ЗЛАТОУСТ. В шаге от истины

Выпуск №4-234/2020, В России

ЗЛАТОУСТ. В шаге от истины

Златоустовская драма «Омнибус» открыла свой 101-й сезон премьерным спектаклем «Старший сын. Встречи в предместье» по пьесе Александра Вампилова.

Объясняя выбор пьесы, режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств РФ Борис Горбачевский отметил, что «драматургия А. Вампилова является классикой, будоражит и увлекает российские театры, начиная с 70-х годов XX века. Причина такого внимания - продолжение наследия А.П. Чехова, ведь мир, который он выстраивает, - в понимании духовности, нравственности, чувства правды. Вампилов, как и Чехов, занимается театром человека. Современный театр стал терять человека, стал заниматься формотворчеством, что увело его в сторону развлекательного шоу. Театрам нужно иметь в репертуаре пьесы А. Вампилова: на них растут актеры, коллектив, зритель ищет ответы на жизненно важные вопросы. По всем пьесам Александра Вампилова были поставлены художественные фильмы, настолько они кинематографичны, жизненны, так ярко прописаны в них характеры, а сюжеты востребованы обществом. Много удачных постановок было и на театральной сцене. В репертуаре «Омнибуса» пьеса будет достойно существовать, ведь наше направление - человековедение. Мы обращаемся к произведениям А.П. Чехова. Так что новый спектакль - это продолжение репертуарной политики и художественной программы театра».

Новый спектакль «Омнибуса» - откровенный разговор со зрителем. Об истинах простых и понятных, но иногда таких трудных в воплощении. Это действительно порой непросто: сохранить семейные, родственные связи, поверить в настоящую любовь и дружбу.

Сюжет пьесы хорошо известен: двое молодых людей, опоздавших на электричку, в поисках ночлега случайно попадают в квартиру Сарафановых. Не ахти какое событие. И ничего бы не произошло, если бы одному из них - Бусыгину (Сергей Репин) не пришла в голову мысль назваться сыном хозяина квартиры, Андрея Григорьевича Сарафанова (Александр Антонов). И тут начинают происходить события, которые покажут, что, может быть, и нужна она была, эта дурацкая выдумка, эта нелепая ранящая ложь...

С самого начала действия спектакля зрители вместе с двумя легкомысленными парнями- попутчиками становятся свидетелями непростых жизненных историй, причем в их кульминационной фазе. И как-то сразу понятно, насколько здесь все открыто, до боли искренне... Глава семейства Андрей Григорьевич Сарафанов воспитывает двоих детей - Нину и Васеньку. 17-летний Васенька (Александр Якунин) страстно, безответно влюблен в соседку Наталью Макарскую (Виктория Фролова), которая старше его на десять лет. Смотришь на их взаимоотношения, и от души сочувствуешь обоим. Любовь Васеньки - просто девятый вал какой-то. Его накрыло так, что страшно за парня. И можно себе представить, как живется в этом шторме Макарской. Ведь шагу не дает ступить «мальчик», как называет она его. И только когда Васенька решится на отчаянный поступок - попытается поджечь ее дом, где она была с приятелем Бусыгина - Сильвой (Андрей Заварухин), Наталья уже другими глазами посмотрит на своего юного воздыхателя. Очень интересный получился актерский дуэт. Достоверный до последней эмоции, взгляда, жеста.

Все, казалось бы, неплохо складывалось у Нины (Анна Гараева): скоро свадьба, и уедет она со своим мужем летчиком на Сахалин. Но Кудимов (Дмитрий Степанов) - человек-схема, человек-пунктуальность, отошел на дальний план, когда в жизни Нины неожиданно появился «брат»...

Когда, наконец, назрела неизбежность открытого разговора, неожиданное признание могло бы разрушить все, но оказывается, что разрушить уже ничего нельзя, потому что в невероятной этой истории нашли друг друга ... родственные души.

Нерв спектакля - Андрей Сарафанов. Точка опоры для всей своей беспокойной семейки. Музыкант, музыка для которого - сама жизнь, бесконечный внутренний монолог, вопрос-ответ самому себе. И только один раз в спектакле, по задумке режиссера, этот монолог прорывается наружу, и мы слышим глубокую, пронзительную исповедальную мелодию. Он, Сарафанов, чувствует себя ответственным за все происходящее с его самыми близкими людьми. И волнуется, и отчаивается, и понимает, и прощает, и ... принимает в свое сердце. «Вы все - мои дети», - говорит он в конце спектакля, в том числе и Бусыгину, и Макарской. Блистательная роль Александра Антонова! «Работа заслуженного артиста РФ Александра Антонова - это высший пилотаж существования актера в русской психологической школе и момент внутреннего перевоплощения в образ. Это самое сложное в актерской профессии», - говорит Борис Горбачевский.

В необычном ключе решена сценография (художник-постановщик - заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель искусств РБ Виктор Хлыбов, художник по костюмам - Лилия Файзулина). С одной стороны, все очень просто: деревянные домишки на окраине провинциального города. Но они очень условны, декоративны. Словно осколки прежних жизней, пережитых чувств. По ходу спектакля, прорезая ночь, мчатся поезда. Картина, с помощью проекционного аппарата, расширяет пространство сцены и место действия, наводя на мысль: это поезд-время стремительно проносится над нашей жизнью. Только бы успеть сказать и сделать самое важное... Все события происходят в этих декорациях. Ничего внешне особо не меняется за исключением небольшой перестановки в затемнении: выносятся стол, стулья - вот уже и штрихи комнаты. Для режиссера значительно важнее, что по ходу действия внутренне меняются герои. Как личности цельные, они смогут пережить все шторма и бури, потому что в их нравственной шкале нет подмены понятий: любовь так любовь, дружба так дружба. И «...не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову».

В спектакле играет молодежь и опытные артисты среднего и старшего поколения, вместе с режиссером рассказавшие нам трогательную жизненную историю.

 

Фото Владимира НАКОРЯКОВА

Фотогалерея