Волшебный театральный мир Владимира Серебровского

Выпуск №2-232/2020, Выставки

Волшебный театральный мир Владимира Серебровского

В филиале Бахрушинского музея, в Доме-музее А.Н. Островского открылась выставка «Театр художника Серебровского».

К большому сожалению организаторов, в Бахрушинском музее было не так много персональных выставок Владимира Глебовича Серебровского, как он того заслуживал. Его живописную выставку увидели уже после ухода художника из жизни. И она стала, без преувеличения, художественным событием и даже потрясением, раскрыв ранее неизвестные глубины его таланта. Сегодняшняя выставка раскрывает еще одну его творческую грань - театрального художника и представляет собой своеобразное путешествие в «Театр Серебровского».

Советский и российский театральный художник, народный художник РФ Владимир Глебович Серебровский на протяжении всей своей насыщенной творческой биографии оформил около 200 спектаклей в театрах Москвы, Потсдама, Магдебурга, Вильнюса, Душанбе, Баку, Улан-Удэ, Смоленска, Саратова, Свердловска, Благовещенска, Ульяновска. Работал с такими режиссерами, как В.А. Андреев, Ю.А. Григорьян, А.Б. Титель, А.В. Эфрос. В 1985 году получил Золотую медаль за оформление чеховских спектаклей на выставке «Пражская квадриенале», а одной из важнейших вех в его жизни и творчестве стала работа главным художником во МХАТе имени М. Горького, куда его пригласила Татьяна Доронина и где он оформил более 40 спектаклей.

Живописец, художник-сценограф, музыкант, поэт. Философ, который сформулировал принципы своего существования в жизни и творчестве, о чем свидетельствуют его многочисленные публикации. Серебровского называют одним из самых независимых художников советского времени. Он практически не оформлял спектакли по пьесам советских драматургов, поскольку считал, что в них не мог проявиться полноценно как художник, не имея возможности экспериментировать с формами, объемами и цветом, в отличие от спектаклей, поставленных по пьесам зарубежных авторов или русских классиков. Еще будучи студентом ВГИКа, Владимир Глебович организовал джаз-банд, а когда в Музее А.Н. Скрябина в Москве образовалась студия электронной музыки, освоил синтезатор. А позже, обратившись к философии и искусству Востока, научился играть на ситаре, писал медитативную музыку и переводил стихи Омара Хайяма с фарси.

Выставка очень объемно показывает Владимира Серебровского во взаимоотношениях с разными театральными сценами, режиссерами, стилями, перекликаясь с концепцией известного исследователя в области сценографии мирового и отечественного театра В.И. Березкина, благодаря которому в научный оборот был введен термин «театр художника» как новый вид искусства на пересечении изобразительных искусств и театра. В свое время В.И. Березкин писал о Серебровском: «...единственный из крупных мастеров, который совершил в творчестве резкий поворот на сто восемьдесят градусов, от одной стилистики к другой, во многом противоположной» от эскиза к спектаклю «Фунт мяса» А. Куссани в Московском драматическом театре имени М.Н. Ермоловой в 1965 году, в работе над которым, по признанию художника, он помнил о Ф. Гойе и С. Дали, до эскизов к спектаклям во МХАТе им. М. Горького - с 1989 года и до последних дней жизни.

Владимир Глебович едва ли не единственный представитель театральных художников своего поколения, не работавший с макетами. Он говорил: «Работу над оформлением спектакля начинаю с эскизов. Макет я не люблю, он напоминает кукольный театр, а в эскизе все, «как у взрослых». Метод перевода эскиза сначала в макет, а затем на сцену мне чужд. Часто макет становится игрушкой для режиссера. А огромная плоскость на сцене - нечто совсем другое. Театральная декорация - это работа в большом масштабе, работа на сцене. Я мечтаю декорацию делать сразу в натуре, как бы писать большую картину. Это особый вид творчества».

