Театральная осень Йошкар-Олы

Выпуск №4-234/2020, Фестивали

Театральная осень Йошкар-Олы

Вслед за международным форумом театров финно-угорских народов «Майатул», о котором мы рассказали в предыдущем номере журнала, в столице Марий Эл в честь 100-летия республики прошли еще два фестиваля, ставшие важными событиями культурной жизни республики.


«Йошкар-Ола театральная»

Этот фестиваль существует уже 24 года и проводится Марийским отделением Союза театральных деятелей России под эгидой Министерства культуры РМЭ и администрации городского округа Йошкар-Ола. На нем профессиональные театральные коллективы представляют премьеры последнего сезона. Обычно фестиваль проходит весной, и его итоги подводятся в Международный день театра 27 марта. В нынешнем году по понятным причинам событие состоялось осенью. Лучшие спектакли по традиции были удостоены Национальной театральной премии имени Йывана Кырли.

Марийский республиканской театр кукол показал небольшой по длительности, легкий и светлый спектакль «Девочка Снегурочка», созданный по мотивам народного фольклора и сказке А.Н. Афанасьева и В.И. Даля. В веселом, красочном действе сочетаются яркая сценография и костюмы (Алексей Митрофанов), отлично сделанные куклы и так называемый «живой план». Незатейливый сказочный сюжет, тем не менее, вызвал немалый интерес и положительные эмоции как у юных, так и у взрослых зрителей. Режиссер Евгений Насупа получил приз за лучший дебют в театре кукол, а актриса Надежда Соломина - приз зрительских симпатий за исполнение роли Девочки Снегурочки. Художник-конструктор этого театра Александр Паткиев был удостоен премии мэра Йошкар-Олы, а художник-постановщик Татьяна Батракова - премии председателя Марийского республиканского отделения СТД РФ.

Горномарийский драматический театр из города Козьмодемьянска преподнес зрителям сюрприз - спектакль по сказке Леонида Филатова «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца» в постановке главного режиссера театра Ольги Искоскиной. Отличные актеры под руководством своего главрежа (она же очень смешно сыграла Бабу-ягу) еще раз доказали, что ставшая классикой чудесная пьеса Леонида Филатова, написанная 35 лет назад, с годами не только не стареет, но становится еще более актуальной и острой. Театр разыграл свой спектакль в стиле и духе забавной ярмарочной клоунады с красочными костюмами, намеренно аляповатым гримом, зажигательными танцами. Несмотря на балаганный «разгул» зрелища, его участникам не изменил хороший вкус, они практически не допускали наигрыша и были деликатны по отношению к первоисточнику. Сыгравшая няньку прекрасная актриса Елена Васильева получила приз за лучшую эпизодическую роль, а Ольга Искоскина - директорскую премию.

Противоречивые впечатления вызвали два опуса Марийского ТЮЗа. Спектакль молодого режиссера и автора инсценировки Эрвины Гордеевой по тургеневской повести «Ася» сдержан и утончен как с точки зрения сценического оформления (художник Алексей Голубцев), так и в части режиссуры. Между тем чрезмерная романтизация образов героев сослужила не очень хорошую службу спектаклю, отчасти напомнившему правильную и добропорядочную иллюстрацию к школьному учебнику литературы. Второй спектакль со сложным марийским названием, переведенным на русский язык как «Похождения Горюхина», в постановке художественного руководителя театра Олега Иркабаева-Этайна поверг в изумление, прежде всего, странностью так называемой «сатирической комедии», лишенной здравого смысла и элементарной логики. Еще более странным показалось то, что хорошие, умные актеры ТЮЗа играли этот опус на полном серьезе, так, как если бы они играли драму М. Горького. Лишь два актера - Александр Бирюков и Александр Кожевников - попытались внести в сценическое действо элементы иронии и сарказма. Но разумный театральный ход не был поддержан их партнерами. Между тем, как бы компенсируя это недоразумение, режиссер и актеры ТЮЗа продемонстрировали немало фантазии и выдумки в спектакле, ставшем участником другого фестиваля, о котором будет сказано ниже.

