Дмитрий Лысенков: "Любимый жанр - трагифарс"

Выпуск №4-234/2020, Лица

Дмитрий Лысенков: "Любимый жанр - трагифарс"

В конце 2020 года артист был награжден премией имени К.С. Станиславского. Вслед за этим спектакль «Преступление и наказание», где Дмитрий сыграл Раскольникова, отметили «Золотой Маской». (Несколько лет назад артист получил эту премию за роль Свидригайлова в спектакле Александринского театра.)

Родился в Ленинграде в 1982 году, поступил в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (ныне РГИСИ) на кафедру драматического искусства (курс В.Б. Пази и Ю.Н. Бутусова). Со второго курса начал работать на профессиональной сцене Театра имени Ленсовета, где и продолжил служить после окончания академии. В этом театре сыграл главные роли во многих спектаклях.

Лауреат премии Правительства РФ, дважды обладатель премии «Музы Петербурга», лауреат премии «Прорыв», обладатель приза имени И.В. Ильинского, независимой актерской премии имени В.И. Стржельчика, обладатель многих других призов.

Сотрудничал с крупными российскими и зарубежными театральными режиссерами: Ю. Бутусовым, В. Фокиным, М. Бычковым, В. Пази, В. Сениным, А .Щербаном (США), О. Коршуновасом (Литва), В. Кемпчински (Польша), А. Виднянским (Венгрия), В. Рыжаковым, Н. Рощиным, К. Богомоловым, Ж. Беллорини (Франция). С 2001 года активно снимается в кино, снялся более чем в 60 картинах.

 

- Вы стали известным артистом в родном Питере. И вдруг летом читаю в «Фейсбуке» - «Мы переехали!» Что это значит?

- Перебрался с семьей в Москву. Сняли квартиру. Так что переезд у нас самый настоящий - со всеми бытовыми подробностями (улыбается). Но планируем с женой регулярно ездить в Питер, играть спектакли в театре «Приют комедианта». Смена города стала возможной спустя два года после ухода из штата Александринского театра. Меня звали работать обратно в Театр имени Ленсовета - но я не мог принять это приглашение по этическим соображениям: только что оттуда ушел главный режиссер Юрий Бутусов, мой учитель... А из Москвы стали поступать интересные предложения. И мы приняли непростое для петербуржцев решение переехать в столицу.

- Довольны новым местом жительства?

- Да, мне нравится. Оно очень не похоже на Петербург. Дом - «сталинка» у метро «Университет», рядом Воробьевы горы. Театр имени Сац совсем недалеко. Он сейчас на реконструкции, откроется - непременно сходим туда с детьми.

- Насколько дороже жизнь в Москве?

- Как будто бы чуть-чуть дороже. Но не критично.

- Переезд актерской семьи с детьми - всегда хлопотно и рискованно.  А всё же прослушаться в какой-то известный питерский театр не думали? Или подобное трудоустройство в далеком прошлом?

- Дело в том, что именно в штат ни одного театра Санкт-Петербурга я идти не хотел. Но всегда готов рассмотреть условия контракта - чтобы это были конкретный режиссер, конкретный материал, конкретная роль. А просто прийти, сидеть и ждать, что когда-то в чем-то займут - конечно, такого совсем не хочется. Могу уже позволить себе выбирать какие-то вещи...

- В этом году - 20-летие вашей съемочной деятельности. Как-то думали отметить эту круглую дату?

- Подождите, по-моему, юбилей будет в 2021-м году. В сети указано, что я снимался в сериале «Убойная сила», но я появился лишь в четвёртом сезоне. А в конце этого года - 20-летие моего выхода на профессиональную сцену. Вот это, думаю, каким-то образом отмечу.

- А можно поконкретнее? Отправите телеграмму Бутусову?

- Думал накрыть поляну для друзей. Хотя, видимо, собрать всех под Новый год будет не очень просто, в это время у артистов обычно горячая пора... Да, в декабре 2000-го мы, студенты, вышли в массовке обслуживать обед, перестановки и новогодний маскарад в «Поживем-увидим» Б.Шоу в Ленсовете, спектакль ставил худрук театра Владислав Пази, а Костя Хабенский играл главную роль.

- Согласитесь, нетипичный случай: вы, второкурсник - и на сцене академического театра...

