Золотая середина Елизаветы Пискуновой

Выпуск №3-233/2020, Взгляд

Золотая середина Елизаветы Пискуновой

В мире дизайнерского искусства имя Елизаветы Пискуновой уже хорошо известно, причем не только в России, но и за рубежом. К 22 годам у художника по костюмам и молодого модельера богатый опыт: девушка выпустила концептуальные коллекции FAB и DEEP, в содружестве с музеем Фаберже в Баден-Бадене создала костюмы к нескольким театральным постановкам, стала лауреатом множества премий. В сентябре Елизавета стала обладателем Молодежной Премии СПб, а в июле ее коллекция DEEP вошла в топ 20 лучших выпускных работ модной индустрии. Ее творчество всегда остро социально и индивидуально: каждая модель шьется вручную и рождает неповторимый образ. Елизавета поступила в магистратуру в Англии и перед отъездом успела рассказать о синтезе искусств, своем творческом пути и роли дизайнера в современном мире.

Во время обучения в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна Елизавета приняла участие в огромном количестве российских и зарубежных конкурсов, ярко проявив свой творческий почерк. Первой линейкой RUBBISH стали вечерние и повседневные платья из мусорных пакетов - призыв обратить внимание на экологическую обстановку и переоценить наше отношение к миру природы. В коллекции FORREST, изготовленной из холщовых материалов и войлока, Елизавета размышляла о познании себя как отправной точки познания мира. Навеянное лирикой Маяковского и плакатностью советского времени, было создано авангардное платье «Ленин» эпохи конструктивизма. «Богоматерь в слезах» родилась вследствие увлечения архитектурой и сильного впечатления от одноименного собора в городе Сиракузы, и было выполнено из строительных материалов. Разнообразие творчества и интерес к различным проявлениям современной и исторической жизни характеризуют стиль юного преуспевающего дизайнера. Вместе с этим Елизавета стала автором костюмов к спектаклям «Блеф», «Борис Годунов», «Невельской», «Достиг я высшей власти», «По просторам вселенной», «Снежная королева» и «Сказка о потерянном времени».

Затем последовала коллекция FAB, которая, как уже говорилось, родилась в содружестве с музеем Фаберже в Баден-Бадене. К празднованию 10-летия музея Елизавета получила заказ на пошив платьев, каждое из которых выполнено по мотивам произведений ювелира. Был организован модный показ, получивший высокую оценку зрителей. Елизавета отлично отразила историческую эпоху и свое отношение к коллекции, подчеркнув самобытность каждого музейного экспоната. Такое взаимопроникновение эпох и искусств дарит возможность не только актуализировать историю, но и проследить связь между прошлым и настоящим, поэкспериментировать с совмещением жанров, используя широкую палитру современных выразительных средств.

Последняя коллекция Елизаветы DEEP стала выпускной работой и манифестом чистоты и красоты каждого человека. В основе коллекции лежит интерес к природным проявлениям и естественности различий: Елизавета акцентирует внимание на привычно скрываемых женщинами аспектах - родинках и родимых пятнах, которые она называет морями и океанами человеческой души. Именно они становятся главными героями декора воздушных, золотисто-нюдовых платьев. Елизавета пытается найти параллели между кожным покровом и дизайнерскими тканями, чтобы сказать: тело - это наше украшение и надо лелеять его. Таким образом, модельер размышляет на остросовременные темы, пропагандируя уважение к человеческой личности и проявлению свободы сознания, не ограждаемого никакими нормами и рамками. Норма - это быть собой и любить себя, принимая разнообразие этого мира.

Валентин Скурлов, искусствовед: «Во-первых, у Лизы жажда знаний во всемирном масштабе. Ей интересно, что делается в костюмной сценографии не только в нашей стране, но и за рубежом. Лиза показывает молодежи, как надо учиться профессии. Она уже успешный дизайнер и художник-сценограф спектаклей в Южно-Сахалинске и Петербурге. Известно, что русские художники-эмигранты завоевали себе авторитет прежде всего в театральном искусстве. Лиза, что называется, «не вылезает из Европы». В этом она напоминает мне Карла Фаберже, который с 13 до 20 лет объездил всю Европу.

