МИЧУРИНСК. Зазеркалье забытого времени

Выпуск №2-232/2020, В России

МИЧУРИНСК. Зазеркалье забытого времени

Пьесой А.Н. Островского «Богатые невесты» Мичуринский драматический театр открыл свой 124-й театральный сезон.

Создатель комедии, наш отечественный Шекспир - Александр Николаевич Островский - сам уроженец Замоскворечья, насмотрелся в свои времена и на людей, и на их нравы, что и позволило ему за не столь уж продолжительную жизнь написать 52 пьесы, многие из которых и поныне остаются немеркнущими шедеврами классики.

«Богатых невест» к элитному ряду широко известных пьес не отнесешь. Сошлемся на авторитет великого русского писателя И.А. Гончарова. Вот что он пишет в феврале 1876 года в письме своему другу Монахову, прочитав в журнале «Отечественные записки» новое творение драматурга: «Богатые невесты», конечно, одно из слабейших произведений Островского, но все же и тут много правды - хоть бы, например, в чиновнике, Пирамидалове и купчихе, а в Белесовой вложен очень живой мотив. Остальное, конечно, бледно». Театры обращаются к этой пьесе не столь часто, как к другим, но все же...

Наверняка всю эту стародавнюю историю создания и резонанса вокруг «Богатых невест» прекрасно знал опытный режиссер Мичуринского драматического театра Николай Елесин, приступая к постановке комедии о богатых, полемизирующей с другой комедией Островского «Бедная невеста». Знал. Рисковал. И - выиграл! Спектакль получился яркий, темпераментный, огневой, брызжущий опереточным весельем, музыкой и юмором.

Подвластная театру машина времени переносит нас не то что в подмосковное захолустье позапрошлого века, а в захолустное царство нравов, которые без труда отыщешь и в реалиях наших дней.

Вот он, приглянувшийся строгому критику пьесы Ивану Гончарову, мелкий чиновник Пирамидалов. Андрей Широкий настолько влюбился в свою роль, что говорить о «вхождении в образ» не приходится, так разнообразен диапазон творческих приемов, вложенных им в предлагаемые обстоятельства. Но чем подкупает молодой мастер сцены? Тем, что он понял главное: смех сквозь слезы трогает зрителя куда пронзительнее, глубже, чем пустое зубоскальство и клоунские ужимки. Когда он поворачивается в профиль к наконец-то «захомутавшей» его богатой купчихе Антонине Власьевне Бедонеговой и тихо, надломленно спрашивает: «Я, правда, похож на лакея?» - зал замирает. На глазах публики происходит человеческая трагедия.

Шикарна в эпизодах Татьяна Шишкина, по пьесе - мать великовозрастного недотепы Юши. Каждое ее появление на сцене превращается в маленький праздник, и я понимаю шепот сидящей у меня за спиной восторженной зрительницы: «Какая красавица из МХАТа к нам пожаловала!» Точно продуманный наряд (художник по костюмам Ирина Кузнецова), жесты, манеры, мимика - все это выдает в Анне Афанасьевне Цыплуновой именно ту даму российского полусвета, которую живописал драматург.

Блистателен давно полюбившийся зрителям Сергей Дубровский. Его умение жгучим взглядом, обертонами передать характер героя - будь он отрицательный или положительный - и здесь играет во благо образа. Действительный статский советник Гневышов в свои 60 лет предстает то страстным любовником, умирающим от желания у ног соблазненной племянницы, то расчетливым купцом и воротилой, когда эту девушку, грубо говоря, нужно «сбагрить», поскольку вот-вот нагрянет законная жена и тогда скандала не избежать; то хамом и циником, когда общается с «братьями меньшими» - тем же раболепствующим перед ним Пирамидаловым.

Наконец, любовный дуэт Валентины (Элеонора Морева) и Юрия (Юши) в исполнении Сергея Холкина. Мизансцены с их участием полны обаяния, интриги, зрелищности. Сложный текст, пространные монологи (все построено на прелести позабытой, но такой живой простонародной русской речи!) воспринимаются живо и современно. Но! Пунктирно прочерченная в самой пьесе линия поведения Валентины Белесовой при всем добросовестном отношении к образу героини актрисы Элеоноры Моревой долго не дает понять, кто же она есть на самом деле? Доверчивая простушка, невинная девица, легкомысленно попавшая в умело расставленные сети опытного ловеласа и паука Гневышова? Сознательно «отдавшая себя на заклание», жертвущая чистотой и целомудрием во имя прочности положения и материального благополучия не по годам зрелая субретка, как бы наивная служанка, идущая навстречу интрижке, прекрасно понимая, чем это может закончиться? Ответа нет. Его должен додумать зритель.

А пока при отлично выполненной, выразительной декорации (художник-постановщик Кирилл Ерёмин) на подмостках вершилось действо: обретший голос вчерашний тюфяк Юша обращал гневный монолог к предмету своей любви - Валентине. Оскорбленная в лучших чувствах, но не теряющая женского достоинства тонкая натура то отпускала кавалера восвояси, то требовала его немедленного возвращения для дальнейших объяснений.

Пакет с деньгами (15 тысяч «тех» рублей - целое состояние!) наконец нашел владельца в лице успокоившейся в метаниях вдовы Бедонеговой (замечательно сыграла ее кокетство, притязания очаровательная актриса Ирина Попова!). И солидно, сытно, вальяжно, а не по-лакейски кланяясь, выходил побеседовать с генералом обряженный в импозантный вдовий халат господин Пирамидалов...

Легко, раскованно, подкупающе прошла премьера спектакля «Богатые невесты» с долгими аплодисментами благодарных зрителей, цветами, подаренными актерам и режиссеру, и напутственной речью директора театра, заслуженного работника культуры РФ Галины Поповой, представившей публике молодое пополнение труппы.


Фото Юлии КОЛГАНОВОЙ, Елены БЫЛКИНОЙ

Фотогалерея