- Ну, я-то стартовал с роли бессловесного официанта (улыбается). А два однокурсника в том спектакле получили главные роли. К слову, оба сейчас осваивают смежные профессии... Ну, что ж - можно вспомнить известное выражение: и последние станут первыми.

- Последние, говорите? Таким не дают в 22 года роль Сарафанова! Страшно было браться за знаменитую пьесу Вампилова?

- Конечно, тогда было невозможно осознать масштаб трагедии, заложенной Вампиловым в «Старшем сыне». Но Юрий Бутусов выстраивал спектакль об отношениях отцов и детей особенным образом, это был взгляд на ситуацию со стороны детей. Я играл пьющего человека - и какие-то вещи мне были понятны, поскольку в семье периодически возникали проблемы с нетрезвым отцом...

- Недавно посмотрел спектакль в записи - с большим интересом: во время пандемии театры стали выкладывать архивные спектакли в Сеть...

- Честно говоря, несколько сомнительная история - предлагать публике запись, сделанную откуда-то с балкона, многое идет там на общем плане...

- Но актерский ансамбль сложился - вот чему точно можно порадоваться!

- Спасибо. Все наши ребята и сегодня при деле, служат в МДТ, Ленсовете, Комиссаржевке, Молодежном на Фонтанке... Правда, парень, игравший Васеньку, уже покойный. Но у каждого своя судьба.

- Сколько сезонов вы прослужили в Театре имени Ленсовета, пока не оказались в Александринке?

- Ушел вскоре после смерти Пази, в 2007-м. Расстались хорошо. Объяснил руководству, что мне нужно двигаться вперед, но я вас не бросаю, буду играть свои спектакли как приглашенный артист. И мне пошли навстречу.

- Уходили в никуда - или были предложения сменить труппу?

- В тот момент мне было важно просто уйти из Театра Ленсовета. Бутусов уехал ставить в Москву, Пази умер. В театре началась какая-то мутная власть худсовета...  Я такого не люблю. Когда в творческом коллективе нет художественного лидера, в нём не хочется находиться.

Мне повезло. Очень скоро Бутусов подписал контракт о постановке в Александринке. И предложил мне прийти прослушаться в этот театр. А Фокин как раз обновлял там труппу. Но в итоге никаких проб у меня не было, я просто принес в театр несколько видеозаписей со своими актерскими работами. К тому же советник Валерия Владимировича, Александр Анатольевич Чепуров видел меня и вживую: на фестиваль «Голоса истории» в Вологде, мы привозили «Старшего сына». В общем, меня приняли в труппу.

- То есть вы подошли Фокину?

- Ну, до какого-то времени мы подходили друг другу.

- Вообще, как часто вам удается расстаться с человеком по-хорошему?

- Из театра я уходил всего два раза. Один раз - по-хорошему. А вот с руководством Александринского театра расстаться таким же образом не получилось.

- Это как минимум странно: вы играли у Фокина и Гамлета, и Хлестакова - серьезнейшие роли!

- Ну, к этому времени спектакли «Ревизор» и «Двойник» уже были сняты с репертуара. Все роли у Фокина, кроме Гамлета, я играл не один, было несколько составов. И однажды прочел приказ о назначении на роль датского принца другого актера... Ударом для меня это не стало, я уже был морально готов уйти из Александринки.

- Вас ревновали к съемкам? Зачем в театре понадобился второй Гамлет?

- Не было у меня тогда никаких съемок! Но разногласия с замами Фокина достигли такого накала, что остаться в труппе не было никакой возможности.

- То есть повышения зарплаты не требовали? Редко какое начальство любит подобные разговоры...

- Фактически, я требовал нормальных условий труда. Мы стали работать в театре ежедневно с 10 утра до 10-11 вечера с часовым перерывом - но при этом перестали получать премии. Роптал весь театр, меня вызвали на худсовет выступить от имени недовольных. Перед началом худсовета как раз и вывесили тот приказ по «Гамлету»... Я выступил, меня выслушали. Через месяц пришел к Фокину на разговор. Он назначил встречу в День театра, 27 марта 2018 года. Я пришел и сказал, что мой контракт с театром заканчивается в августе, но продлевать его на прежних условиях не хочу, готов играть спектакли на разовых. В ответ услышал: «Решить сейчас ничего не могу, но, думаю, расставаться нам неразумно». Это был наш последний разговор. Дальше было вручение мне «Золотой маски» за Свидригайлова и номинация за роль в «Оптимистической трагедии». А после «масочных» показов мне просто перестали звонить из театра... На мои роли ввели других артистов. Сперва сообщалось, что мы будем играть в очередь, но и эта договоренность была нарушена.

