Три звезды на одном небосклоне / Содружество актеров и музыкантов "Золотой Лев"

Выпуск №3-233/2020, Много лет спустя

Три звезды на одном небосклоне / Содружество актеров и музыкантов "Золотой Лев"

Сергей Федотов окончил Щепкинское театральное училище (мастерская В.И. Коршунова), работал в Московском драматическом театре п/р Армена Джигарханяна, в Московском театре «Модернъ». Затем основал Содружество актеров и музыкантов «Золотой Лев». В Москве спектакли проходят в Театре им. М.А. Булгакова, в Санкт-Петербурге в историческом «Подвале Бродячей Собаки». Спектакль «Желтое танго» создавался в соавторстве с концертмейстером Ириной Скосыревой, в котором она создает женские образы: жадную актрису Мусю и жену скрипача-тирана Владеско Сильвию Тоску. Премьера состоялась в 2000 году в Будапеште в Российском культурном центре. За 20 лет сыграно более 1500 спектаклей.

 

«Спасибо, сердце!»

Сегодня при имени Леонида Утесова в сознании мгновенно возникает образ незабвенного певца, музыканта, импровизатора... Большого Артиста!

И он действительно был и остается на музыкальном небосклоне отечественной культуры в своем роде единственным и неповторимым. Одессит-самородок, неукротимый мечтатель, неутомимый деятель, он конечно же прежде всего вошел в историю как зачинатель джаза в нашей стране, ибо до него ничего подобного у нас не было. Во время поездки во Францию в 1928 году его поразил театрализованный джаз-оркестр Тэда Льюиса. Вернувшись в СССР и переехав в Ленинград, Утесов создал «Теа-джаз», свой собственный коллектив, позже переименованный в Государственный джаз-оркестр, а затем в Эстрадный оркестр РСФСР.

Премьера спектакля-концерта под названием «Леонид Утесов. Спасибо, сердце!» состоялась в Санкт-Петербурге в «Подвале Бродячей собаки» осенью 2010 года. Сыгранный Сергеем Федотовым к 115- летию этого выдающегося артиста, он затем игрался на самых разных площадках и везде его принимали с неизменным восторгом. И не только потому, что музыка хороша и давно любима, но прежде всего по той причине, что уж очень искусно преподнесено.

Перед началом спектакля капельдинер вручает зрителям газету, репринтное издание от 24 июня 1941 года, и вы понимаете, что действие будет происходить в годы войны. И действительно, песни звучат, в основном, военные. Под аккомпанемент джаз-бэнда Федотов создает образ Утесова всем известного и одновременно незнакомого. Он не подражает своему герою, а проживает его жизнь по-собственному, личному ощущению. Мимика, интонация, взгляд напоминают, но отнюдь не копируют Утесова, однако вызывают доверие и понимание.

На протяжении всего спектакля я невольно задавалась вопросом, как человек так буквально может соотносить себя не просто с кем-то, а с личностью исключительной, неординарной?..

В антракте зрителям вручили еще одну газету, теперь уже от 9 мая 1945 года. И вот этот необычный атрибут - военная газета - делает спектакль еще более содержательным, насыщенным. Я не знаю, кому пришла в голову эта замечательная идея, но мне она показалась очень уместной. А сама мысль создать такой спектакль-концерт принадлежала Владимиру Анатольевичу Александрову, который дружил с Утесовым и убедил Сергея Федотова реализовать ее.

Почему концерт? Да потому что в постановке непосредственным участником является созданный специально для этого музыкальный коллектив «Веселые ребятки», который представлен замечательной Анной Тимченко (скрипка), неподражаемым Ильей Олейниковым (аккордеон), своеобразным Егором Пежемским (кларнет), великолепным Михаилом Альтшуллером (контрабас), удивительно многозвучным Леонидом Морозовым (гитара) и очень ударным Михаилом Зюлиным (ударные).

Шестьсот концертов дал на фронте Утесов (это было своего рода компенсацией его малодушного шага, который он сделал когда-то, избежав хитроумным способом еще в Первую мировую отправки на фронт), и по ходу спектакля возникало ощущение, что ты вместе с ним шагаешь нескончаемыми фронтовыми дорогами, которым не видно конца. И этот эффект присутствия там возникал, несомненно, благодаря уникальной артистичности Сергея Федотова.

