Озерск

Выпуск № 10-120/2009, В России

Озерск

 

Вечер. Почти стемнело. Безлюдная улица. Одинокий мужчина. Он ждет Ее и, похоже, уже давно. Становится прохладно. Кутается в плащ. «Почему ее все еще нет? Только бы увидеть, услышать милый голос. Еще недавно я был счастливейшим из смертных – теперь остались лишь воспоминания да случайные встречи»….

Трагикомедия с куклами в Озерском театре кукол «Золотой петушок». «Разговор с Гоголем, или «Тамбовская казначейша» в домашнем театре Лермонтова» – спектакль о любви. Искренний, глубокий, человечный, жизненный. Честно говорить о любви очень сложно, хотя, казалось бы, на эту тему столько всего уже написано и сказано. Всегда существует опасность скатиться до уровня чернухи, пошлости или, наоборот, вознестись в немыслимые поэтические высоты, далекие от реальных человеческих отношений.

Эта история любви на сцене и за кулисами получилась романтичной и в то же время настолько жизненной, что каждый зритель неминуемо оказывается вовлеченным в нее. Такие спектакли задевают что-то сокровенное, их невольно «примеряешь на себя», находишь собственные параллели. Они берут за душу, будят мысль, царапают сердце и не отпускают еще очень-очень долго…

В основе сюжета (автор пьесы – Максим Василек) история взаимоотношений семейной пары: Юрий Михайлович Лермонтов (театральный псевдоним) и его молодая жена Анна Заклинская (их исполняют актеры в живом плане) в собственном домашнем театре играют спектакль «Тамбовская казначейша» по поэме М.Ю.Лермонтова (персонажи – куклы). Театр в театре. Вечный любовный треугольник – Он, Она и третий лишний. Бытовая романтика и возвышенный реализм. Сочетание, казалось бы, несочетаемого.

«Тамбовская казначейша» – благодатнейший материал для подобного театрального поиска. Сюжет нравоописательной «сказки» (так во времена Лермонтова называли бытовые сатирические анекдоты в стихах) взят из реальной жизни. Старый муж проиграл красавицу жену в карты молодому улану, в которого она была тайно влюблена. Блестящая легкость в сочетании с намеренно сниженно-бытовой разговорной манерой изложения: «И впрямь, Авдотья Николавна/ Была прелакомый кусок». Искусное чередование собственно рассказа о происшествии в Тамбове с меткими авторскими замечаниями, то шутливыми, то серьезными.

Удачная находка художника Ольги Гончаровой – изящные куклы, персонажи разыгрываемой «Тамбовской казначейши», собраны из обычных предметов. Красавца-улана создают на глазах у зрителя из отдельных деталей, нанизывая их на бутылку водки, а основой для прелестной Казначейши служит пузатый чайник. Высокая поэзия («Пишу Онегина размером») и земные, бытовые отношения реальных людей.

Не потому ли так органично сочетается лермонтовская «сказка» с житейской историей любовных отношений вполне современных нам персонажей? Прославленный народный артист, за которым бегают поклонницы, нежно любит и непрерывно ревнует молодую жену. Она любит его не менее трепетно, но это не мешает ей «пробовать свои чары» на других мужчинах (например, на юном монтировщике, работающем в их же театре), поддразнивая и тем самым причиняя боль родному человеку. Та же то легкая и веселая, а то и грубоватая непринужденность бытовых супружеских отношений в сочетании с бесконечно нежными сценами любви и пронзительной болью расставания. Злорадство тех, кто еще недавно перед тобой преклонялся. Одиночество. Предательство друга. Безысходность, когда обнаруживаешь, что счастье незаметно куда-то ушло, а самое важное и дорогое потеряно в бытовых мелочах.

Параллели сюжета внутреннего и внешнего напрашиваются сами собой и грамотно выстроены режиссером Борисом Макаровым. Каждая разыгрываемая «в домашнем театре» сцена «Тамбовской казначейши» пропитана личными супружескими отношениями главных героев, то нежными, то игривыми, то полными обиды и желания уязвить побольнее. В свою очередь, поэтический текст Лермонтова проникает в «закулисье» семьи. Вспомним хотя бы горестные раздумья Юрия Михайловича на тему: «А что скажите за предмет / Для страсти муж, который сед». В лермонтовских строках, написанных почти 200 лет назад, пульсирует личная боль современного нам персонажа, его предчувствие беды, недолговечности счастья с молодой женой.