Неоднозначную реакцию критиков вызвали спектакли Академического русского театра драмы им. Г.В. Константинова. В булгаковской «Зойкиной квартире» режиссер, художественный руководитель театра Владислав Константинов противопоставил два мира: «уходящую натуру» аристократического бомонда Серебряного века и толпу «свиных рыл», готовых продаться любому, кто даст больше денег и устраивающих пир во время чумы. Режиссерской концепции в полной мере соответствует изысканное оформление пространства и костюмы, придуманные известным художником-сценографом Борисом Голодницким. Интересно заявлены роли эффектной, немного жеманной и растерянной красавицы Зои Денисовны Пельц (Надежда Белобородова) и беспомощного, потерявшего жизненные ориентиры аристократа Павла Федоровича Обольянинова (Сергей Васин). Остается сожалеть, однако, что этим хорошим актерам по ходу действия не удалось развить характеры своих героев, обнаружить в них глубинные черты, что, безусловно, обогатило бы интересные образы. Превосходно, а порой виртуозно сыграны роли китайцев Газолина (Юрий Синьковский) и Херувима (Тимофей Шумаев). Остроумно, с большим азартом, энергией и драйвом, хотя порой и с некоторым перебором, сыграла свою Манюшку талантливая и колоритная актриса Юлия Охотникова. Второй фестивальный спектакль Русского драмтеатра поставлен Владиславом Константиновым вместе с молодым режиссером и сценографом Софьей Гонзирковой по известной пьесе Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо». Спектакль в целом не вызвал особого восторга, поскольку в нем не хватило главного, что есть в печальной и светлой пьесе - любви. Хотя нельзя не отметить неплохие работы Натальи Ложкиной (слепоглухонемая девочка Элен) и Наили Сулеймановой (служанка Вини).

Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана показал на фестивале два спектакля. Первый - «Йыван Кырла. Путевка в жизнь», о котором мы писали в предыдущем номере в статье о «Майатуле». За этот необычный спектакль режиссер Степан Пектеев на нынешнем фестивале получил специальный приз жюри «За обращение к теме исторической памяти и переосмысление образа национального героя». Художник Екатерина Андреева была признана лучшим сценографом, а актерский ансамбль спектакля удостоен «коллективной» премии за лучшую мужскую роль второго плана.

Второй спектакль этого театра «Илена-Йулена» («Цветок шахт») по пьесе известного венгерского драматурга Чаба Секея поставил главный режиссер Роман Алексеев. Герои острой психологической драмы, наши современники - люди невеселые, обделенные вниманием и любовью близких. Живут они в поселке, расположенном рядом с недавно закрытой шахтой, и поэтому погружены в уныние. Вынужденное безделье и безысходность почти сводят с ума главного героя Ивана, на руках которого смертельно больной отец. Тоска доводит Ивана до мизантропии и кощунственных мыслей, от которых страдает, прежде всего, он сам. Пьеса и спектакль - об одиночестве, неразделенной любви, непонимании близкими друг друга. Персонажи не находят в себе сил преодолеть внешние обстоятельства и внутренние преграды, мешающие им обрести счастье или хотя бы взаимопонимание. Кто-то назвал эту пьесу чеховской историей, помещенной в глухую венгерскую деревушку. Это не лишено основания - многое здесь перекликается с чеховской драматургией. Во всяком случае, два главных героя, Иван и врач Микай, вызывают прямые ассоциации с персонажами «Дяди Вани» Астровым и Войницким: та же тоска, рефлексия и ощущение беспросветности жизни. Некоей антитезой происходящему становится ватага разодетых в яркие национальные костюмы веселых, благополучных людей, разъезжающих по деревне на повозке под аккомпанемент исполняемых ими же бодрых мелодий. Режиссер не иронизирует по поводу этой парадно-выставочной показухи, которую обычно демонстрируют приезжим. Он лишь с горечью противопоставляет ее печальному существованию простых людей.

