Летопись театрального счастья /Алексей Дуров (Ульяновск)

Выпуск №2-232/2020, Лица

Летопись театрального счастья /Алексей Дуров (Ульяновск)

В начале октября красивый юбилей отметил мастер сцены Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова народный артист РФ, почетный гражданин Ульяновской области Алексей Данилович Дуров. Мы присоединяемся к самым сердечным пожеланиям Мастеру и вспоминаем яркие события его судьбы длиной в восемь десятилетий.


Десятилетие первое. Его детство - война.

Рожденного в 1940 году в подмосковном Серпухове белокурого мальчика Лешу ждало суровое детство. Первое воспоминание - вернулся в 1944 году раненый отец. До сих пор на кончике языка - сладкий вкус хлеба, который мать испекла к Дню Победы. На местном хлебозаводе трясли пустые мешки из-под драгоценной муки, забирали добытое вместе с соринками, нитками, камушками, просеивали - ароматный ломоть ржаного хлеба вприкуску с крошечным кусочком белого был лучшим лакомством для детворы. За великим праздником Победы последовал невыносимый голод, словно война недобрала свое. Голодные годы оставили в наследство железный характер и привычку к тяжелому труду.


Десятилетие второе. Самодеятельность и благословение советской Софи Лорен.

Серпуховская школа подарила Алексею Дурову первые театральные впечатления - да еще какие! Класс возили в Москву на спектакли: «Почему-то попадали в Театр на Таганке», - вспоминает Алексей Данилович. В этом здании до прихода Юрия Любимова располагались филиал Малого театра и Московский театр драмы и комедии, а в ту самую в знаменитую любимовскую «Таганку» нашему герою предстоит вернуться уже в студенчестве. Последствия прививки искусством сказались незамедлительно: участие в самодеятельном театре при местном Доме культуры, а после школы - в армейской самодеятельности. Там-то и случилась судьбоносная встреча с актрисой Натальей Фатеевой. «Советская Софи Лорен» подошла после концерта в части к юноше, который только что пылко читал Твардовского, и сказала: «Вам надо поступать на актерский».


Десятилетие третье. Университеты.

Основы мастерства заложили педагоги и первый режиссер. В 1962 году Алексей Дуров поступил в ГИТИС им. А.В. Луначарского. Курс вели легендарные Борис Бибиков и Ольга Пыжова - носители традиций К.С. Станиславского и М.А. Чехова, из-под крыла которых выпустилось немало отечественных звезд театра и кино: Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова, Надежда Румянцева, Леонид Куравлёв и многие другие. Молодой актер с твердыми творческими принципами попал по распределению в Ульяновский драматический театр, где его наставником стала Вера Андреевна Ефремова. Именно она выдала Алексею Дурову путевку в большое театральное будущее, доверив знаковые роли в лучших своих спектаклях: «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Бешеные деньги» А.Н. Островского, «Дело Артамоновых» М. Горького, «Любовь Яровая» К. Тренёва, «Поднятая целина» М. Шолохова.


Десятилетие четвертое. Такой молодой!

В 1970 году Советский Союз отмечал 100-летие со дня рождения знаменитого уроженца симбирской-ульяновской земли - Владимира Ленина. Родина вождя преобразилась к юбилею: отныне городская панорама на высоком берегу Волги немыслима без величественного здания Ленинского мемориала. На недавно реконструированной сцене Ульяновского драматического театра шли спектакли «театральной ленинианы». Среди артистов-исполнителей роли Владимира Ульянова - и Алексей Дуров. Фотопробы (их утверждала Москва) хранят фирменное ленинское лукавство во взгляде, которое так удавалось Дурову. Говорят, грим хвалил сам Олег Ефремов - и справлялся, что за актер. Тот, однако, уже прочно врос корнями в волжскую землю. До сих пор Алексей Данилович вспоминает уроки мастерства, взятые у корифея сцены Матвея Филипповича Шарымова во время работы над пьесой о Ленине «Между ливнями». Они пригодились позднее, когда репетировали «Ульяновых» и «Во имя жизни».