- А как между собой общаются артисты, исполняющие одну и ту же роль? Так или иначе, вы конкуренты, соперники!

- Ну, нет! Никаких проблем. Наоборот, второй состав очень часто является настоящим спасением, когда у тебя сильная занятость в других местах. К примеру, когда в Москве в Театре наций выпускалась «Иранская конференция», режиссер Виктор Рыжаков позвонил мне сразу после премьеры и предложил войти в спектакль - потому что у Игоря Гордина, единственного, не было замены. Ему пришлось сыграть 8 прогонов и 4 спектакля подряд! А, признаюсь, открывать спектакль 25-минутным монологом - это трудное дело.

- Вернусь к вопросу о дублерах. У вас никогда не было страха, что вас в любой момент «подсидят»? Не боялись в точности повторить рисунок роли, которую играет другой артист?

- Ну, у Фокина требовалось как раз особо не уклоняться от рисунка роли. Спектакль - совместное творчество актера и режиссера. И Фокин застраивал актерскую игру  чуть ли не до движения мизинца! И чем ты точнее существуешь в этом «прокрустовом ложе», тем лучше.

Было обидно, когда Александринский театр поехал с гастролями «Маскарада» в Большой, а меня не взяли. При том, что изначально я был в списке участников спектакля. А потом странным образом исчез. «Маскарад» игрался дважды, и было бы логично, чтобы Петр Михайлович Семак и Дмитрий Лысенков сыграли Арбенина в очередь. Но...

- Расскажите, как вы осваивали и присваивали огромный монолог в «Иранской конференции»!

- Его надо было просто выучивать. Текст кажется нелогичным, путанным - на первый взгляд. А начинаешь разбирать - и видишь, что все довольно хорошо цепляется друг за друга! Я довольно быстро почувствовал логику Вырыпаева, автора пьесы.

- С другой стороны, актер с плохой памятью - это оксюморон...

- Мне кажется, такие артисты есть (улыбается). Но сейчас это действительно редчайший случай. Если ты забываешь на сцене текст, можно ли тебя считать хорошим артистом? Не думаю.

- Кого-то особо выделяете из партнеров по спектаклю в Театре наций?

- Нет. У Рыжакова каждый артист играет свою роль совершенно по-разному. Там как раз нет четко выстроенного и закрепленного рисунка роли. Очень интересно наблюдать, как сегодня этот артист доносит свой текст. Всякий раз спектакль идет по-живому.

- Театр наций - единственный, с кем сотрудничаете в Москве?

- Не уверен, что нужно сейчас рассказывать о своих других планах. Могу только сообщить, что они есть.

- Вообще-то мы с вами встретились неподалеку от театра «Современник», который недавно возглавил именно Рыжаков...

- Будем считать это простым совпадением. Хотя снова встретиться с Виктором Анатольевичем в работе было большой радостью.

Я продолжаю сниматься в сериале «ИП Пирогова». Это долгосрочный проект. Заработки позволяют снимать квартиру в Москве, обеспечивать жену и детей. Не думаю, что в столице можно сносно жить исключительно на актерскую зарплату в театре. Подработки просто необходимы.

- В Новосибирске на фестивале «ХАОС» был показан спектакль «Преступление и наказание». Это единственная постановка, где вы заняты вместе с супругой, актрисой Марией Зиминой?

- Сейчас - да. А в Александринке, случалось, играли в одном спектакле...

- Ну и каково это?

- На самом деле - ничего необычного (смеется). Актер взаимодействует с актрисой. Тем более, что общей любовной линии у наших персонажей не было.

- А за ужином не обсуждаете, как прошел спектакль?

- Мы никогда не анализируем актерские работы друг друга, для этого есть режиссер спектакля. Делимся только общими ощущениями на то, как сегодня принимал зал, в хорошем ли ритме прошла та или иная сцена и спектакль в целом.

- А не хотели бы сыграть вместе какую-то камерную историю, спектакль на двоих?

- Никогда не думали об этом... Мы вообще постоянно у моря погоды ждем в плане своей занятости. Не приносим своих предложений кому-либо.

- Интересно, каким образом Богомолов собрал вас на спектакль по Достоевскому? Неужели посещал спектакли с участием нужных ему артистов?