Спектакль Романа Алексеева смотрится на одном дыхании, хотя порой кажется несколько статичным. Но в целом режиссер точно выстраивает темпоритм действия, иногда «взрывая» его вязкую атмосферу мощными эмоциональными всплесками, тем самым либо ослабляя общее напряжение, либо, наоборот, накаляя его. И использует для этого весьма необычные постановочные приемы. Несмотря на бушующие в сердцах персонажей страсти, все артисты играют сдержанно, тонко, с большим достоинством и тактом, не позволяют себе фонтанировать эмоциями и «рвать рубахи на груди». Похвалы достоин каждый из исполнителей, но отмечу, прежде всего, «чеховский» дуэт: умного, порывистого, задающего себе вечные вопросы о смысле жизни врача Микая (молодой пластичный актер Акпарс Иванов) и сильного, но изнемогающего от душевной маеты Ивана (Артем Асмаев). Этот талантливый артист своей яркой харизмой, статью, мощным мужским началом и сильной энергетикой даже напомнил великого Павла Луспекаева. Артем Асмаев получил приз за лучшую мужскую роль, а Роман Алексеев признан лучшим режиссером фестиваля.

Триумфальным стало выступление Марийского национального театра оперы и балета им. Э. Сапаева, руководимого бывшим солистом Большого театра России Константином Ивановым, возглавляющим также Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл. Вначале театр показал оперу Джузеппе Верди «Аида». Современного зрителя уже в течение многих лет пытаются приучить к постмодернистским интерпретациям классики, в том числе, оперной, когда, например, обнаженный по пояс Радамес с представительным животом выходит на сцену с автоматом Калашникова наперевес. Или когда в опере «Кармен» контрабандисты на привале используют (pardon!) настоящие писсуары. Продолжать описание творческих «озарений» наших оперных режиссеров можно долго. Поэтому зритель уже, наверное, не помышляет увидеть классические трактовки любимых опер, ибо «к чему бесплодно спорить с веком»?! Но некоторые, как выяснилось, все же спорят. И отнюдь не бесплодно. «Аида» Марийского театра создана в лучших традициях классической оперы. Здесь величественные декорации органично сочетаются со скульптурными мизансценами и изысканными костюмами, а превосходные голоса певцов - с точной психологической простройкой образов (режиссер и художник-постановщик Сергей Шепелёв). Чувствовалось, что все участники преисполнены уважением не только к великой музыке Верди, но к древней истории, к театру, к партнерам, к зрителям. Именно уважением к зрителям обусловлено то, что с недавних пор худрук, зная, что в их театр приходят люди не случайные, но хорошо знающие музыку и либретто, предложил исполнять все оперы на языке оригинала, как это практикуется во всем мире.

В великом творении Верди всё гармонично: трагический сюжет, потрясающая партитура, проникновенные арии, невероятной красоты и мощи хоры. И все это было явлено в спектакле Марийского театра оперы и балета. Превосходный оркестр (дирижер Григорий Архипов) исполнял музыку не просто профессионально, но поистине вдохновенно, с трепетом и любовью, великолепно взаимодействуя с вокалистами, всячески поддерживая и стараясь показать лучшие стороны их талантов. Историки театра пишут, что в древнегреческих трагедиях актеры играли «вертикально», как бы напрямую общаясь с богами. Так было и в марийской «Аиде». Более того, и ты, сидя в зале, говоря словами чеховского Дорна, «уносился от Земли подальше в высоту» и парил на волнах грандиозной музыки и того священнодействия, в которое тебя погрузил театр!

