалела времени на то, чтобы поделиться СВОИМ театром с молодыми, помочь им узнать его и сделать делом своей жизни. Как это случилось у нее.

Она умела дружить, была преданной тем, кого любила, хранить чужие тайны. Она умела быть верной, прикрывать, защищать. Не терпела непрофессионализм. А как она любила артистов! Она вообще любила талантливых людей. Потому что сама была по-человечески и по-театральному талантлива. Могла быть невыносимой, но это тоже от любви.

Галина Борисовна Боголюбова. Теперь это имя уже легенда. Она ушла к тем, кого любила, оставив здесь горевать тех, кто любил ее.

Фотогалерея