КАЛУГА. Рождение театра

Выпуск №3-233/2020, В России

КАЛУГА. Рождение театра

Многие годы, являясь членом жюри театральных фестивалей и конкурсов, как всероссийских, так и проводимых в Калужской области, с чувством удовлетворения отмечаю каждое новое появление интересных спектаклей, талантливых актеров и режиссеров. Недавно по собственной инициативе (помимо конкурсных смотров) просмотрела семь спектаклей (плюс восьмой конкурсный) в постановке режиссера Виктора Деринова.

С Дериновым нас познакомил Александр Борисович Плетнев, бывший в ту пору главным режиссером Калужского драматического театра. Он пригласил Виктора участвовать в спектакле «Дом восходящего солнца», в котором творческие возможности Деринова проявились лишь в качестве актера и музыканта ансамбля. Предстоящее знакомство с его режиссурой, признаюсь, вызывало некоторое недоверие и сомнения.

Калугу часто называют театральным городом. И не случайно: успешно работает Драматический театр, на аншлагах живет Театр юного зрителя, получил новое здание пользующийся популярностью у детворы Театр кукол. Вслед за профессионалами являют свои таланты самодеятельные коллективы. И вот, как подкрепление определению «театральный город», родился в Калуге театр Виктора Деринова.

Трудясь самоотверженно и упорно, Деринов окончил заочно в РАТИ (ГИТИС) одно за другим обучение на двух факультетах - актерском и режиссерском, а затем в Ярославском театральном институте получил и театроведческий диплом. Учеба не прошла даром. Сегодня у нас в Калуге успешно работает студенческий «А-Театр», руководит которым Виктор Деринов.

Что определяет творческое лицо театра? Во-первых, репертуар. В репертуаре студенческого театра классические пьесы и пьесы современных авторов. (В качестве автора часто выступает и сам режиссер. Не удивлюсь, если следующее обучение будет на факультете драматургии.) Достаточно перечислить последние названия: «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «В ожидании Годо» С. Беккета, «Эмансипе», «Лица и маски», «Война цвета наций» самого В. Деринова... В пьесе современной или классической для данного театра важна актуальная проблематика. Тема «человеческое в человеке» - суть сценических раздумий режиссера и театра. Не случайно в большинстве спектаклей даже самые интимные мысли обращены к залу.

Во-вторых, актерские работы. Деринов ставит спектакли вместе с актерами, а не вместо них. Он не стремится к «ударным, эффектным» мизансценам, не пытается удивить и создать спектакль-загадку. За короткий период Виктору удалось привить актерам удивительное чувство естественного существования на сценической площадке, органики, отсутствия наигрыша. «Живой театр» - это всегда эксперимент. Поэтому не вызывает удивления и критической оценки замена исполнителей мужских ролей на женщин. (Как, например, в спектаклях «Ревизор», «Маскарад» и «В ожидании Годо». Напротив, понятно, что причина этой замены не только «дефицит» исполнителей мужских ролей, поскольку прием оправдан).

Спектакли театра Деринова поставлены для зрителя, «сегодня, здесь, сейчас». Они развенчивают школьные стереотипы восприятия классического материала. «Энциклопедия русской жизни» «Евгений Онегин» становится понятной сегодняшней молодежи. А в образе Онегина каждый второй молодой человек узнает себя. Всем известная история воспринимается близкой и интригующей. Спектакль привлекает новизной восприятия материала и отношением к персонажам.

Не без режиссерских огрехов спектакль «Маскарад». Мощное начало - озвученное Евангелие, но заглушают эффект восприятия слабые голоса исполнителей ролей. Зато сцена смертельной агонии отравленной Нины заслуживает высшей оценки. Режиссер выстраивает спектакль пластически так глубоко, ярко и проникновенно, что не вызывает сомнения - перед нами самобытный и талантливый художник.

Особое качество Деринова - умение влиять на актера. За короткий срок его актеры глубоко освоили элементы актерского мастерства, и многие из них претендуют на определение «профессионалы». Спектакль «В ожидании Годо» С. Беккета - органичный синтез работы режиссера, актера и художника. Неважно, что здесь мужские роли исполняют женщины. Важно - как они это делают. В постановке почти нет физического действия, которое часто спасает режиссера, помогая восприятию материала зрителями. Речь персонажей действенна, и невозможно пропустить ни единого слова, потому что исполнители убедительно действуют словом. Такое дано далеко не всем профессионалам.

Достойна высокой похвалы работа режиссера над музыкальным оформлением спектаклей. Музыка в спектаклях Деринова - не «сопровождение», она - участник, действующее лицо, порой, одно из главных.

Что касается современной темы, то здесь иногда драматургически не доработаны некоторые нюансы. «Водоросли», с одной стороны, спектакль-плакат, агитка против интернета и компьютера, и не со всеми доводами можно согласиться, с другой - монологи из классики. Отлично не только то, что молодые для молодых читают классические тексты, но и то, что читают замечательно. И Ромео, и Каренина, и Заречная, и другие - это творческая позиция режиссера и театра. Большая и результативная работа режиссера с актерами и с текстом видна и во всех постановках современных пьес.

Спектакль «Война цвета наций» - гражданская позиция режиссера и театра. Молодые исполнители, никогда не видевшие войну, раскрывают эту тему глубоко, правдиво, эмоционально, не оставляя равнодушными ни молодых, ни старых. Спасибо режиссеру и всей постановочной труппе!

Увиденные спектакли вселяют надежду, что в Калуге сегодня есть талантливая режиссура. В перспективе Деринов - режиссер психологического гротеска. Как его творческие способности будут развиваться дальше, покажет время.

Этот текст не претендует на «творческий портрет». Здесь нет разбора увиденных спектаклей. Есть желание порадоваться, что в Калуге появился режиссер беспокойный, упорный, ищущий, владеющий приемами режиссерского мастерства, уверенно чувствующий себя в профессии.


Фотогалерея