Великолепен хор театра, который, несмотря на некоторый дефицит вокалистов, блистательно исполнил все без исключения гениальные вердиевские хоровые партии. Особая благодарность и признательность за это хормейстеру Ольге Жилинской. Роскошный тенор Дмитрий Сёмкин отменно спел Радамеса и получил премию за лучшую партию в оперном спектакле. Открытием для автора этих строк стали замечательные певицы Анастасия Ивакина (Аида) и Любовь Добрынина (Амнерис), обладающие голосами дивной красоты, тембра, мощи и полета. Обе плюс к этому оказались очень хорошими драматическими актрисами, создавшими яркие и притягательные образы двух непримиримых соперниц. Их героини, наделенные умом, грацией, непокорным нравом, яркой красотой, царственной пластикой буквально одержимы стремлением победить в борьбе за свою любовь к Радамесу. Противостояние достигает апогея в знаменитом, исполненном любви и ненависти дуэте: «...Да, ты любишь... Люблю и я!»  Особый драматизм ощущается в образе Аиды, которая, будучи принцессой по крови, вынуждена мириться со своей рабской долей и подчиняться сопернице. Но главная трагедия состоит в том, что она отдала свое сердце «чужестранцу и врагу» и не имеет права претендовать на взаимность. И все это тонко и проникновенно проживает в своей роли Анастасия Ивакина, что, безусловно, делает богаче и драматичнее ее вокальную партию. Любовь Добрынина за партию Амнерис получила приз за лучшую женскую роль второго плана, а спектакль «Аида» стал обладателем Гран-при.

Последний вечер фестиваля ознаменовался еще одним шедевром того же театра - балетом Александра Глазунова «Раймонда» (хореограф-постановщик Константин Иванов). Признаюсь, давно не видел зрелища такой хрустальной чистоты и необыкновенной красоты. В нем гармонично соединились изобразительное решение (сценография и костюмы Владимира Королёва), звучание оркестра (дирижер Григорий Архипов), безупречная хореография, основанная на идеях Мариуса Петипа, слаженность и полная отдача всех без исключения танцовщиков. В том числе, тех, кто был занят в массовых сценах. (Кто-то из критиков даже назвал их не кордебалетом в традиционном смысле этого слова, а ансамблем солистов). Необычайно интересными оказались психологическая составляющая спектакля и режиссерский разбор ролей. Казалось бы, незамысловатая романтическая легенда о любовном треугольнике, не претендующая на особый психологизм. Но сколько же страсти, любви, трагедии и счастья открыли постановщик и его подопечные в «недрах» этой легенды!

Хороши исполнители всех основных партий, начиная с прелестных подруг Раймонды (Светлана Сергеева и Елена Раськина) и рыцаря Жана де Бриенна (Артем Веденкин). Восхитил сарацинский царь Абдерахман Артема Васильева, сгорающий от своей страсти к Раймонде, переживающий страшную трагедию ее отказа и унижения его чести перед свитой, ожидающей триумфа своего господина. А. Васильев не только блестяще станцевал своего Абдерахмана, но сыграл яркую, мощную личность гордого царя кочующего племени бедуинов, за что был удостоен приза за лучшую партию в балете. А упомянутая выше Елена Раськина получила специальную премию «Надежда».

Уникальная ситуация сложилась с присуждением премии за лучшую женскую роль, т. к. жюри рассматривало кандидатуры и драматических актрис, и певиц, и балерин. В результате приз получила изумительная Кристина Михайлова за партию Раймонды. На обсуждении спектакля отмечалось, что балетмейстер поступил с Кристиной беспощадно, выстроив рисунок своего сценического произведения таким образом, что она практически постоянно находится на сцене, не зная ни секунды отдыха. Действительно, трудно понять, как выдерживает это хрупкое, нежное создание такую поразительную нагрузку. Юная девушка оказалась не только уникальной танцовщицей, но и тончайшей актрисой. Каждый жест, легкий поворот головы и даже движение пальчика балерины, не говоря уже о блистательных сольных вариациях, были проникнуты страстью, нежностью и драматизмом.

