Неделя МакДонаха в России

Выпуск №3-233/2020, Фестивали

Неделя МакДонаха в России

Отправляясь на очередной Международный фестиваль Мартина МакДонаха в Перми, к слову, уже четвертый по счету, я долго сомневался в том, есть ли смысл в который раз постфактум делиться впечатлениями об увиденном. Ведь с прошлого фестиваля сам драматург особо не расстарался порадовать своих литературных и театральных почитателей. Периодически всплывает информация, что все свои силы «неистовый ирландец» бросил на работу над фильмом «Банши Инишира». Судя по всему, это та самая «потерявшаяся» пьеса из трилогии об Аранских островах, которая так и не была опубликована. Что касается последней из вышедших на сегодняшний момент в 2018 году пьесы «Очень-очень-очень темная материя», поговаривают, что драматург дает разрешение на ее постановку в случае, если центральную женскую роль будет играть одноногая пигмейка маленького роста. Как вы понимаете, в нашей стране эта задача фактически невыполнима. Но все же нынешняя фестивальная неделя в очередной раз доказала, МакДонах - автор, востребованный театрами во всем мире.

О феномене самого фестиваля, который посвящен отнюдь не российскому драматургу, но проходит на столь высоком уровне, написано много. Можно дать лишь очередное подтверждение. 24 спектакля за 7 дней. И сплошь один МакДонах. Хотя нет, все же стоит уточнить: впервые на фестивале игрался спектакль по пьесе другого драматурга, тоже ирландского происхождения. Можно даже сказать одного из праотцов - «Поле» Джона Б. Кина. Это первая постановка пьесы в России. Специально для театра «У Моста» был сделан русский перевод, а Сергей Федотов представил премьеру. Спектакль «Поле» пугает своей созвучностью с нашим временем. Мы видим сразу несколько противоположных точек зрения на то, что такое земля. Для «быка» МакКейба, арендующего долгое время поле, - это единственный смысл его жизни. Место, которое изо дня в день в любую погоду он готов возделывать, выращивая там различные культуры и скот. Для американца Уильяма Ди - пространство, которое можно залить бетоном и построить там жилище для себя и своей семьи. Но есть и те, кому эта земля совершенно не нужна: таков сын «быка», не желающий продолжать дело отца и вдова, решившая выставить поле на аукцион. Люди гибнут за землю. Так было тогда, так происходит и сейчас.

Не лишил Федотов нас возможности посмотреть в который раз своего золотомасочного «Калеку с Инишмаана» и другие «хиты» по МакДонаху: «Сиротливый Запад», «Череп из Коннемары», «Безрукий из Спокэна», «Палачи». Кажется, будто актеры этого театра уже настолько срослись с персонажами, которых играют, что даже несмотря на закрытые повсеместно границы, ты хотя бы на несколько часов перемещаешься в ирландскую провинцию или английский паб. Особенно хочется отметить работу в этих спектаклях Владимира Ильина, Марины Шиловой, Василия Скиданова и Сергея Мельникова.

Но все же вернусь к специфике нынешнего фестиваля. Три коллектива заявили в конкурсной программе театрализованные читки пьес. Кому-то может показаться, что спектакль с читкой уж никак не могут конкурировать, но я не соглашусь, апеллируя к «Безрукому из Споэкна» Ночного театра из Санкт-Петербурга. Дмитрий Тарасов, который был на прошлом фестивале в качестве зрителя, в этот раз привез работу, выступив одновременно режиссером, сценографом и художником по костюмам. Для своего «читакля» он собрал выпускников Санкт-Петербургской театральной академии, с которыми репетировал по ночам. В версии Ночного театра, Кармайкл впервые далек от привычного образа маньяка-психопата, ненавидящего весь мир, и в первую очередь самого себя. Гарий Князев, исполняющий эту роль, представляет собой некое подобие профессора-интеллектуала с внешностью молодого Джуда Лоу, занимающегося бесконечной саморефлексией. Едва появившись в номере отеля после перестрелки, он просит включить громче звук на магнитофоне, ведь там звучит его любимая нетленка "Bang, bang". Центр тяжести смещен на Марвина Александра Чураева, который то перевоплощается в безумную обезьянку, то уже в своих фантазиях сидит за столиком ресторана. Но самое важное, что в нужный момент вся четверка персонажей включается в общую игру. Как, например, в сцене телефонного разговора миссис Кармайкл с сыном. И если за эту читку театр увез в северную столицу диплом в номинации «Дебют», то по факту их работа - это еще и настоящий ансамбль.

Если мы уже давно присвоили МакДонаха себе и уверены, что мать и дочь из «Королевы красоты» или братья из «Сиротливого Запада» - это архетипы, которые можно встретить чуть ли не в каждой второй российской семье, то жители Инишмаана - тетушки, калека и пустозвон, довольно хорошо вписываются в контекст хакасской культуры. Режиссер Сергей Потапов пошел на довольно смелый для национального театра эксперимент, не только предложив сыграть народным артистам республики Геннадию Чаптыкову и Ивану Салайдинову две возрастные женские роли - тетушек Кейт и Эйлин, но и облачив в некоторых сценах героев, точнее героинь, в национальные костюмы. На первый взгляд может показаться, что все происходящее в спектакле «Калека с острова Инишмаан» Хакасского национального драматического театра им. А.М. Топанова - это отнюдь не трагикомедия, а театральный капустник. Периодически на такую мысль наводит исполнитель роли главного сплетника Джоннипатинмайка Николай Бельтероков. Его внешний облик нарочито вульгарен, кто-то назвал бы увиденное модным в западной культуре термином «дрэг-квин», я же не мог отделаться от мысли, что это персонаж индийских фильмов.