Не знаю, что будет у Лизы дальше. Пока она вырабатывает свой стиль. Но потенциал у нее колоссальный, в том числе и генетический. Влияние отца, деда-скульптора и мамы-профессора и директора театра. Но много детей знаменитостей так и не реализовали предоставленные возможности. Этот упрек не относится в Лизе. Она много берет и щедро отдает. Причем, по характеру, она очень строга к своему творчеству и к коллективу театра. А это очень сложно, поскольку театру присуща атмосфера богемы. Елизавета - яркий цветок классической петербургской костюмной сценографии. Еще Алексей Толстой в романе «Сестры» говорил о москвичках - роскошных русских красавицах, одесситках - настоящих француженках и об англизированных петербурженках. Лиза в настоящее время отдает дань английскому стилю. Это классика, поскольку в Англии монархия, там чтут традиции. Петербург - это имперская столица и творчество Елизаветы Пискуновой не дает нам забывать об этом».

- Елизавета, в сентябре в Ницце на вилле Ротшильда был показ вашей коллекции FAB. Какой вы видите вашу аудиторию: это больше Европа или Россия?

- С коллекцией Фаберже сложилась такая ситуация: впервые она была показана в Германии, после этого плавно перебралась во Францию. В связи с пандемией мы не успели перевезти коллекцию в Россию, и люди, которые организовывали предыдущий показ во Франции, предложили снова поучаствовать в дефиле. Конечно, я согласилась. Такое ощущение, что мой первый большой творческий ребенок остался за рубежом и сейчас начинает жить своей жизнью. Происходят действия, которые не совсем зависят от меня. У коллекции FAB сложилась зарубежная аудитория, но на показах присутствуют и русские эмигранты. Когда я была на дефиле во Франции и Германии, ко мне подходили как французы, немцы, так и русские. Было приятно, что мое творчество универсально и близко людям разных национальностей, которые понимают и чувствуют его.

- Что вам дало сотрудничество с музеем Фаберже и планируете ли вы работать с другими культурными объектами?

- Мне принесло это много опыта с точки зрения знания Фаберже, времени и исторического костюма. Если в будущем меня пригласит какой-то другой музей или будет предложена другая тематика, повод для коллекции, я, конечно, буду очень рада посотрудничать. Погружение в историю и символы эпохи мне очень нравится. У меня есть несколько идей по поводу будущих проектов, будет здорово, если все сложится.

В Европе больше поддерживают и молодых дизайнеров, и новые, неожиданные проекты. Они не боятся рисковать. Даже во время обучения мой курс больше участвовал в зарубежных проектах - например, мы делали совместную работу с университетом из Финляндии, Коувола. Когда я получила Молодежную премию Санкт-Петербурга, я почувствовала поддержку от государства: с помощью этой премии я смогла завершить свою дипломную коллекцию DEEP. Но финансовая поддержка не означает творческую. В России осторожничают и в проекты зовут проверенные имена и известных личностей. Может, это и неплохо.

- Ваша коллекция FAB состоит из девяти шелковых и бархатных платьев. Какие материалы вы использовали для коллекции DEEP?

- Из ткани - фатин и шелк, но главным материалом является шерсть. Я использовала войлоковаляние как прием декорирования, и это была для меня большая творческая работа. В небольшой коллекции DEEP всего пять изделий, но для каждого я использовала прием войлоковаляния вручную - в этом заключается кутюрный момент коллекции. С помощью шерсти, наверное, не самого типичного способа декорирования в современном мире, я пыталась добиться эффекта эпидермальности. Представить образ родимых пятен, родинок мне удалось с помощью шерсти и пайеток. Аксессуары - бижутерия и сумочка - тоже выполнены из шерсти. Этот декоративный прием помог мне отразить смысловое содержание моей коллекции, визуализировать мои чувства и мысли.

- Когда планируется презентация коллекции DEEP?

- В связи с обстановкой в стране у нас состоялась только защита диплома, а отчетный выпускной показ не был разрешен. Студенты, конечно, очень расстроились: все сшили коллекции и нигде не успели их показать. Из-за подвисшей эпидемиологической ситуации я даже не знаю, когда можно будет сделать официальную презентацию коллекции и в каком формате.