В рамках фестиваля были вручены еще две награды. Премии имени Йывана Кырли «За честь и достоинство» был удостоен народный артист Республики Марий Эл Фридрих Кулёв, актер Академического русского театра драмы им. Г. Константинова, прослуживший на этой сцене почти 50 лет и сыгравший множество ролей в спектаклях по пьесам русской, марийской и зарубежной классики. А премию актерского жюри получил артист того же театра Иван Немцев.


Фестиваль ТЮЗов

Он был учрежден Министерствами культуры РФ и РМЭ, а также Марийским ТЮЗом, состоялся в этом году впервые и прошел под девизом: «Современная пьеса для детей и юношества», хотя назвать некоторые спектакли-участники произведениями для юных было сложно. На фестиваль собрались театры из нескольких республик и областей России.

Чувашский ТЮЗ им. М. Сеспеля привез спектакль по пьесе Данилы Привалова «Пять - двадцать пять». Сюжет произведения молодого драматурга занятен, отчасти авантюрен и, как любые фантазии, связанные с сакральной тематикой, волнующ. Опустившийся парень-наркоман по имени Коля бросается с балкона, разбивается насмерть и оказывается в чистилище, где его встречают некие сущности. Они называют себя Богом и Чертом и устраивают публичное ток-шоу с участием каждого вновь прибывшего. Словом, вполне «жизнеутверждающий» триллер. Пьеса ко всему прочему позиционируется как история любви: Колю и его девушку иногда называют чуть ли не современными Ромео и Джульеттой. Но, увы, любовная линия проходит в спектакле лишь по касательной. В пьесе и в спектакле присутствуют некоторые сюжетные нестыковки, которые изрядно запутывают зрителя. Но в целом, несмотря на определенные огрехи, в том числе в актерском исполнении, спектакль неплохо воспринимается зрителями разных возрастов. Молодой режиссер и художник Дмитрий Михайлов использовал несколько интересных театральных ходов и получил приз за режиссерский дебют.

Уфимский ТЮЗ показал резкий, очень современный по фактуре и актуальный по сути спектакль по пьесе Даны Сидерос «Всем кого касается» в постановке Полины Шабаевой. Многоплановая пьеса в последнее время стала довольно популярной, ее поставили уже несколько российских театров. В ней идет речь о сложных проблемах взросления молодых людей, учащихся привилегированного колледжа, о воспитании в них уважения и толерантности к старшим, друг к другу и к тем, кто по каким-то причинам оказывается «не их поля ягодой». В пьесе немало конфликтов между учащимися, между ними и учителями, да и между самими педагогами. Однозначного решения проблем не предлагают ни драматург, ни режиссер, они лишь ставят перед нами зеркало, «чтоб мы увидели насквозь» и себя, и своих детей. Несмотря на некоторые недоработки в сценографии, в постановочном плане и по линии отдельных актерских работ, в целом спектакль создан крепкой режиссерской рукой, динамичен, эмоционален и, самое главное, честен. В нем есть нерв, боль, вера и надежда. Надо отдать должное подвижничеству этого небольшого театра, который работает в помещении бойлерной одной из коммунальных служб Уфы, испытывает немалые материальные трудности, с огромным трудом добывая средства для постановочных нужд и порой используя в спектаклях обычные костюмы своих актеров. Жюри присудило театру два специальных приза: первый - всему коллективу «за воплощение актуальной молодежной тематики», второй - талантливой, красивой и умной актрисе Виктории Емелёвой за роль учительницы Софьи Алексеевны. Кроме того, приза за лучшую мужскую роль второго плана был удостоен актер Наиль Сафин.

