В тисках времени / Московский театр Ленсовета

Выпуск №2-232/2020, Театральная шкатулка

В тисках времени / Московский театр Ленсовета

Санкт-Петербургский театр имени Ленсовета известен и своей историей, и современными премьерами. Но мало кто знает, что свой театр Ленсовета был и в Москве.

До 1914 года по адресу Большая Ордынка, 69 находился кинотеатр, который антрепренер Петр Струйский по проекту архитектора Спирина перестроил под театр. После Революции здание национализировали и в 1922 году в нем открыли районный театр Замоскворецкого совета. Через три года Замсовет (а вместе с ним и театр) переименовали в Ленсовет. В 1926 году в него вошла группа выпускников ЦЕТЕТИСа (так в то время назывался ГИТИС). С этого времени театр обрел постоянную труппу, начал поиск собственного репертуара.

«В Замоскворецком театре осуществляется интересный опыт создания молодого театра силами выпускных учеников по классу А.П. Петровского и Б.М. Сушкевича в Государственном Институте Музыкальной Драмы (ГИТИС)», - сообщал С. Марголин на страницах журнала «Жизнь искусства». Это был первый набор созданного в 1921 году ГИТИСа. Годы учебы пришлись на время окончания Гражданской войны, НЭП. Мизерная стипендия, голод, общежитие на Кисловке - одна комната на пятьдесят человек, разгороженная на мужскую и женскую половину ставками старых декораций. Среди выпускников - Аркадий Вовси, Николай Литвинов, Александр Плотников, Анна Белоусова, Нина Кашинова. В репертуар молодого театра вошли студенческие спектакли «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина, «Слуга двух господ» Гольдони и «Интермедии» Сервантеса.

Андрей Павлович Петровский, возглавивший новый коллектив, прошел школу провинциального театра, работал в Александринке и имел большой педагогический опыт. Сам он был ярким характерным актером, мастерски владел искусством грима и перевоплощения. В режиссуре он был режиссером-педагогом, в работе над пьесой стремился, прежде всего, раскрыть индивидуальность исполнителя. По воспоминаниям его многолетнего соратника режиссера Иосифа Донатова «он целеустремленно направлял в должную сторону мысль, эмоцию и нервную одержимость артистов, оставаясь товарищем-сотворцом артистов, а не суровым законодателем своих прихотей».

Одна из первых удач - «Горе от ума» Грибоедова, где Петровский нашел золотую середину между новаторством и классикой. Дом Фамусова был представлен двухэтажной конструкцией с лестницами в стиле ампир (художник Всеволод Ридман). Конструкция вращалась, легко меняя место действия, придавая спектаклю динамику. Тщательно проработанная ритмическая партитура, сохраняя поэтическую форму, делала монологи в стихах органичными. Театр активно осваивал молодую советскую драматургию. В афише Ленсовета 1920-х годов «Любовь Яровая» Тренева, где сам Петровский сыграл Швандю, «Разлом» Лавренева, «Золото и мозг» Глебова, «Цилиндр» Поливанова, «Шахта №10» Циновского. Кроме Петровского в театре ставили Борис Сушкевич, Серафима Бирман, Иосиф Донатов, Леонид Волков.

Театр Ленсовета находился на передовой общественной жизни. Молодежи, воспитанной в советском ВУЗе, было проще, чем театрам с устоявшимися традициями следовать современным веяниям. Ленсовет вел большую шефскую работу, выезжал в армейские части, проводил в фойе выставки; первым откликнулся на идею создания «уголков рабочего зрителя». По сообщению журнала «Новый зритель» 30 сентября 1928 года театр провел читку пьесы «Шахта Октябрь» Леонида Циновского. После читки прошло обсуждение, где представители рабочих высказали свои замечания относительно характеров действующих лиц.

В 1932 году во главе театра встал Константин Зубов. Он учился во Франции на инженера, через год поступил там на историко-филологический факультет, а вскоре вернулся в Россию и посвятил себя театру. Учился в Петербурге у самого Давыдова, затем в Москве у Петровского. До прихода в Ленсовет успел поработать на Дальнем Востоке, в Иркутске, в Чите, в Театре Революции. Продолжая линию современной драматургии, Зубов большое внимание уделял классике и инсценировкам прозы. «Разгром» Фадеева, «Гавань бурь» Бальзака, «Германн» (по мотивам «Пиковой дамы» Пушкина) отмечены интересными режиссерскими решениями и яркими актерскими работами. Сезон 1936/1937 театр провел на Дальнем Востоке, в расположении частей и гарнизонов ОКДВА. Кочевая жизнь не нарушила творческого процесса, и за время гастролей репертуар пополнился постановками «Славы» Гусева и «Последних» Горького.

Настоящей победой стала постановка «Горячего сердца» Островского. Режиссура в лице Константина Зубова и Сергея Морского ушла от традиционного деления героев этой пьесы на «плохих» и «хороших». Все они предстали на сцене привлекательными, яркими, напоминавшими персонажей комедии масок. Спектакль обнаружил богатую игровую стихию, заложенную в пьесе. Но от того, что пошлый, циничный и разгульный мир Хлыновых и Градобоевых был показан таким симпатичным и обаятельным, представители этого мира становились еще страшнее. Рецензенты отмечали высокий уровень актерского ансамбля, но наибольший успех выпал на долю Хлынова - Александра Плотникова и Параши - Ольги Матисовой.