- Какие пути есть у молодого дизайнера для проявления себя в мире моды? Участие в конкурсах? Какие были знаковыми для вас?

- Наверное, «Адмиралтейская игла», которую организует мой университет, - это один крупных конкурсов в Санкт-Петербурге, касающийся открытия новых имен в мире дизайна. Я много раз принимала участие в конкурсах, организованных Союзом дизайнеров Санкт-Петербурга. Например, в июле был интересный межвузовский конкурс, подводящий итоги выпускников отделения дизайна костюма по всем университетам города. Я с коллекцией DEEP попала в топ двадцать: мне дали стажировку с дизайнером, пока мы с ней общаемся и думаем над коллаборацией.

- Как работа в мире моды обогащает ваш опыт работы в театре? И наоборот.

- Это две разные части души - когда я в театре, я общаюсь с режиссером и командой. Когда я делаю свою коллекцию, я выражаю собственные мысли, то, что я хочу сказать сама, что-то из глубины души. Театр очень близок для меня, но в нем ты все равно зависишь от многих факторов, и есть определенные рамки. Когда я работаю над своими коллекциями, этих рамках почти не существует, потому я вправе сама принимать решения. В этом некая гармония, которая меня уравновешивает: я работаю и там, и там, параллельно думаю и над тем, и над этим, обогащаю дизайн театром и наоборот.

- Какие вы замечаете современные тенденции в мире повседневной моды?

- Как житель Петербурга я могу сказать, что у нас очень много нарядных людей среди молодежи. Даже если они надевают серые куртки, они выбирают рефлекторные модели - когда на них попадает свет, они ярко зажигаются. Я абсолютно поддерживаю молодежь и тоже стараюсь одеваться не очень обычно, предпочитаю находить винтажные вещи. Среди молодежи популярны винтажные магазины, конечно, мы все это подхватили из Европы: там много подобных маркетов, каждые выходные ты можешь найти что-то из бабушкиного сундучка. Такая одежда выглядит утонченно, если научиться ее сочетать. И опять же это экологично с точки зрения потребления, и я рада, что молодежь одевается винтажно, старается выделиться из толпы.

- Елизавета, вам интересны темы экологии в широком смысле. О каких социальных проектах думаете сейчас?

- Сейчас я поступила на магистратуру за рубеж, в Англию, в город Лестер, где с 2021 года начну обучение. Пока что я нахожусь в небольшом перерыве, готовлюсь к началу учебы и думаю, что все будет зависеть от обучения - начнутся определенные проекты, задания. Тема экологии важна для меня, я разделяю мусор и стараюсь не поддерживать масс-маркет и большое текстильное производство. Я считаю, что мы должны приходить к тому, чтобы больше обращать внимания на изготовление только нужной одежды, не клонировать ее в огромном количестве и не использовать рабский труд бедных стран. Экологический след очень влияет на нашу жизнь, и мне бы хотелось об этом еще не раз сказать в своих работах.

- В Англии вы планируете совмещать учебу и работу?

- Практика просто необходима: начав работу в театре на втором курсе, я почувствовала огромный прилив сил и уверенности в себе: я понимала, как работать с материалом и знала, что могу сама создать что-то масштабное. В Англии все будет зависеть от нагрузки, хотелось бы посвятить побольше времени обучению, все-таки это совсем другая страна. Но я думаю, если мне предложат поработать над какой-нибудь постановкой, я не откажусь - всегда важно подпитывать себя чем-то еще и отвлекаться, разделять задачи, смещать сферу интереса.

- Чехов писал: «Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах». Ваше творческое кредо созвучно этой цитате?

- С точки зрения даже последней коллекции я говорю о реальных вещах - о том, что существует факт неприятия человеческого естества. В то же время мои платья выглядят достаточно мечтательно и наполнены фантазией. Я придерживаюсь золотой середины: художник придумывает, у него играет воображение, которое порождает необычные модели, но при этом он не должен забывать о реальности.

Фотогалерея