Прелестный спектакль по уже упоминавшейся сказке Леонида Филатова «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца» в постановке своего художественного руководителя Олега Иркабаева-Этайна сыграл Марийский ТЮЗ. В данном случае режиссеру и его подопечным с лихвой хватило яркой театральности, драйва, выдумки, иронии и самоиронии. Колоритный зрелищный спектакль создан в жанре театрального лубка с песнями, танцами и забавными прибаутками. Нельзя, правда, не отметить некоторую его эклектичность в сценографическом и костюмном решениях (художник Валерий Чеботкин) и отчасти в трактовке ролей. Но это, как ни странно, ничуть не снижает качества зрелища, более того, делает его праздничным и немного плутоватым. Причем, благодаря интересному оформлению и яркой актерской игре, зритель становится свидетелем некоего «перевертыша», «театра в театре», а это всегда очень заманчиво! Все занятые в спектакле артисты работают слаженно, дружно и четко. Очень смешно, озорно, с юношеским задором играет своего Скомороха, «человека театра», солидный, облеченный званием народного артиста и лауреата театральной премии РМЭ, актер Игорь Актуганов. Симпатична, своенравна и величава царевна Надежды Ибашевой, забавны и подвижны Тит Кузьмич Александра Купсольцева и Фрол Фомич Артема Куклина. Последний вызвал гомерический смех своей второй, бессловесной, ролью в этом спектакле - чернокожего Посла-людоеда, за что получил приз «За лучшую эпизодическую роль». Лучшим на сцене в тот вечер был Александр Кожевников в роли Царя - умного, цепкого, лукавого, не дурака по части женского пола, немного дурашливого, но, что называется, себе на уме. Актер сумел совместить в своей роли фарсовую природу зрелища с обезоруживающей органикой и почти детской простотой и был награжден призом за лучшую мужскую роль. А постановщик Олег Иркабаев-Этайн - за лучшую режиссуру.

Последний день преподнес зрителям подарок: Рязанский областной ТЮЗ (Театр на Соборной) сыграл потрясающий спектакль по пьесе «Господа Головлёвы. Маменька», написанной Ярославой Пулинович по мотивам романа М.Е. Салтыкова-Щедрина. В данном случае словосочетание «по мотивам» полностью соответствует действительности, поскольку произведение Я. Пулинович в значительной степени отличается от романа: в пьесе ряд эпизодов и реплик придуман, дофантазирован, в ней изменено авторское отношение к некоторым персонажам и т. д. Тем не менее, драматург сумела «уместить» в пьесе основные сюжетные линии романа, сфокусировав внимание, прежде всего, на судьбе Арины Петровны Головлёвой. В спектакле, поставленном художественным руководителем театра Мариной Есениной, сохранен дух и нравственный посыл романа, хотя некоторые акценты расставлены несколько иначе. Интересно изобразительное решение известного художника Татьяны Видановой, которая из нескольких деревянных станков, щитов и лавок соорудила мобильную декорацию, трансформирующуюся в самые разные предметы быта: супружеское ложе, забор, стену в горнице, обеденный и рабочий стол, а потом и гроб главной героини. Постоянной деталью сценического оформления становится лишь высоченная, от пола до колосников, мрачноватая, неприветливая «башня-печь», символизирующая солидность, достаток дома, но, при этом, холодное отчуждение его обитателей друг от друга. Ближе к финалу с ней будет связан мистический эпизод: Иудушка, открыв заслонку, увидит в горниле печи привидение матери, явившееся ему после того, как он по сути дела выгнал ее из дома. Татьяна Виданова заслуженно получила приз фестиваля за лучшую сценографию. Хороши и точны придуманные ею костюмы, а также свет (художник Георгий Горазеев), превосходная музыкальная партитура (композитор Владимир Устинов).

