На полутонах / "Ложные признания" в Театре им.А.С.Пушкина

Выпуск №4-234/2020, Премьеры Москвы

На полутонах / "Ложные признания" в Театре им.А.С.Пушкина

Первой премьерой 71-го сезона Московского драматического театра имени А.С. Пушкина стали «Ложные признания» Пьера Мариво в постановке Евгения Писарева.

Пять лет назад, в 2015 году, «Ложные признания» парижского Театра «Одеон» - Театра Европы (Франция) в постановке известного швейцарского режиссера Люка Бонди стали одним из главных событий Чеховского фестиваля, вызвав большой интерес как к самому спектаклю, так и к творчеству Мариво. В России же он до сих пор ставился очень редко. Наряду с Мольером и Расином, Пьер Мариво признан важнейшим французским драматургом XVIII столетия. Его произведения отличаются галантным, изысканным стилем, представляющим собой, по мнению его современников, «удивительную смесь метафизики, двусмысленности, тривиальности и просторечных оборотов». Позже этот особый стиль назовут «мариводажем».

В своих пьесах Мариво предстает глубоким исследователем всей палитры человеческих эмоций и чувств, запутанных отношений и сложнейших механизмов манипуляций одних героев другими, и такого рода «игра» служит в его театре как непременным условием любви, так и виртуозно замаскированным «инструментом» обмана.

Современные исследователи называют Мариво мастером иносказания и многоуровневой драматургии, предвосхищающей рожденный спустя более полутора столетий Театр Чехова. Как и чеховские герои, персонажи пьес Мариво говорят одно, думают другое, совершая при этом поступки, которых от них никто не ожидает. Именно так поступают герои пьесы «Ложные признания».

Эта премьера готовилась и должна была состояться в Театре имени Пушкина незадолго до объявления карантина еще в прошлом, юбилейном сезоне. Причем, юбилейном как для театра, так и для его худрука Евгения Писарева. Тридцать лет назад он начинающим артистом пришел работать в Театр имени Пушкина, а десять лет назад возглавил его как художественный руководитель. За прошедшее десятилетие этот театр стал одним из самых популярных и любимых публикой Москвы, часто выезжает на гастроли, неоднократно отмечен престижными театральными премиями и потому каждую новую его постановку зрители ждут с большим интересом.

За время самоизоляции концепция спектакля «Ложные признания», по словам режиссера-постановщика, кардинально поменялась, превратившись из роскошной «костюмной» комедии в захватывающую своими неожиданными поворотами современную историю любви. При этом удивительно, что сам текст Мариво не претерпел каких-то существенных изменений.

В новом спектакле с большой правдивостью играется история о том, во что превратилась в современном мире проблема любви, впрочем, как и сама любовь. Поражает мастерское умение Евгения Писарева, обладающего не только мощным интеллектуальным воображением, но и редкой интуицией, стать тонким сценическим импрессионистом, умеющим высмотреть самые неожиданные нюансы человеческих характеров.

В спектакле заняты все поколения артистов - от народной артистки России Веры Алентовой и заслуженной артистки России Виктории Исаковой до недавнего выпускника Школы-студии МХАТ (Мастерская Дмитрия Брусникина) Федора Левина. Будучи еще третьекурсником, Федор пробовался на главную роль в спектакле «Влюбленный Шекспир». Тогда что-то не сложилось. Теперь же образ влюбленного героя - молодого красавца Доранта, стремящегося во что бы то ни стало завоевать сердце прекрасной женщины, - получился у актера убедительным и запоминающимся.

С появления Доранта в доме богатой вдовы Араминты (Виктория Исакова) и начинает закручиваться вся интрига. Дорант беден, но умен, очень хорош собой, и готов доказать это Араминте, нанимающей его на службу секретарем. В то время как дядя Доранта - господин Реми (Борис Дьяченко), не подозревающий об истинных желаниях юноши, хочет женить его на деловитой компаньонке Мартон (Анна Бегунова). Мать же Араминты - экстравагантная и предприимчивая госпожа Аргант (Вера Алентова) в свою очередь мечтает выдать дочь за аристократа - графа Доримона в исполнении Александра Арсентьева (во втором составе эту роль играет Андрей Сухов), не лишенного благородства, но полностью ведомого ею.

Кто же «запускает» всю интригу? Бывший слуга Доранта, также перешедший на службу в дом Араминты, - Дюбуа (Андрей Заводюк), кажущийся мизантропом, наделенным при этом духом авантюризма и ловко складывающим все обстоятельства в пользу своего господина. Но что движет Дорантом - корысть или искреннее чувство? И рискнет ли Араминта ответить взаимностью? И сможет ли внезапно настигнувшая их любовь распутать клубок неловких недоразумений, смешной путаницы и ложных признаний?..

Эта тень «ложных признаний» окутывает спектакль до самого финала, отступая лишь в самом конце и давая надежду на истинное чувство. В новой постановке, как и в пьесе Мариво, вместо хитростей и уловок, как традиционных «двигателей комедий», на первый план выступает «маска» - понятие более амбивалентное, предполагающее осознанное притворство-игру, не противоречащую, однако, определенным социальным нормам. Если ее и можно назвать «комедией интриги», то это интрига, тесно связанная с развитием чувства.

«Не существует такой маски, которая могла слишком долго прятать под собой настоящую любовь или создавать ее видимость там, где любви нет», - был убежден автор знаменитых афоризмов о любви Франсуа де Ларошфуко. И этот афоризм в полной мере мог бы стать своеобразным эпиграфом «Ложных признаний» Театра имени Пушкина.

Все реплики героев спектакля построены на недоговоренностях и полутонах, обнаруживая проникновение в тайны человеческого подсознания. При таком парадоксальном стиле актеры буквально «живут» в своих образах, притягивая зал экстраординарными эмоциями.

Сложные перепады чувств, постоянно терзающие Араминту, сыграть столь искренне, органично и естественно под силу только актрисе такого большого дарования и яркой индивидуальности, как Виктория Исакова. Ее Араминта прекрасна во всех отношениях и во всех своих проявлениях. Она несет в себе ту «тайну женщины», по которой, как выразился однажды Федерико Феллини, проверяется состояние общества. По всей вероятности, он имел в виду соотношение современной женщины с идеалом. Араминта-Исакова и есть такой «идеал», женщина-загадка как постоянный объект восхищения мужчин, обладающая необъяснимой магической силой притяжения, но при этом кажущаяся внешне неприступной. Однако, за этой «маской» скрывается мир, богатый неразменными чувствами, но в то же время никому не доверяющий.

Утонченный юмор и мизансценно-пластическая выразительность каждого участника сложившегося в новой постановке актерского ансамбля, в соединении с отмеченной элементами конструктивизма сценографией постоянного соавтора Евгения Писарева - художника Зиновия Марголина, вдохновившегося на этот раз простыми геометрическими линиями, придавшими изображаемым интерьерам особый шарм и комфорт, а также стильными и элегантными костюмами Александры Феодосьевой-Сошальской, способствуют созданию особой атмосферы спектакля, овеянного поэзией любви.

Как отметил в одном из своих интервью режиссер Евгений Писарев, «эта история про нашу уязвимость, про беззащитность нашего сердца, и про то, что все внешние обстоятельства - общественный статус, возраст, деньги - так же, как и наши внутренние комплексы и страхи - лишь мнимая защита от любви».

Фото Юрия БОГОМАЗА предоставлены пресс-службой театра

Фотогалерея