Десятилетие пятое. Путь наверх

В 1983 году Алексей Данилович Дуров был удостоен почетного звания «Заслуженный артист РСФСР». Ветер перемен реет над страной - и театр, как государство в миниатюре, никак не может определиться со своим будущим. Впрочем, у каждого из режиссеров для Дурова находится работа: «Коварство и любовь» Ф. Шиллера в постановке Модеста Абрамова, «Последняя жертва» А.Н. Островского и «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта, поставленные Юрием Галиным, «Ромео и Джульетта» и «Бесприданница» Олега Зарянкина... В 1987 году ульяновскую сцену ждет крутой вираж.


Десятилетие шестое. Труппа театра-легенды

Новым художественным руководителем областной драмы назначен Юрий Копылов, который в течение четверти века последовательно будет строить «Театр высокой драматургии», предлагая зрителям афишу из редких и малоизвестных названий, - и побеждая. Алексей Дуров становится крепким звеном «труппы Копылова», занят во многих его спектаклях: «Ричард II» У. Шекспира, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, удостоенные Государственных премий России «Обрыв» И.А. Гончарова и «Генрих IV» Л. Пиранделло, «Волки и овцы» А.Н. Островского, «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, «Павел I» Д. Мережковского. За роль Шабельского в «Иванове» А.П. Чехова был отмечен дипломом международного фестиваля в Тольятти в 2000 году.


Десятилетие седьмое. Почтенный возраст и почетные звания.

Двухтысячные подарили Алексею Дурову два сорокалетия: сорок лет на сцене Ульяновского драматического театра и сорок лет счастливого брака.

«Это настоящий подвиг, - говорила об Алексее Дурове народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ и Национальной театральной премии «Золотая Маска» Клара Шадько. - Попробуйте проработать полвека в одном театре! Но Алексей Данилович всегда верен профессии, он в каждой роли ищет новое...»

Награды и профессиональное признание не заставили себя ждать: в 2002 году имя актера было занесено в Золотую книгу Почета - присвоено звание «Почетный гражданин Ульяновской области», в 2008 актер был удостоен звания «Народный артист Российской Федерации», а в 2010 - награжден почетным знаком Ульяновской области «За веру и добродетель».

Главной же наградой для Алексея Даниловича остаются его семья, сын и внуки. Продолжать актерскую династию они не стали, но бережно собирают архив отца и следят за его творчеством. Кстати, несколько рукописных тетрадей, которые Алексей Дуров вел при подготовке ряда ролей, сегодня хранятся в фонде Ульяновского краеведческого музея.


Десятилетие восьмое. Открытый мир.

Восьмой десяток - не время отправляться на покой. Напротив, Алексея Дурова в десятые годы XXI века ждало немало встреч с публикой других городов.

В 2014 году состоялась премьера спектакля «Бедная Лиза» по повести Николая Карамзина. Постановке суждено стать визитной карточкой театра и завоевать признание на всероссийском и международном уровне. Стоит ли говорить, что Алексей Данилович не только на сцене дирижировал действием в образе Старика с томиком Карамзина, но и во время репетиций вложил немало мастерства в создание этого особенного спектакля. Итог - триумфальный показ на Международном фестивале «У Троицы» в Сергиевом Посаде, премии Фестиваля театров Ульяновской области «Лицедей» и Международного театрального фестиваля «История государства Российского. Отечество и судьбы» в родном Ульяновске.

Самый титулованный спектакль ульяновской сцены - комедия А.Н. Островского «Правда - хорошо, а счастье лучше». Алексей Данилович ввелся на роль Силы Грознова в 2013 году - и тем самым продлил его жизнь на подмостках. В 2014 году «Правда...» вошла в афишу гастролей во Владикавказе, организованных при содействии Центра поддержки гастрольной деятельности при Министерстве культуры РФ, а в 2017 - стала участником федеральной программы «Большие гастроли» и была показана на сцене Театра «На Литейном» в Санкт-Петербурге.

В 2015 году был восстановлен спектакль «Царь Федор Иоаннович», входивший ранее в сценическую трилогию «Монархи» А.К. Толстого. Алексей Дуров вместе с другими мастерами сцены работал над воссозданием замысла режиссера Юрия Копылова - и сохранением в репертуаре театра этого уникального наследия Мастера. В 2017 году спектакль стал призером фестиваля в Сергиевом Посаде, в 2018 - фестиваля «Голоса истории» в Вологде, а в 2019 - принял участие во Всероссийском театральном марафоне и был показан в Саранске в день церемонии передачи символа Года театра от Ульяновской области Республике Мордовия.

Фотогалерея