- Он никогда не говорил об этом. Но, мне кажется, он действительно, видел многих во многом.

- Чем запомнились репетиции с Богомоловым?

- Прежде всего тем, что практически весь репетиционный период мы сидели за столом! Два месяца работать над спектаклем, не выходя на площадку - это было очень неожиданно. Александр Маркович Новиков, исполнитель роли Порфирия Петровича, даже начал беспокоиться, успеем ли мы всё пройти «ногами».

- Чего добивался режиссер?

- Ему было важна энергия мысли. При этом не важно, сидят герои или стоят. Мы очень долго разбирали, как воздействуют персонажи Достоевского друг на друга через слово, что стоит за текстом.

- Вы работали со многими известными режиссерами. Этюдный метод сохранился как репетиционный подход?

- У Бутусова и Рыжакова. Еще Коршуновас может начать работу над спектаклем с актерских предложений. А вот, к примеру, Фокин приходит на первую читку с уже готовым спектаклем в голове. Никакой актерской инициативы в режиссуре Фокина нет. Но работать в таких жестких рамках - это тоже интересный опыт. Кроме того, я не сторонник привнесения актерских импровизаций в уже идущий спектакль...

- Вопрос про актерские «кровь, пот и слезы». Какая из больших ролей труднее всего давалась?

- Тот же Сарафанов давался очень тяжело. Был момент, когда я уже не понимал, смогу ли я сыграть эту роль, соответствуя уровню запросов Юрия Николаевича. Вообще, выпуск практически каждого спектакля - это когда тебя выжимают, как лимон. Не уставший эмоционально артист - это важно. Но на премьере редко увидишь выспавшегося и полного сил актера.

Непросто было репетировать у Бутусова и «Войцека», где я играл дурачка Карла. У нас был очень невысокий подпол, надо было постоянно ползать, выглядывая из разных дыр. В этой железной паутине, естественно, были разбиты все локти. Ползал в темноте, в пыли...

Свидригайлов - еще одна трудная роль.

- Ну, за легкие «Золотых масок» и не дают! А если роль в стихах - вам сложнее ее играть?

- Не сказал бы. Таких у меня было совсем немного - в спектаклях «Меру за меру», «Укрощение строптивой», «Маскарад»... Вообще, я люблю, когда люди говорят складно.

- А кто из поэтов нравится - Бродский, Маяковский, Цветаева? Или кто-то из современных авторов? Питер в поэтическом плане довольно продвинутый город...

- В плане знания современной поэзии - я не очень продвинутый! (улыбается). Вообще, у артистов нередко встречается профдеформация: они воспринимают тот или ной материал с точки зрения возможности его освоения. Совершенно точно, что поэзию Цветаевой я никогда не буду на себя примерять. И стихи Бродского, думаю, тоже.

- Выходит, поэтические моноспектакли вам пока не грозят?

- Я как-то думал о сольной программе по Вертинскому - но там было больше музыкального, чем чисто поэтического... А вот сделать моноспектакль по прозе Чехова мне было бы интересно.

- Что было главным в вашей трактовке образа Петруччо?

- Мы исходили из того, что он - петрушка, клоун, весельчак. Мужчина без чувства юмора вряд ли добьется женщины. И мужчины стараются как можно чаще пользоваться таким оружием, как шутка.

- Сразу вспомнилось, как в «Старшем сыне» в борьбе за Нину балагур Бусыгин обыграл серьезного Кудимова. .. Но вернемся к Шекспиру. Честно говоря, вы не похожи на Петруччо, обычно брутального и жесткого!

- Наш спектакль был во многом переносом европейской постановки Коршуноваса. В которой главный герой примерил на себя роль Арлекина. У нас получилась легкая комедия. Хотя попотеть пришлось всем.

- А вообще, какой жанр вам ближе - комедия, получается?

- Я люблю трагифарс, сочетание искрометности и серьезной проблемы...

- Согласен, вы были хороши в Хлестакове!

- Ну, этот спектакль все же был ближе к сатире, нежели к трагифарсу... На стыке комедии и трагедии мы играли «Кабаре». Или «Войцек». К слову, до меня роль Дурачка Карла исполнял Константин Юрьевич Хабенский.

- Отличный заголовок для желтой прессы: «Лысенков отжал роль у Хабенского!»

