Играть - как жить / Валентина Ситова (Чебоксары)

Выпуск №4-234/2020, Лица

Играть - как жить / Валентина Ситова (Чебоксары)

... Москва. 15 июня уже далекого 2004 года. Церемония вручения Государственной премии Российской Федерации. В Екатерининском зале Кремля по традиции собрались выдающиеся деятели литературы, культуры, искусства и науки. Здесь писатель Валентин Распутин и художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин, легенда отечественного кино Юрий Яковлев и звезда фильма «Кукушка» Вилле Хаапасало. На Валентине Ситовой из Чебоксар - темный брючный костюм, эффектно подчеркивающий природную стать и сочетающийся по цвету с пышными волосами, волной ниспадающими на плечи, строгая белая блуза, оттеняющая точеную шею, и изящные модельные туфли, органично дополняющие ее неброский, но в то же время, невероятно манкий образ. Особый штрих - глаза: всегда сияющие, как будто немного смеющиеся, глядящие на мир с заметной долей женского лукавства и непосредственного, почти детского озорства.

Наград в творческой копилке Валентины Ситовой много, да еще каких! Она - заслуженная артистка России, народная артистка Чувашии, но тот самый день, когда из рук президента Российской Федерации Владимира Путина была получена заветная коробочка с дипломом и нагрудным знаком, ведущая актриса Чувашского государственного академического драматического театра им. К.В. Иванова помнит как сейчас. И фотографирование с Владимиром Владимировичем после официальной части, и роскошные букеты цветов от главы государства всем женщинам-лауреатам, и бокалы с шампанским на подносах, и то, как радушно потом встречали в Чебоксарах участников и создателей спектакля «Свет далекого счастья» по пьесе современного чувашского драматурга А. Тарасова. Его премьера, буквально взорвавшая российские подмостки в 2001 (спектакль одержал победу на международных фестивалях «Науруз» в Казани и «Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны» в Ярославле, был показан в московском театре «Содружество актеров Таганки»), ознаменовала новый виток развития не только чувашского театрального искусства, но и национального театра в целом.

Валентине Ситовой художественный руководитель и постановщик спектакля Валерий Яковлев доверил главную роль - давно и безответно влюбленную, по сюжету теряющую сына и постепенно сходящую с ума Лизук. Импульсивная и стихийная, пропахшая дешевой водкой и бездумно меняющая мужчин, эта женщина «вползала» в сценическое пространство жутковатым неврастеником, страдающим приступами немотивированной агрессии и резкой сменой настроений, с какой-то «инопланетной» энергетикой и богатейшей мимико-пластической партитурой. Эмоциональный окрас образа, пугающе рельефного и фактически вывернутого наизнанку, настолько неисчерпаем, что уследить за переливами его полутонов было невозможно. В репликах, жестах и интонациях героини, сплавляющихся в выразительные, гибкие монологи, льющиеся с неподдельной искренностью, ощущалась огромная жизненная правда, стремление жить вопреки всему, любить, невзирая на законы и предрассудки, и это состояние актриса бережно проносила сквозь весь спектакль до рокового финала.

Валентина Петровна с особым вниманием и трепетом относится к национальной драматургии, находя в образах чувашек, будь то юные деревенские девушки, открытые для всего нового и еще не подверженные превратностям судьбы, или умудренные жизненным опытом, познавшие немало трудностей матери, источник вдохновения и творческих сил. Таковы ее ПинербиАйдар» П. Осипова), Надя Крик ребенка из колыбели» Н. Угарина), СофьяПораженные молнией сердца» А. Портта), Айсикин Когда гаснут звезды» Н. Сидорова), РусалинаЗапрещенная любовь» А. Портта).

Ярким продолжением национальной репертуарной линии стала противоречивая, сочетающая в себе сочную комедийность и горькую патетику Прчкан в драме классика чувашской литературы Ф. Павлова «В деревне». Спектакль по праву можно назвать культурным достоянием республики и визитной карточкой театра - именно его показом вот уже около пятнадцати лет подряд здесь открывают новый сезон, ему рукоплескали в Москве в театре «Содружество актеров Таганки», в Санкт-Петербурге в Государственном академическом театре имени Ленсовета, в Уфе, в Самаре, в Казани. Камерные по настроению диалоги героев резко контрастируют с красочными бытовыми эпизодами и народными песнями, плясками и обрядами, укладывающимися в развернутые массовые сцены и погружающими зрителей в атмосферу чувашского села, очень близкую актрисе (ее детство прошло в деревне Малое Батырево Батыревского района Чувашии). Но, находясь в эпицентре драматических событий, Валентина Ситова не прячется за колоритной внешней картинкой, а пытливо, изнутри вскрывает образ, изначально характерный по природе, и выносит на публику внутренний мир своего персонажа. Многие считают Прчкан чудовищем, готовым ради денег встать на пути к счастью своей падчерицы и загубить ее будущее с возлюбленным. На первый взгляд, так и есть. Ну а что, если она всего лишь по-матерински заботится о благополучии Елюк и хочет обеспечить ей спокойное, безбедное существование? Несмотря на подловатый вид и алчный блеск в хитро прищуренных глазах, Прчкан в воплощении Валентины Ситовой наивна, как дитя, абсолютно искренне полагая, что стерпится - слюбится, и жестоко ошибается, сполна расплатившись за свои заблуждения. Так разве этот человек не заслуживает сострадания и прощения?

