Та самая Татьяна / Татьяна Дымова (Сызрань)

Выпуск №2-232/2020, Лица

Та самая Татьяна / Татьяна Дымова (Сызрань)

В сентябре актриса Сызранского муниципального драматического театра имени Алексея Толстого, заслуженная артистка России Татьяна Дымова отметила юбилей.

Кажется, я знаю ее всю жизнь. Чувствую, что во многом мы схожи. Верю, что это не случайно. Я вообще очень верю ей. Верю в нее. Бывает, не сразу узнаю на сцене, настолько она непредсказуема, неожиданна, необъяснима. Да и в жизни то порывиста как майский ветер, то задумчива как сентябрьское солнце.

Она старше меня, но мудрее на пару жизней. Говорить с ней о чем бы то ни было невозможно - мы тут же съезжаем на дела театральные. Одно неотделимо от другого: такие как Татьяна не работают в театре, они театром живут! Живут без пафоса, изо дня в день. Не «переодеваясь» впопыхах из одной роли в другую, не суетясь и не вставая в позу.

Дымовы в Сызрани, не только в театре, но и во всем городе давно уже легендарные личности. Куда бы в свое время ни забрасывала кочевая актерская жизнь родителей Татьяны, Андрея Дмитриевича и Лидию Георгиевну - от Гомеля до Алма-Аты, от Красноярска до Куйбышева и Саратова, как бы ни искала актерского счастья их дочь вместе с мужем в том же Куйбышеве, а потом аж в прибалтийском Советске - судьба приводила Дымовых в Сызрань.

В детстве Таня была если не избалованной, то уж точно не закомплексованной. В трехлетнем возрасте впервые вышла на сцену в городе Ровно. Должна была просто стоять на сцене в финале спектакля «Женский монастырь», но заиграл оркестр, и малышка рванула танцевать. Казалось бы, и дальше пой, танцуй, самовыражайся на подмостках - нет, она посматривала на сцену из-за кулис. Папа и мама пропадали в театре с утра до вечера. Случалось, играли в одних и тех же спектаклях. Глядя на них, Таня поначалу и не мечтала стать актрисой. Ни родители, ни бабушка с дедушкой не подталкивали ее к выбору профессии. Запах кулис кружил голову все больше и больше...

Семь лет Таня занималась в балетной школе при Куйбышевском театре оперы и балета, но душой стремилась не к танцу и не к балету, а к драматическому театру. Прощаясь со школой, втайне от всех мечтала о нем. Поступать в театральное училище решилась не сразу. Год морально готовилась и самостоятельно работала над программой. Следующим летом дедушка, единственный посвященный в ее тайное желание, поехал в командировку в Казань. Будучи первым секретарем Поволжского отделения Союза кинематографистов, он прихватил Таню с собой. Родители думали, что дочь знакомится с городом, в то время как с ней в театральном училище знакомились члены приемной комиссии. На вступительных экзаменах, ощущая себя не комедийной и не характерной, а исключительно драматической актрисой, она читала поэзию Цветаевой. Голос, плавность рук, ярко выраженный внутренний стержень: в сочетании, казалось бы, несочетаемого уже тогда проблескивал один из секретов ее сценической магии. В театральном училище роли получала большей частью на сопротивление - исключительно характерные. В дипломном спектакле «Васса Железнова» запомнилась ее Рашель. А самой Тане в училище запомнился Олег. Девушка она была с достоинством, на мальчиков не смотрела и замуж вроде бы не собиралась - но, как говорится, от судьбы не уйдешь.

Молодую актерскую семейную пару приглашали в Сызранский драматический театр, но Таня не решилась работать вместе с родителями. В 1983 году ее первым профессиональным театром стал Куйбышевский ТЮЗ. Четыре года работы в сумасшедшем ритме. Четыре года счастья. От бессловесной Кошки в спектакле Евгения Фридмана «Шишок» до самых разных сказочных героинь - кого она только ни играла! Событием стал пластический спектакль Андрея Дрознина «Маугли». Багира Татьяны Дымовой была сильна внутренней силой, энергетическим посылом, чего сама актриса в себе не очень чувствовала. В ТЮЗе произошло ее творческое взросление.

Что понесло Татьяну вместе с мужем в поисках лучшей доли из Куйбышева в Советск? На этот вопрос у меня ответа нет. Три десятилетия спустя, бывая в Самаре, она всегда с особым трепетом подходит к новому зданию ТЮЗа - театра «СамАрт».

В драматическом театре Советска за два года и Олегом и Татьяной сыграно немало. Там она получила одну из своих первых театральных наград за эпизодическую роль в спектакле, где в главной мужской роли был Олег. Оставшийся в Сызрани с бабушкой и дедушкой сын писал родителям слезные письма, и они вернулись к нему. Видно, на роду у Татьяны было написано войти в одну с родителями театральную реку. Тихо-мирно дрейфовать по течению - это не для нее. С первого дня на сызранской сцене Татьяна Дымова заявила о себе, как о неординарной личности. Дочь легендарных Дымовых, в театре она никогда не была в тени родителей.