Потрясающи по образности и исполнительскому мастерству эскизы к балету «Любовь-волшебница» М. де Фальи, оперетте «Целуй меня, КэтК. Портера, опере «Паяцы» Р. Леонкавалло, пьесе «Кабала святош» М.А. Булгакова.

Но далеко не все художественные и пластические идеи Серебровского были в свое время приняты. Так, художественный совет Московского театра Сатиры не принял эскизы к «Доходному месту» А.Н. Островского, где художник впервые предложил свою первую «барочную свалку», как он ее назвал. Но позже этот прием художник применил в спектакле «Сирано де Бержерак» Э. Ростана в Русском драматическом театре имени Вл.  Маяковского в 1973 году, в «Ревизоре» Н.В. Гоголя в Таджикском академическом драматическом театре имени А. Лахути в Душанбе в 1974 году, в «Эвридике» Ж. Ануя, которую собирался поставить А. Эфрос и постановку которой не разрешили.

А вот ключом к чеховским и горьковским пьесам у художника была природа. Выверенные пространства сада, совершенные интерьеры являлись своеобразным камертоном для развития спектакля, подчеркивая или гармоничные отношения между героями, или выявляя в этих отношениях диссонанс. Именно это направление в творчестве художника стало ключевым для Татьяны Дорониной, когда она пригласила Владимира Глебовича во МХАТ.

Нынешний художественный руководитель МХАТа имени М. Горького Эдуард Бояков на открытии выставки сказал, что сегодня ведется работа по восстановлению спектакля «Вишневый сад», сценографом которого в свое время был Владимир Глебович. Таким образом его сценография живет, а в ней - и сам художник. И в планах театра - восстановление спектакля «Пигмалион» - последний спектакль Серебровского. По словам Боякова, Серебровский - это мост между прошлым и будущим МХАТа им. М. Горького.

Владимир Серебровский - один из немногих художников, перешедший от абстрактного искусства к фигуративной живописи. Он много путешествовал по Непалу, Индии, Японии, Китаю, известен как большой знаток ориентальной культуры и, в частности, как создатель иллюстраций к индийскому эпосу «Рамаяна».

В 1970-е годы его считали авангардистом, но ближе к дню сегодняшнему начали приписывать к сонму традиционалистов и даже в некотором смысле консерваторов. Но при этом он всегда предлагал свое видение сценического пространства. Его знания о мире искусства, его истории стали тем прочным фундаментом, благодаря которому даже реалистические, модерновые, авангардные сюжеты художника воспринимаются как яркое индивидуальное творчество, ни на что и ни на кого не похожее.

Многих в свое время поразили рассуждения Владимира Серебровского о модерне. Настолько они были точны и глубоки, что, наверное, не один искусствовед позавидовал такому виртуозному владению словом.

В своих работах художник точен и выразителен, они пробуждают бесконечные ассоциативные ряды. По словам генерального директора Бахрушинского музея Дмитрия Родионова, который долгие годы дружил с Владимиром Глебовичем, ценил его и давал возможность неоднократно выставляться, у творческого наследия Серебровского громадное будущее.

Член-корреспондент Российской академии художеств Татьяна Викторовна Михайлова отметила, что эта выставка будет неожиданной даже для тех, кто достаточно хорошо знал Владимира Глебовича, поскольку здесь демонстрируются совершенно незнакомые даже специалистам работы, предоставленные супругой художника Тамарой Петровной.

Много лет Серебровский работал в Таджикистане, оформлял спектакли и фильмы на студии «Таджикфильм». Не все картины, к сожалению, были сняты (что подтверждают подписи к эскизам), а потому и эскизы для нас сегодня стали открытием и поражают своим разнообразием стилей и манерой исполнения: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры... Это настоящая магия или волшебство, когда понимаешь, как по-разному мы воспринимаем мир, преломляя его в собственном сознании. Художник Серебровский - волшебник, открывающий для нас совершенно другой мир, но такой понятный своей образностью и метафоричностью.

Фотогалерея