КИНЕШМА. «Солнце уснуло, встретимся скоро»

Выпуск №3-233/2020, В России

КИНЕШМА. «Солнце уснуло, встретимся скоро»

Пьеса Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила» имеет счастливую судьбу - она поставлена во многих театрах страны, и наверняка ее сценическая история продолжится. Вот и в Кинешемском драматическом театре им. А.Н. Островского в октябре 2020 года выпустили премьеру в постановке известного российского режиссера Александра Огарева. Из бытовой комедии он сделал местами сюрреалистический, местами трагический спектакль о любви. Нелепой любви несчастных людей, обреченных на одиночество. Пронзительно звучит эта главная тема.

У немолодого уже ученого должна умереть мать Зоя Марковна (яркая и безусловно большая удача заслуженной артистки Чеченской Республики Натальи Гоголевой). Не ест уже несколько дней. Сколько ей лет, она и сама не помнит. Сто. А может быть, и не сто. Друг Владимира Ильича, так зовут ученого, Плоцкий (Вячеслав Митронин), по его просьбе привозит из деревни молодую девушку Женю (Элина Манапова) для того, чтобы Володя пожил, наконец, для себя. Девушке тоже некуда податься, в деревню возвращаться она не хочет. Жизнь и здесь, правда, не подарок - престарелую Зою Марковну в придачу она получает «бонусом». Сам же Владимир Ильич (Антон Копчинский) немолод, близорук (или дальнозорок?), в оправе с пластырем, в затрапезном свитере - видно, что неухоженный и несчастный человек. Мягко говоря, Женя не пара ему. Но природа и время берут свое, и вот уже появляется взаимная симпатия, которая может перерасти в нечто большее, если бы не мать, все цепляющаяся за жизнь. Старушка «божий одуванчик» не так проста, как это может показаться на первый взгляд. Когда нужно, она наивна и беспомощна, а когда и хитра, и изворотлива, особенно в своей войне против Жени: где коварством, а где и с помощью своих старости и хвори.

В шапке, напоминающей папаху, она начинает с девушкой сражение и сразу же отвоевывает у Жени диван, а затем и вообще территорию, как это принято у зверей. Зоя Марковна обожает смотреть по телевизору передачи «про животных». Поэтому время от времени на сцене (а точнее, в голове Зои Марковны, но видят это не только зрители, но и остальные персонажи, поэтому спектакль получает такой странный оттенок между бытием и небытием) появляются животные - белки, рыбы, фламинго, и даже некие существа, обозначенные в программке как «хор» (Татьяна Копчинская, Ольга Савченко, Маргарита Юразова). Они же и уборщицы, и мойры, и много кто еще. Женя совсем сбита с толку. Ее только что чуть ли не до смерти испугала какая-то нечисть, которая тут же оборачивается уборщицами, обеспокоенными судьбой Зои Марковны.

Спектакль местами уморительно смешон. Огарев, мастер сложных конструкций, соединяет откровенно смешное с трагическим: все рядом, как в жизни. Очень тонко и точно передан мир между бытием и небытием, звери среди людей, люди среди зверей; мир, в который погружена Зоя. Она ведь не выходит из квартиры, и вся «мешанина» складывается у нее в голове из телевизора, воспоминаний о рождении и воспитании сына и из рассказов весьма ограниченного круга людей.

Второй акт начинается с батла молодеющей прямо на глазах Зои Марковны (приходится, иначе на глазах у матери уведут сына) с Женей на природе, в парке. Причем молодеют все, и Владимир в том числе, заряжаясь юностью и задором от девушки. Владимир Ильич - совсем не Дон Жуан, со слабым полом обращаться совершенно не умеет, и тут как будто невзначай появляется Плоцкий (говорящая фамилия, словно раскрывающая поговорку о том, что лучше иметь врагов, чем таких друзей). Дальше происходит настоящая драма: Плоцкий совершает насилие над Женей, вымещая все свои комплексы, накопленные с молодости, и истинное отношение к Владимиру...

Зоя Марковна, в которой человеческого много больше, чем у более молодых, симпатизирует Жене. Она уже привыкла к ней, да и чисто по-женски, по-человечески, не может не посочувствовать человеку, попавшему в беду. Женя принимает решение вернуться в деревню. Володя, разрываясь между сыновним долгом и чувствами к девушке, ставшей для него близким человеком, бежит из дома. Зоя остается одна. Наступает финальная пронзительная сцена. Зоя Марковна произносит слова Фирса из чеховского «Вишневого сада», а затем умирает в одиночестве. От песни, звучащей в самый момент смерти Зои, подкатывает комок к горлу: это и сожаление о несбывшемся, и надежда. «И теперь горит огнем тоска, лишь бы вновь услышать, друг, тебя. Солнце уснуло, встретимся скоро...»

Спектакль, задуманный довольно давно, своеобразно обозначил в том числе и безвременье, в которое попал весь мир из-за пандемии. Привычный уклад нарушен, то, что казалось устоявшимся, дало сбой. Время словно пошло вспять. Какой сейчас год на дворе? Середина прошлого века? Двухтысячный? Две тысячи семьдесят пятый? Трехтысячный? Уже и не понять. Стрелки часов в доме Зои Марковны и Володи движутся в обратном направлении. Все смешалось. Вопрос: «Вы кто?», с которым старушка многократно обращается к Жене, в финале спектакля адресован в зал, к зрителям, ко всем и к каждому.

В спектакле много музыки (автор музыкальных аранжировок и хормейстер - Екатерина Серебринская, музыкальное оформление - Александр Огарев, Евгений Громов), вся она выразительно работает на спектакль. Прекрасная сценография художника-постановщика Ирины Бринкус - запомните это имя! Совершенно небытовой спектакль заполнен мелкими милыми деталями, а в некоторых сценах от красоты увиденного просто разводишь руками - Левитан (очень похоже и по колористике, и по сюжету), да и только, еще и в динамике. Отрадно, что в репертуаре театра появился такой достойный спектакль. Прошлая постановка Александра Огарева в Кинешме («Снегурочка» по А.Н. Островскому) получила ряд престижных наград на многих театральных фестивалях. Хочется надеяться, что и спектакль «Как Зоя гусей кормила» не останется незамеченным театральным сообществом.

Фото Евгения ПАНКРАТОВА

Фотогалерея