Талантливый режиссер Марина Есенина, ученица Марка Захарова, унаследовала от своего мастера главные составляющие его театра - стремительный темпоритм и даже некоторую кинематографичность действия, его событийную насыщенность, парадоксальность постановочных решений и тончайший театральный юмор, пусть даже горький. В спектакле «мгновения спрессованы в года» - не по дням, а по часам растут дети, закаляется и черствеет характер Арины Петровны, преумножается ее единственная отрада, капитал, вложенный в недвижимость и землю. А тем временем червь разрушения подтачивает основы благополучия: умирает недотепа-муж, гибнут дети, становятся «актёрками» внучки, ветшает, истирается когда-то шикарный меховой салоп хозяйки дома, а доска, служившая супружеской кроватью, превращается в ее смертный одр. В спектакле Марины Есениной жесткая режиссерская выстроенность, театральная условность и строгая вышколенность актеров сочетаются с тончайшим психологическим разбором ролей и их вдохновенным исполнением. Режиссеру вместе со своими подопечными удалось обнаружить в персонажах такие глубины, о которых ты после прочтения романа и пьесы и просмотра нескольких хороших спектаклей даже не подозревал. В результате пронзительное театральное сочинение М. Есениной «поворачивает твои глаза внутрь души» и заставляет активно сопереживать.

Интересны все персонажи независимо от их сюжетной значимости и объема ролей. Это и хранительница очага, мудрая, закрытая и печальная служанка Улита Людмилы Сафоновой, получившей приз за лучшую роль второго плана. И смешной, неказистый, но на редкость трогательный доморощенный поэт в нелепом парике, Владимир Михайлович Головлёв Владимира Коняхина. И все дети Головлёвых, сыгранные ярко, умно и трогательно. Причем, режиссера ничуть не заботит внешнее правдоподобие: на протяжении всего спектакля - с детства до солидных лет - детей играют одни и те же актеры без всякого грима и других внешних атрибутов. Своеобразен и тонок Дмитрий Мазепа в роли Порфирия, поначалу благопристойного, заботливого, ласкового как котенок с огромными наивными глазами, исподволь обретающего уверенность и накапливающего силу, и, в конце концов, превращающегося в цепкого, циничного и коварного хищника.

Арину Петровну Головлёву играет дивная Марина Заланская. Ее роль стала, пожалуй, главным событием фестиваля, и не только этого. Работа актрисы служит яркой иллюстрацией тезиса К.С. Станиславского о «жизни человеческого духа роли и передаче этой жизни на сцене». Арина Петровна М. Заланской - это целый мир, странный, страшный, загадочный и непознанный ни окружающими, ни ею самой. Актриса в отличие от многих своих коллег по ремеслу играет не просто разные состояния своей героини, а постепенный и мучительный процесс ее превращения из наивной, закомплексованной, и, скорее всего, не лишенной способностей и даже талантов девушки в деловую, хваткую хозяйку дома, а впоследствии - властную, суховатую, скаредную, одинокую пожилую женщину. Вспоминается отсутствующая в романе страшная сцена, когда беременная Арина Петровна пытается «договориться» с Богом: «Помоги дельце выкрутить, а то куда же я с дитем?!» И-таки договаривается! А потом впадает в состояние аффекта, свойственное азартным игрокам и бизнесменам, фанатично стремясь к наращиванию своего богатства. В конце концов, Бог ее наказывает: Арина Петровна, подобно шекспировскому Лиру, повинуясь какой-то навязчивой идее, раздает свои поместья детям и доверяется Иудушке, к которому испытывает странное чувство привязанности, трепета, подозрительности и ненависти одновременно.

Может быть, это прозвучит «крамольно», но Марина Заланская и режиссер Марина Есенина создали гораздо более интересный, глубокий и многоплановый образ, чем тот, который изображен в романе. Эта Арина Петровна, конечно, достойна осуждения за свою скупость, фанатизм, презрение к мужу и равнодушие к детям. Но ведь она стала такой именно потому, что взвалила на себя колоссальное бремя заботы о них и о доме! Поэтому при всех своих пороках она, как и любой несчастный одинокий человек, лишенный любви и тепла близких, все же достойна сочувствия и сострадания. И в конце своей неправедной жизни она обретает прозрение и прощение, защищая попавшего в беду внука, а потом проклиная изверга Порфирия. Уникальная актриса Марина Заланская получила приз за лучшую женскую роль, а спектакль Рязанского театра «На Соборной» был удостоен Гран-при Первого фестиваля ТЮЗов, состоявшегося в Республике Марий Эл.

Фотогалерея