Вероятно, режиссер хотел сдобрить спектакль рядом аллюзий на другие пьесы МакДонаха. Этим можно объяснить, почему Бартли выливает на Хелен горшок с мочой, откуда на сцене труп кошки, зачем Хелен с особой жестокостью хватает собственного брата за соски, и почему она же плюет в лицо калеке Билли в ответ на предложение пойти как-нибудь прогуляться.

Во многих пьесах МакДонаха наблюдается смена гендерных ролей. Мужчины часто бывают слабыми, инфантильными, излишне сентиментальными, в то время как женщины настроены решительно и воинственно. Поэтому, когда в очередной «Королеве красоты» роль семидесятилетней Мэг Фолан играет мужчина, это уже не вызывает особого удивления. А вот в ситуации с «Человеком-подушкой» появление женщин на сцене все еще выглядит весьма непривычно. Orange Theatre из Амстердама продемонстрировал именно такой вариант распределения ролей: детективы Тупольски и Ариэль заменились актрисами Джиной Лампрелл и Лидией Медеирос. При этом все остальное в спектакле в лучших традициях работы с самой загадочной пьесой МакДонаха. На сцене условное пространство, визуально разделенное на три части. На переднем плане - кровать Па и Ма, на заднем - камера для заключенных, по центру - комната для допроса. Самый жуткий рассказ Катуриана о «Девочке-Иисусе» разыгрывают при помощи театра теней.

МакДонаха в равной степени берут в репертуар как государственные, так и частные театры. В случае с последними риск особенно велик. Нужно сделать такой спектакль, на который зрители будут приходить снова и снова, пытаясь углубиться в материал и скрытые смыслы. Режиссер психологического триллера «Человек-подушка» уфимского театра «The Театр» Руслан Абраров, выступающий одновременно и в качестве художника спектакля, стремился не только рассказать историю, но и подарить зрителям эстетическое удовольствие. Сначала Тупольски и Ариэль красной краской размашистыми мазками наносят на растянутой на переднем плане пленке надпись «Человек-подушка». Затем в одной из сцен уже Михал искусно орудует кисточкой на полуобнаженных телах артистов, трансформируя их на время из полицейских в Маму и Папу.

В этом спектакле несколько изменили правила игры. Ариэль назвал себя «хорошим» полицейским, а Тупольски - «плохим». Если вы помните, в пьесе все наоборот. Но важно то, что правила игры фактически были соблюдены до конца. Отсюда кричащие, иногда переходящие в истерику интонации «плохого» и ровные, временами даже участливые реакции того, который здесь вроде бы «хороший».

Рассказ о «Трех преступниках на перепутье», который обычно играют как бы мимоходом, здесь, впервые был решен режиссером. Исполнитель роли Ариэля взял в руки плакат «Убийца», Тупольски держал надпись «Насильник», а Катуриан остался стоять со знаком вопроса. «Маленький Иисус» прозвучал магнитофонной записью в конце антракта перед началом второго действия, «Город у реки» Катуриан исполнил стоя у пюпитра, а сказки о Маленьком зеленом поросенке и Человеке-подушке были решены в виде анимации.

Отдельного внимания заслуживает финал. После выстрела в голову, Катуриан не встает, сняв с себя окровавленный мешок, и не начинает произносить текст-послесловие. Речь звучит в записи, а в это время братья, взявшись за руки, уходят вдаль.

Фестиваль МакДонаха прошел пока только в четвертый раз, а уже появились постоянные участники в лице Московского драматического Театра п/р Армена Джигарханяна. Сергей Виноградов поставил всю Линейнскую трилогию и показал ее заключительную часть - трагикомедию «Сиротливый Запад». Пожалуй, этот спектакль стал наиболее удачным с точки зрения актерского состава и режиссерской работы, по сравнению с двумя другими. Пьесы первой трилогии обычно позволяют продемонстрировать слаженную актерскую работу. Здесь ансамбля как такового нет, ибо инфантильным братьям Коннор умышленно противопоставлены стремящиеся повзрослеть Гёрлин и отец Уэлш. Особая детскость братьев выражена в весьма интересных и легко узнаваемых находках: ключик на веревке, который Вален носит на шее; футболка с обидной надписью «He is gay» и стрелкой вправо, которая попеременно попадает то на брата, то на священника; разрисованные всякими непристойными картинками обложки журналов; и, наконец, все тот же Вален, периодически пускающий слюни. Михаил Железнов, сыгравший роль брата-плюшкина и отмеченный в номинации «Лучшая мужская роль», в этой трактовке скорее палач, а не жертва.

И теперь немного о самом главном - «Королеве красоты из Линейна», пьесе, с которой МакДонах дебютировал четверть века назад. На четвертом фестивале было показано шесть разных версий постановки этой пьесы. Спектакль Ирбитского театра им. А.Н. Островского в постановке Сергея Федотова получил Гран-при, а женский дуэт Дина Эйрих и Оксана Иванова отмечены дипломом в номинации «Лучшая женская роль». Специальные призы жюри и отправились в Воркуту вместе с Морин Фолан - Оксаной Ковалёвой и еще двум «Королевам красоты» в Минский областной драматический театр и ирландскому независимому театру St. Patrick's Drama Group. Как вы понимаете, в этот раз вся зарубежная программа была представлена в онлайн-формате.

В следующий раз фестиваль должен отметить маленький юбилей. Что еще произойдет за эти два года, захочет ли МакДонах каким-то образом зафиксировать события, случившиеся в 2020-м, превзошедшим сюжеты самых жестоких из его пьес, сказать трудно. А может, самой жизни стоит взять что-то из драматургии? Вспомнив, что в любой современной драме или даже трагедии есть большая доля юмора. Поплакали мы вдоволь, давайте теперь посмеемся.

 

Фото автора


Фотогалерея