И «Одессит Мишка», и «Частушки-гитлерушки», и «У Черного моря», и «Случайный вальс» и много чего другого исполняется Федотовым в этом спектакле, даруя зрителю радость общения с великим артистом.

Зритель невольно переносится в то прекрасное время, когда самоценными были голос и музыка, а не способность устраивать шоу из ничего.

Костюмы исполнителей просты и незатейливы, но выразительны и красноречивы. В первом отделении они скромно-элегантны: черные костюмы с белыми рубашками; во втором же действии музыканты выходят на сцену в матросской форме.

Спектакль настолько теплый, уютный, что из него не хочется возвращаться в настоящее... И мне очень понравилась мысль, высказанная Сергеем Федотовым: выпустить шампанское «Утесов». Тогда почаще люди вспоминали бы этого прекрасного, могучего артиста, который подарил нам столько искристого радужного настроения.

 

В обьятьях желтого танго

Через несколько дней я пришла на «Желтое танго», которое закружило, заворожило, завело в такие прекрасные кущи музыкально-поэтических страстей, из которых до сих пор никак не могу выбраться.

Сергей Федотов оказался на этот раз в роли Александра Вертинского. Я не могла представить, что Федотов справится с этой задачей - ведь абсолютно ничего общего: ни во внешних данных, ни в вокальных... И что же? Получилось!

Правда, неудачная игра на скрипке сильно затянула начало спектакля. Прошла минута, две, три, пять... Наконец, это стало мучительным. Хотелось встать и уйти. Но незадачливый скрипач все играл и играл, и казалось, не будет этому конца.

И следом - фильм, который было трудно смотреть, потому что едва ли не посреди сцены висел на вешалке-треножке черный фрак...

Но вдруг за газовой занавесью в глубине сцены появилась фигура в клоунском наряде. И с этого момента невозможно было оторвать глаз от Федотова-Вертинского...

Кто он, этот ни на кого не похожий, предельно-нарочитый и какой-то неземной «воздухоплаватель»? Возникало ощущение, что это создание не вышагивало по грешной земле, подобно всем прочим, а витало высоко в облаках, чуть насмешливо, иронично-игриво посмеиваясь над тем, что творилось внизу. Выразительно-аристократичный, подчеркнуто-элегантный, Вертинский-Федотов мгновенно завладел вниманием зала.

Его грассирование, которое так не понравилось в свое время Станиславскому, и стало главным препятствием на пути театральной карьеры Вертинского, придавало образу тот особый шарм, ту неповторимую пикантность, которая делала артиста особенно обаятельным.

Трудно усомниться, что человек этот родился не под счастливой звездой: его природный аристократизм не позволял думать иначе.

Однако, было именно так: раннее сиротство, непростое обретение самого себя, нищета и страшная фронтовая действительность - все это было в его жизни.

И как мастерски Федотов сумел все отразить в спектакле, не пытаясь имитировать Великого артиста, а умело воссоздавая его СУЩНОСТЬ своим внутренним чутьем! Никакое внешнее сходство не способно заменить редкую актерскую способность сыграть роль душой, личностным приятием изображаемого.

Предельно-чувственный, болезненно-уязвимый, Вертинский предстает перед зрителем в самые непростые моменты своей жизни.

Как великое счастье, он получает в качестве зарплаты борщ с котлетами; а вот он оказывается во власти кокаиновых страстей и... с самим Александром Сергеевичем отправляется в путешествие на трамвае по улицам Москвы...

А как хорош рассказ о пуле, которую он вытащил из тяжелораненого и спас его тем самым, вопреки прогнозам всех докторов, и прекрасен монолог о любви, о любви такой, что и подшипники готов купить, ежели женщина попросит...

Да, все это Федотов сыграл как спел. «Остроумный и жеманный» Александр Вертинский получился у него предельно естественным и безукоризненно обворожительным. Ему веришь как подлинно необычному экземпляру театрального совершенства, новому эстетическому стандарту своей эпохи.

Фото из личного архива Сергея ФЕДОТОВА

Фотогалерея