Играть не поверхностно, глубоко, выстрадано, словно вспахивая необъятное поле, пробирая зрителей до самого нутра, не щадя ни себя, ни партнеров по сцене, ее научил Владимир Смирнов - талантливый педагог, профессор, руководитель чувашской студии Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре СССР. В совершенстве владея спецификой преподавания в национальных студиях, он глубоко изучал историю и самобытную культуру народа, будь то темпераментные осетины или добродушные якуты, и старался обучать тайнам профессии сквозь призму этноса, что впоследствии очень помогало его воспитанникам на родной сцене. Также в числе великих учителей, у которых постигали азы актерского мастерства двадцать ребят из Чувашии, были первые лица советского экрана Виталий Соломин и Виталий Коняев, опытнейшие педагоги Римма Солнцева и Наталия Петрова.

Вернувшись из Москвы и придя в театр в 1983 году, Валентина Ситова сразу заявила о себе как актриса натянутого нерва, крепкой исполнительской хватки и редкой маневренности, виртуозно балансирующая на грани эмоциональных и психологических состояний. Высокой степенью самоотдачи и откровенности пленяют ее роли в произведениях русской и зарубежной классики и современности, созданные с колоссальным, точно врожденным чувством авторского стиля, эпохи, характера. Среди них АделаидаНеаполь - город миллионеров» Э. де Филиппо), ОгневаяКогда горит сердце» В. Гольдфельда по В. Кину), ДашаНад светлой водой» В. Белова), Настасья ПетровнаЖенитьба Белугина» А.Н. Островского), ПруденсияДом Бернарды Альбы» Ф.Г. Лорки), ПетровнаМорозное дыхание метели» по И.А. Бунину), Мать Вей, ветерок!» Я. Райниса), ОгневаКукушкины слезы» А.Н. Толстого), ФедуловаЖенитьба Дядюкина» Б. Дрозда).

Ослепительной вспышкой на театральном небосклоне республики стала ее Настасья Филипповна в спектакле «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского. Перед зрителями возникала гордая и своенравная женщина, которая все, за что бы ни бралась, делала экспансивно, мгновенно воспламеняясь и столь же быстро угасая. В прошлом скромная провинциальная девушка, а теперь - сильная, властная барышня, знающая себе цену, она с наслаждением купалась в роли первой светской красавицы Петербурга, одним взмахом ресниц влюбляющей в себя всех вокруг. Мужчины смотрели на нее со страстью и вожделением, соперницы - с завистью и осуждением, однако в прочтении Валентины Ситовой образ получился гораздо более объемным, нежели роковая расхитительница сердец. Глядя на Настасью Филипповну глазами актрисы, зрители видели, что это не только высокомерная порочная женщина, бесшабашно играющая мужчинами, но и хрупкая, ранимая натура, изрядно уставшая от бесконечных пересудов и тоскующая по тихому человеческому счастью.

В иной эмоциональной гамме был выдержан портрет Акулины в драме Л.Н. Толстого «Власть тьмы». Создавая образ беспринципной девицы, спутавшейся с новым мужем своей мачехи и родившей от него никому не нужного ребенка, Валентина Ситова играла острую характерность, умноженную на подробнейший психоанализ, выраженный в непреодолимом желании понять, что же толкало ее героиню на эти странные поступки. Актриса представила ее не просто бессовестной и аморальной особой, ведущей беспорядочный образ жизни и забывшей о нормах приличия, а девушкой глубоко несчастной, беззащитной и целиком зависимой от обстоятельств, так что ей нельзя было не сочувствовать.

Почти за четыре десятка лет служения Театру Валентина Ситова подарила зрителям более пятидесяти образов. И всякий раз, будь то драма, трагедия или комедия положений, это оказывался тот редкий и счастливый случай, когда главной для режиссера становилась личность исполнителя, масштаб его мышления и способность не играть, а именно жить в сценических обстоятельствах, предлагая свое видение образа и всецело подчиняя себя постановочному замыслу. Так действуют только истинные продолжатели больших традиций русской актерской школы - школы глубочайших человеческих чувств, сильных характеров и высоких художественных идеалов.

Фото из архива Чувашского государственного академического драматического

Фотогалерея