Умер Валентин Тепляков (Москва)

Выпуск №3-233/2020, Скорбная весть

Умер Валентин Тепляков (Москва)

И еще одно горькое известие, каких в наше время становится все больше - ушел из жизни Валентин Васильевич ТЕПЛЯКОВ, с именем которого неразрывно связана история ГИТИСа, где он провел три десятилетия. И судьба многих театров на просторах Советского Союза связана с его именем. Валентин Васильевич Тепляков окончил Щепкинское училище, руководил Государственным Русским драматическим театром имени М. Горького в Нальчике. В 1989 году начал преподавать в ГИТИСе, а с 1991 по 2010 Валентин Тепляков был деканом актерского факультета. На протяжении 20 лет мастер был востребован и за рубежом, поставив «Три сестры» в Национальном театре Сервантеса в Буйнос-Айресе (Аргентина), проводил мастер-классы для артистов в Бразилии и Аргентине. Впервые поставил чеховского «Иванова» на языке хинди в Нью-Дели, а затем в Монтевидео. Руководил филиалом ГИТИСа в Дании. Работал в Университете Куимбра (Португалия). Удостоен звания «Почетный профессор Центральной академии драмы (Пекин, Китай)».

Последние 10 лет Валентин Васильевич Тепляков заведовал кафедрой Драматического искусства в Институте Театрального Искусства п/у Иосифа Кобзона.

Приверженец классических традиций театральной школы, Валентин Тепляков был убежден, что главным для современного артиста становится стремление «сохранить авторский текст великих произведений, показать архетипические характеры, потрясающие судьбы, мощь человеческой натуры».

В 2000-х мне посчастливилось увидеть два совершенно разных спектакля Валентина Васильевича, в которых ярко проявилось его кредо, сформулированное в приведенной цитате. Это «Письмо Богу» Анатолия Крыма в Государственном музыкальном театре национального искусства п/р Владимира Назарова и «Братья Карамазовы», поставленные с выпускниками его мастерской, которую он вел вместе с Павлом Осиповичем Хомским. Забавное и грустное повествование о еврейском местечковом сумасшедшем, который пишет и посылает по почте письмо Всевышнему с просьбой подарить ему на Пейсах 50 рублей, порой смешит до слез, а порой - вызывает слезы сострадания и боли... Подлинными единомышленниками выступили в этом спектакле художник Борис Голодницкий и композитор Григорий Гоберник...
Исполнителями спектакля «Братья Карамазовы» были выпускники ГИТИСа, мастерской П.О. Хомского и В.В. Теплякова разных лет. Они собирались и играли этот спектакль, потому что он для них составлял некую особую часть их творческой (а может быть, и человеческой) биографии.

В спектакле Валентина Теплякова действие было полностью сосредоточено на поведении, взаимной тяге и взаимном отталкивании братьев, что явилось «расшифровкой» названия романа Ф.М. Достоевского. И одна из сцен ярко запечатлелась в памяти на годы. Алеша приходит к Мите в тюрьму, а перед самым уходом старший брат внезапно посылает ему ногой невидимый мяч, и вот они уже увлеченно играют этим воображаемым мячом, а появившийся Иван сначала с удивлением смотрит на братьев, а потом присоединяется к игре. И вдруг, в каком-то порыве, они забывают о мяче, как-то судорожно обнимаются и кружатся, кружатся...

Братья... Братья Карамазовы...

Выразительно звучала подобранная Тепляковым музыка Александра Кнайфеля, Павла Чеснокова, Александра Кастальского, в которой современные ритмы органично сочетались или вступали в необходимый контрапункт с далеким уже от нас ХIХ веком.

Этот спектакль остался в памяти не просто очень интересным примером глубокого постижения великой русской прозы сегодняшним психологическим русским театром, но и мастерством Педагога, раскрывающего перед своими учениками такие простые и бесконечно трудные тайны профессии, в которой без погружения личности «в чужую душу» ничего не произойдет....

До сих пор горько думать, что спектакль существовал в зале московского лицея №1548 при Институте телевидения и радиовещания и игрался нерегулярно...

Валентин Васильевич Тепляков ушел из жизни непоправимо рано, в 69 лет. А нам осталась светлая и долгая память.

Фотогалерея