В 1938 году Зубов перешел в Малый театр, и Ленсовет остался без руководителя. На короткий период в театр пришел Владимир Нэлли-Влад, но и он вскоре уехал. Только в 1940 году труппу возглавил Илья Шлепянов. Ученик Мейерхольда, художник таких спектаклей ГосТИМа как «ДЕ», «Учитель Бубус» и «Мандат», Шлепянов стремился реализовать себя как режиссер и лидер. В сезоне 1940/1941 вышло сразу несколько заметных работ: «Кронштадт» Штейна поставил Александр Плотников; над инсценировкой «Дворянского гнезда» Тургенева и пьесой Анатолия Мариенгофа «Шут Балакирев» работала режиссер Елена Страдомская; сам Шлепянов поставил «Севильского цирюльника» Бомарше и «Бабий бунт» (по Аристофану).

Особо отмечу «Шута Балакирева». Рецензент В.Викторов охарактеризовал пьесу Мариенгофа как «взволнованную драматическую повесть, написанную отличным, отточенным белым стихом, сплошь и рядом поднимающимся до высот афоризма». Режиссура совместно с Плотниковым - Балакиревым во множестве оттенков и нюансов, избегая паясничания, раскрыла глубокий драматизм человека под маской шута. В спектакле, который вышел к зрителям в конце мая 1941 года, явственно звучала тема борьбы с врагом, внешним и внутренним.

В начале сезона 1941/1942 театр показал премьеру пьесы Дмитрия Щеглова «Сокровище Сампо» в режиссуре Шлепянова. В спектакле, посвященном установлению советской власти в Финляндии, режиссер сделал акцент на народные характеры, мудрые и наивные, хитрые и смелые, готовые погибнуть за свои убеждения. На фоне только что завершившейся финской кампании и развертывающихся боев на фронтах Великой Отечественной войны спектакль звучал особенно актуально. Премьеру сыграли в сентябре 1941 года, а уже в октябре группу актеров Ленсовета эвакуировали в Бийск, объединив с Алтайским краевым театром из Барнаула. Москвичи привезли с собой три спектакля - «Дворянское гнездо», «Шут Балакирев» и «Сокровище Сампо». Первой премьерой сезона 1941/1942 на сцене Бийского театра стали «Русские люди» Симонова в постановке Шлепянова.

Оставшуюся в Москве часть труппы возглавил Николай Горчаков, руководивший до этого театром Сатиры. В годы войны Ленсовет был единственной действующей в Москве драматической труппой. Свои спектакли - «Во имя жизни», «Парень из нашего города», «Русские люди», «Давным-давно», «Беспокойная старость» - коллектив играл в помещении театра Моссовета и филиала МХАТа в Петровском переулке, а также на родной сцене. В регулярных газетных афишах театр Ленсовета фигурирует еще в октябре 1942. На его базе Горчаков создал Московский театр драмы, который в 1943 году объединили с Театром Революции. В августе 1943 помещение «бывшего театра Ленсовета» на Большой Ордынке передали Малому театру, где по сей день располагается его филиал...

...Летом 1942 года Шлепянова направили на Дальний Восток, назначив художественным руководителем Театра Сатиры, которым в начале эвакуации руководил ведущий артист Владимир Хенкин. «Ленсоветовцы» же остались в Бийске. Осенью 1942 года Сатиру перевели в Магнитогорск, откуда Шлепянов писал Председателю Комитета по делам искусств Михаилу Храпченко, что изучил коллектив и просит содействовать в решении проблем: «В.Я. Хенкин "безумно" переживает свое снятие с "поста" худрука и со свойственным ему темпераментом портит мне жизнь, как и вся атмосфера "концертной деятельности" и блатмейстерства, царящая в театре с легкой руки административной головки». Зимой 1943 года группа бывших актеров Ленсовета выехала из Бийска в Магнитогорск. Очевидно, это «вливание» было призвано укрепить позиции Шлепянова в труппе. В составе театра Сатиры осенью 1943 года «ленсоветовцы» вернулись в Москву. Театр Сатиры вновь возглавил Горчаков, а Шлепянов уехал в Ленинград.

Театр Ленсовета фактически прекратил свое существование в 1943 году. В его помещении расположился филиал Малого театра, а его актеров разбросало по театральной Москве. Как знать, если бы не война... Но природа не терпит пустоты. В августе 1945 года в Москве был создан Театр драмы и комедии (ставший гораздо позднее, под руководством Юрия Любимова, знаменитым Театром на Таганке). Возглавил его Александр Плотников, стоявший в 1926 году у истоков Ленсовета, а в труппу нового театра вошло немало его бывших актеров. И хотя Московский театр Ленсовета давно исчез с театральной карты столицы, память о нем еще хранится в архивах, то и дело воскресая в актерских биографиях.

Фотогалерея