Ни в детстве, ни в юности она никогда не влюблялась в артистов из-за их ролей, полагая, что наивно любить не человека, а созданный им в кино или в театре персонаж. Публика же год за годом очаровывается ее сценическими персонажами: от Кабановой в «Грозе» А.Н. Островского до Кейт в «Сильвии» А. Герни, от Элизы Дулитл в «Пигмалионе» Б. Шоу до Ставрогиной в «Наших» по роману Ф.М. Достоевского «Бесы», от Агафьи Тихоновны в «Женитьбе» Н.В. Гоголя до Тересы в «Дульсинее Тобосской» А. Володина, от Серафимы в «Блажи» А.Н. Островского и П.М. Невежина до Снежной королевы в одноименной сказке Евг. Шварца...

Дома ни с папой, ни с мамой, ни с мужем Татьяна никогда не занималась поиском зерна в новой роли, предпочитая разбираться со своими сомнениями и раздумьями самостоятельно. Как она работает над ролью? Не спешит учить текст. Вдумчиво, кропотливо ищет тропинку к своему персонажу на застольном репетиционном периоде. Мучает режиссера вопросами, разбирая пьесу. Отстаивая свой взгляд, может и огрызнуться. Если не видит в режиссере режиссера, способна отказаться от роли. Татьяна Дымова предъявляет высокие требования и к себе, и к окружающим. В Сызранском театре об этом знают все. Три десятка лет, ровно половину жизни актриса посвятила сызранской сцене. Здесь ей повезло играть в спектаклях Александра Ривмана, Анатолия Болотова, Андрея Ермолина, Виктора Курочкина, Олега Шахова.

«Террариум единомышленников» не для Татьяны Дымовой. Ей нужен театр-дом. Поэтому в свое время она пришла в Куйбышевский ТЮЗ, поэтому счастлива в Сызрани. Сцена как увеличительное стекло, проявляет все, от нее ничего не скроешь. Раньше в театре часто ставили спектакли приглашенные режиссеры. Работа в разных стилистиках и эстетиках никогда не пугала ее. Напротив, она всегда стремится открыть в себе что-то новое. Последний столь мощный всплеск эмоций был три года назад во время лаборатории Государственного Театра Наций, когда в созданном Викторией Печерниковой эскизе спектакля «Камень» по пьесе М. фон Майенбурга она сыграла роль Виты в прошлом.

Татьяна Дымова не боится изменить уже сформировавшееся представление о себе, считая, что настоящий театр - это не отдых и не развлечение. После спектакля Виктора Курочкина «Наши» в сызранских библиотеках бешеным спросом стал пользоваться роман «Бесы». Люди стали перечитывать Достоевского! А в Праге, в фойе Русского центра, выходя после спектакля Анатолия Болотова «Не отрекаются, любя», - актеры это слышали! - один парень сказал другому: «Видишь, а ты разводиться хочешь!» Спектакль был о любви и о разводе. И, хочется верить, сохранил не одну семью. Согласитесь, это больше, чем зрительский успех.

Годами играя одну молодую героиню за другой, актриса в последнее время перешла на диаметрально противоположные роли. В фарсе Андрея Ермолина по комедии А.Н. Островского «Лес» Татьяна Дымова по единодушному мнению критиков проявила себя в роли Гурмыжской как многогранная характерная актриса и по итогам губернского профессионального конкурса «Самарская театральная муза» была награждена дипломом «За лучшую женскую роль». В трагикомедию Дональда Ли Кобурна «Игра в джин» режиссер Олег Шахов ввел еще одного персонажа - Джокера. Татьяна Дымова была неотразима в образе карты, способной побить любого козыря.

Критики не раз отмечали свойственные ей яркую характерность и глубокий психологизм. От комедии до драмы, от фарса до трагедии, от классики до постмодерна - ей подвластны все жанры. Десять лет назад в одном из посвященных актрисе очерков, ее назвали мягкой женщиной с сильным характером. На мой взгляд, она гораздо многограннее и в жизни, и на сцене. Татьяна Андреевна из тех, в ком профессиональный талант умножен на талант человеческий.

Год назад Татьяна Дымова вышла на сцену в «Ромео и Джульетте» У. Шекспира в роли леди Капулетти, которая по замыслу режиссера Олега Шахова не испытывает никакой любви к дочери. Знаю, что такая интерпретация пьесы была, мягко говоря, не близка актрисе. И вновь роль на сопротивление. И вновь яркий, на этот раз - пронзительно холодный образ!.. В сентябре 2020 года Татьяна Дымова репетирует в «Недоросле» Д.И. Фонвизина роль еще одной матери, госпожи Простаковой. Эта мамаша знает, чего хочет, но живет слепой любовью к сыну и в результате теряет и власть, и сына. Казавшиеся архаичными, устаревшими, и текст, и сюжет пьесы, и ее героиня на репетициях с каждым днем становятся все интереснее и современнее.

В жизни она иногда начинает говорить словами той или иной роли. Критические статьи читает внимательно, не впадая ни в депрессию, ни в эйфорию. К наградам, которых у нее немало, относится спокойно. Политикой не увлекается. Любит путешествовать, знакомиться с новыми городами, людьми. Домашний быт ее не утомляет. В неторопливом вязании выбирает узоры посложнее, хотя сама их не сочиняет. Вот придумать витиеватые узоры в роли во время репетиций - это она может! В мужчинах Татьяна Дымова ценит честность и преданность, в женщинах - женское начало. В приметы верит по-своему: во что веришь, то у тебя и сбудется, пусть не вовремя, но сбудется обязательно. Жалеет только об одном: какие бы яркие сны ни снились, проснувшись, она начисто их забывает...

Фотогалерея