Житейская ситуация под названием «любовный треугольник» открывает перед любым из исполнителей возможность наполнить свой образ собственным смыслом, индивидуальным жизненным опытом. Яркий пример тому – два параллельных актерских состава, занятых в спектакле. Разный профессиональный и жизненный опыт, возраст, характер, темперамент – и перед нами две совершенно разных истории.

В первом составе играют сам Борис Макаров и актриса Светлана Трофимова- Ерохина.

За плечами заслуженного артиста России Б.Макарова многолетний стаж работы в питерском Большом театре кукол, профессиональный опыт длиной в 30 лет. Его Юрий Михайлович – импозантный седовласый народный артист, мудрый и спокойно уверенный в себе. Муж-покровитель, муж-учитель, муж-отец. Он хозяин, его власть и на сцене, и за кулисами неоспорима. На все выходки молодой жены он смотрит по-отечески снисходительно и любя.

С.Трофимова-Ерохина – молодая актриса, окончила Екатеринбургский театральный институт в 2004 году. Работа в этом спектакле – ее первая большая роль, и она сыграна на высочайшем профессиональном уровне, не всегда достижимом даже для опытной исполнительницы. Ее Анна полна задора, юной энергии, но сквозь детские прыжки пушистого котенка явственно прослеживается уверенная поступь молодой пантеры. Она – Женщина. Прима. Стерва. Излучает (да что там – плещет через край!) женскую силу и обаяние, притягивает, соблазняет и тут же отталкивает.

Отношения их персонажей завораживают удивительным партнерством – подхватывается каждый взгляд, жест, слово. Этим двоим известно что-то такое, что доступно только им, и они хранят свои секреты. В каждой сцене, реплике содержится особый тайный смысл, понятный только им, и здесь таится та самая волшебная нить взаимопонимания, которая связывает их со зрительным залом.

Потеря любви, семьи становится настоящей драмой для обоих супругов, когда понимаешь, что из жизни ушло что-то такое, что дается только один раз и другого шанса на счастье уже не будет. И сложно сказать, кто здесь прав, кто виноват – именно так чаще всего и бывает…

Другой дуэт – и совсем другой спектакль. Сергей Гальперин – актер с многолетним стажем работы в двух озерских театрах (драмы и комедии «Наш дом» и театре кукол «Золотой петушок»), певец, композитор, драматург, режиссер. Екатерина Замула работает в театре первый (!) год, выпускница Екатеринбургского театрального института 2008 г., и эта роль для нее – небывалое достижение.

Перед нами история любви юной поклонницы и ее кумира. Он – звезда. Красавец. Любимец женщин. Он весь – страсть, огонь. Всегда помнит, как он красив и талантлив. Она – еще очень молода. Добрая, милая, светлая девочка. Любит искренне, всей душой, может быть, впервые. Бесконечно обаятельна, но еще не осознает до конца своей женской силы. Он для нее идеал Мужчины.

Анна глубоко страдает от их разрыва, но еще не осознает, что на самом деле она будет намного более счастлива с другим. С кем-то более человечным и простым. Обжигающая любовь к солнцу постепенно отболит, уйдет, оставив в ее жизни только легкую щемящую грусть.

А для него… В первую очередь, невыносимую боль ему доставляет раненое самолюбие. Еще недавно он не мог даже представить себе, что его может бросить любимая женщина. Осознание беспросветности потери приходит не сразу, но тем оно ярче и больнее.

В том-то и прелесть, и притягательность спектакля «Разговор с Гоголем», что при любом составе исполнителей это каждый раз новая история. Разнообразие вариантов неисчерпаемо, как разнообразие человеческих судеб. Но каждую историю обязательно объединит один общий лейтмотив – свое счастье надо беречь, его в нашей жизни и так не слишком-то много! Любовь – драгоценный подарок, который стоит того, чтобы его хранить и лелеять, ведь другого может просто не быть…

Вечер. Безлюдная улица. Он ждет ее уже давно. Ждет упрямо и почти безнадежно. «Только бы увидеть, услышать милый голос…». Анюта, ты вернуться не хочешь? «Когда-то я держал эту женщину в объятиях, а теперь не смею к ней даже прикоснуться…»

Фото Коротаева, Ю. Клепиковой, Саранцева 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.