Ольга Карленко: "Дети - лучшая часть человечества" (Санкт-Петербург)

Выпуск №3-233/2020, Лица

Ольга Карленко: "Дети - лучшая часть человечества" (Санкт-Петербург)

Ольга Карленко работает в ТЮЗе имени А.А. Брянцева уже 27 лет, 25 из них параллельно руководя детской студией «Театр-класс». Яркая, лучезарная, теплая, наполненная созидательной энергией актриса всегда активна и открыта к поиску. Каждая роль - будь то Мэри из «Маленьких трагедий», страстно поющая свою арию, перебирая струны арфы, хохотушка Варенька из «Человека в футляре», ценящая каждое мгновение жизни, Кормилица из «Ромео и Джульетты», стремящаяся сделать свою воспитанницу счастливой, заботливая Нэнси из «Поллианны», оберегающая и понимающая - содержит в себе частицу души актрисы, щедро дарящей любовь. Роль Кормилицы в «Ромео и Джульетте» отмечена номинацией на премию «Золотой софит» за «Лучшую женскую роль второго плана». Героиня Ольги Карленко - носитель веры в человека, обаятельная, мудрая и внимательная, открыто проявляющая свои чувства. В нашем интервью с актрисой мы поговорим о взаимоотношениях между детьми и родителями и важности внутренней свободы.

- Ольга, «Ромео и Джульетта» - трагедия с огромной историей постановок. Как вам работалось с этим материалом в режиссуре Александра Морфова?

- Сложно было начинать эту работу, так как первый монолог вертится у всех актеров на языке, словно цитаты из «Чайки». Для меня эти строки: «Вот помнится, одиннадцать годков тому назад...» - были знакомы еще со времен института, работы в отрывках. Более того, на курсе моего мастера Андрея Дмитриевича Андреева мы даже начинали ставить «Ромео и Джульетту», где я репетировала роль Кормилицы, а позднее - играла ее в замечательном спектакле малой формы Натальи Лапиной, с чудесной Оксаной Глушковой в роли Джульетты.

И вдруг в мою жизнь, спустя 15 лет ворвался Александр Морфов, в которого я влюбилась с первой минуты нашего знакомства. У нас был длительный застольный период, где мы плакали, смеялись, вспоминали, слушали много музыки, анализировали разные переводы и пытались найти самое важное для каждого из нас. А когда мы вышли на сцену, было очень сложно понять, куда вставать и что делать, как себя распределить, но, конечно, с помощью режиссера потихоньку мы начали обживать это потрясающее пространство.

- Кормилица очень близка Джульетте, в чем состоит ее жизненная философия?

- Джульетта для нее - весь мир. Кормилица природно чувствует настоящие ценности жизни, всех понимает и всех оправдывает. И она искренне хочет, чтобы у всех все было хорошо. И даже в тот момент, когда Кормилица советует Джульетте выйти замуж за Париса, она по-настоящему верит, что это лучший вариант, но маленькой девочке-идеалистке этого не объяснить. Каждый раз у меня по-настоящему замирает сердце, когда я обнимаю мою Джульетту, мою Анечку Слынько, потрясающую актрису, такую трепетную, беззащитную и такую сильную. Кормилица осознает, что смерть - всему конец, а пока все живы, можно еще что-то исправить. Именно поэтому в момент потери Джульетты мир перестает существовать и для нее. Для меня это самая сложная сцена спектакля, до конца внутренне нерешенная.

- В этом спектакле акцент сделан на взаимоотношениях родителей и детей: проблемы возникают из-за отсутствия контакта в семье.

- Как и в жизни надрыв возникает из-за необъясненного запрета: во многих семьях родители не понимают детей, а дети родителей. Я 25 лет руковожу детской студией и у меня накопилось так много реальных историй о детях и их семьях. У нас есть потрясающий спектакль «Невыдуманные истории», где наши студийцы рассказывают о себе. Когда мы репетировали, некоторые наши воспитанники откровенно говорили о том, как они ненавидят одного из своих родителей. Я была в шоке. А вы знаете, что наша страна занимает одно из первых мест по подростковому суициду? Когда года два назад СМИ пестрило информацией о «Синем ките» и детских самоубийствах, тогда я собрала старшеклассников и проверила, есть ли у всех мой номер телефона, приказала звонить мне в любое время дня и ночи, если у них будут хоть какие-то проблемы. Никакая сиюминутная трагедия, даже если она в подростковом возрасте кажется неразрешимой, не стоит человеческой жизни - и это детям надо разъяснять. Прекрасно, когда этот посыл идет с театральной сцены и именно в ТЮЗе.

- Как вы думаете, почему молодой зритель так откликается на этот спектакль? Социальные сети ТЮЗа полны восторженных отзывов.

- Конечно же, восхитительное, современное оформление спектакля Семена Пастуха, замечательные костюмы Ники Велегжаниновой, музыкальные композиции, подобранные самим режиссером, оказываются очень близкими молодежи. А самое важное - авторы спектакля сумели очень чувственно и очень откровенно передать историю этой сумасшедшей, а главное, настоящей первой любви, когда боишься дотронуться, поверить, что тебя любят, и ты любишь. Эмоции переполняют, и ты не знаешь, что с этим делать, а чувство ведет вперед несмотря ни на что и несмотря куда - в пропасть или в рай.

- Ольга, вы активно проявляете себя как педагог и режиссер - это утоляет актерский голод или подогревает его?

- Для меня это вообще очень важная часть жизни - одно время я хотела уходить из театра, потому что сложно соединить по времени педагогику с занятостью в ТЮЗе. Работа с детьми утоляет голод, а с другой стороны, провоцирует энергию - у меня появилось много идей постановок именно в ТЮЗе. Я надеюсь, что когда-то это свершится. Получается, что моя жизнь заполнена двумя огромными творческими половинами: работой в театре и детской студии, где занимается более ста человек. Я счастлива, что большую часть времени провожу с лучшей частью человечества - с детьми - и в студии, и в своем театре.

- С каким материалом вам хочется поработать?

- Я бы с удовольствием сыграла в комедиях положений Гольдони, где все искрометно, зажигательно, с юмором, хорошими актерскими ролями - в красивом, жизнеутверждающем спектакле с чудесной музыкой и светом.

- Как вы считаете, актер - зависимая профессия?

- Я так не люблю эту фразу! Для меня моя профессия не зависимая, а СОзовисимая, когда встречаешься с талантливыми людьми и режиссерами, становишься СОзависимым в СОтворчестве. Мой родной театр подарил мне замечательную СОзависимость в замечательных спектаклях «Преступление и наказание», «Леший», «Король Лир», «Датская история», «Зеленая птичка», «Человек в футляре», «Ромео и Джульетта». А если актер зависит от непредложенных ролей и у него остается неиспользованный потенциал, можно собрать команду и сделать самостоятельную работу, было бы желание.

Фотогалерея