- К тому времени он уже был артистом МХТ. Спектакль был снят с репертуара, но В.Б.Пази решил его восстановить. В итоге у нас появились свои акценты практически во всех ролях.

- Как попали в фильм «Сталинград»?

- Это длинная история. Вообще, у меня никогда не было такого, чтобы - раз, и по щелчку все произошло! Мой путь- лестница. Как киноартист я дебютировал на студии «Бармалей», ее худруком был тогда Сергей Снежкин. Он вскоре начал снимать «Убойную силу», где я тоже снялся. Затем Снежкин и Сергей Мелькумов вместе работали над «Белой гвардией», где моим главным партнером был Федор Бондарчук. После этого меня позвали на пробы «Сталинграда». Я выдержал конкурентную борьбу и был утвержден на роль Чванова. У меня было около 20 съемочных дней, я сейчас точно не помню.

- Сейчас в нашем кино стало модно снимать про войну....

-Юбилей Победы - хороший повод рассказать о войне и ее героях. Но я ничего не смотрел из нового - ни «Т-34», ни «Ржев».

- Жаль только, очень часто лица и речь у актеров - не из того времени...

- Я сторонник того, чтобы артист поработал над собой, прежде чем войти в кадр! Клубно-барные интонации в исторических фильмах - это непрофессионально. Хорошо бы актеру периодически отделять себя от гламурной Москвы...

- Какой релакс предпочитаете после затратных ролей?

-  Да никакой! Полежу, посижу - и вперед, на вечерний спектакль! А вот после завершения сезона очень хорошо пожить на даче, посмотреть на лес, воду. У нас на Ладоге дача. Природа меня расслабляет. Как, наверное, любого человека...

- Да уж, сходить по ягоды - милое дело...

- А вот это дело я как раз не люблю. Во-первых, комары. А во-вторых, что-либо искать мне не нравится. Собирать ягоду - долго и утомительно. Предпочитаю просто ходить по лесу.

- На даче поди и к близко грядкам не подходите?

- Там сейчас стройка идет! Но грядок на участке точно не планируется. Мы с женой в детстве наелись работой на приусадебных участках по горло... Хотя еще неизвестно, какая экономическая ситуация нас всех ждет. Может, придется и с грядками возиться, чтобы прокормить семью.

- Много любимых мест в Питере?

- Я в нем родился... Очень люблю этот город. Особенно те места, где мало народу.

- Крыши?

- И крыши, да. Не все они живописны, но выбраться наверх - это всегда заводит. Помню, что можно было выбраться на крышу театра Ленсовета и пройти по верху целый квартал... Очень нравится район семи мостов. Да в Питере множество красивых мест, куда всегда тянет прийти!

- Ваше мнение о питерских театрах? Много ли удалось посмотреть - с вашей-то занятостью?

- В основном я хожу в МДТ, не видел только последний спектакль по пьесам Брехта. Надо сказать, я гибкий зритель. Готов взглянуть на классическую пьесу с неожиданной стороны. Главное, чтобы режиссерское решение было художественно убедительно. К примеру, питерец Лев Эренбург меня убеждает, его спектакли очень интересны. А когда в финских «Трех сестрах» мне показывают Соленого и Тузенбаха мужчинами нетрадиционной ориентации, я вижу, что режиссера занесло в сторону от Чехова.

Хороший спектакль - когда я смотрю, и хочется оказаться вместе с артистами на сцене, играть одну из ролей. Прекрасно помню свой восторг от спектаклей воронежского камерного театра, поставленных Михаилом Бычковым...

- Кто для вас Артист с большой буквы?

- Их немало. Как-то в интервью назвал несколько фамилий - и, оказалось, что перечислил одних Олегов: Борисов, Табаков, Басилашвили, Ефремов, Даль... Вообще, советский актерский пантеон - гигантский! А вот из ныне живущих, пожалуй, не стану никого особо выделять. Кажется, у Аллы Демидовой есть такая фраза: «Гений - понятие, проверяемое временем».

- Вы сыграли довольно много ролей, о которых мечтает каждый актер. А сколько несыгранного?

- Да полно! Возраст-то меняется (смеется).

- Ваш Сарафанов примерял на себя роль Короля Лира...

- Да, этот шекспировский материал очень бы хотелось взять работу - но задуматься об этом предстоит еще очень нескоро (улыбается).

 

Фото Дмитрия СТЕЛЬМАХА

 

Фотогалерея