Маленький театр с большим сердцем / "Театр у Нарвских ворот"

Выпуск №4-234/2020, Портрет театра

Маленький театр с большим сердцем / "Театр у Нарвских ворот"

Среди множества театров Санкт-Петербурга есть один маленький, но с удивительной историей - Санкт-Петербургский государственный детский драматический «Театр у Нарвских ворот». В этом году 29 декабря он отмечает 30-летие.

Театр находится на первом этаже жилого дома, где раньше располагалась библиотека. Он поселился в этом помещении в 1999 году, а до этого арендовал «красный уголок».

«Театр у Нарвских ворот» изначально создавался для детского зрителя. По словам художественного руководителя Валентины Михайловны Лутц, в начале 90-х в городе было слишком много детей, до которых в какой-то момент никому не стало дела: большинство взрослых решали свои насущные проблемы. А еще «Театр у Нарвских ворот» создали в память о педагоге Валентины Михайловны - Юрии Марковиче Зандберге. Валентина Лутц вспоминает, что Юрий Маркович был очень талантливым и эрудированным человеком. Когда говорил студентам, что они «серые, как штаны пожарника», никто не обижался. К сожалению, этот неспокойный человек умер в 49 лет, но успел многому научить.

«Театр у Нарвских ворот» появился в трудный 1990-й, но уже через год стал государственным. За 30 лет здесь поставлено более 40 спектаклей, завоеваны сердца тысяч зрителей, появилось много друзей. В его камерном зрительном зале всего 53 места, а зрительская аудитория от 3 до 12 лет. Свой первый сезон открыли спектаклем по знаменитой сказке «Три поросенка» (режиссер Александр Москвин). К сожалению, сейчас его нет в репертуаре, но Валентина Лутц не исключает возможность возобновить постановку.

За эти годы «Театр у Нарвских ворот» участвовал во многих театральных фестивалях, в том числе международных, проходивших в Македонии, Хорватии, Сербии, Швеции, Германии, Турции, Индии. И на каждом получал высокие оценки. Особые, теплые отношения складываются с зарубежными партнерами. Семь лет назад совместно с македонским театром «Бабец» из города Битола Валентина Лутц поставила пластический спектакль «Кентервильское привидение» по Оскару Уайльду. Он был решен в стиле немого черно-белого кино с субтитрами на английском, македонском и русском языках. Эта работа была показана на фестивалях и получила награды в Румынии, Чехии, Хорватии.

Стоит отметить, что в репертуаре множество постановок абсолютно разных режиссеров. Валентина Михайловна считает необходимым, чтобы спектакли в театре ставили разные мастера. Каждый режиссер по-своему видит потенциальные возможности артистов, и при таком подходе худрука минимизируется опасность разделения на «любимых» и «не самых любимых». Подобное многообразие положительно влияет и на зрителя, который стремится видеть что-то новое и интересное в работах знакомых артистов.

Пользуясь зрительским успехом, коллектив не мог быть не замеченным и высокими руководителями в Смольном. Когда театр отметил 30-летие, его перевели в введение Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Так появилась возможность при значительной поддержке провести свой международный фестиваль для маленьких зрителей.

Здесь всегда стремятся ко всему новому и необычному, используя в своих спектаклях различные виды искусства, привлекая к постановкам как опытных, так и молодых режиссеров. Юбилейный сезон начался с долгожданной премьеры - «Каштанки». Долгожданной по причине эпидемиологической ситуации в мире. Но в конце октября она все же состоялась. Молодой режиссер Ринат Кияков использовал в своей постановке множество песен и танцев, но чеховская атмосфера сохранилась в первозданном виде. Спектакль взывает к состраданию, великодушию. Зрителю представлена история любви и преданности во всех оттенках этих понятий.

Антон Хатеев - старый хозяин Каштанки - точно передает трагедию «простого мужика». Его грубость и даже жестокость по отношению к ней лишь доказывает внутреннее смятение и тревогу души. Каштанка же, нашедшая приют в цирке, не смогла обрести понимания в этой, казалось бы, веселой компании клоуна, кота, гуся и свиньи. За их веселостью и добротой скрывалась пустота, которая «поглощала» Каштанку: ведь она сохранила свою преданность старому хозяину и его «своеобразной любви». Молодая актриса Анастасия Башкирова успешно сыграла эту роль, что стало ее отличным дебютом.

Яна Тумина поставила «У Нарвских ворот» «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, спектакль, который был высоко оценен на фестивалях в Македонии, Евпатории, Турции, и на «Рождественском параде» в родном городе на Неве. Хорошую оценку получила и работа режиссера Марии Критской в спектакле «Пекарня Братьев Гримм. Сказка о пряничном домике» на фестивалях «Театромагия» в Македонии и Евпатории, а ее работа «Муфта, Полботинка и Моховая Борода» достойно прозвучала на фестивале «Театры Санкт-Петербурга - детям», получив диплом за лучший спектакль.

Театр «У Нарвских ворот» очень любит своего маленького зрителя и общается с ним всерьез. Дети особенно чутки: обман или даже малая толика неискренности ощущаются ими сразу. Валентина Лутц не устает повторять: «Детский театр, если уж он таковым назвался, должен соответствовать градусу чистоты, присущей ребенку».

У театра есть проблема - помещение. Как справедливо считает Валентина Лутц, «мы давно выросли из этой тесноты и неприспособленности». Такое положение не дает возможности развернуться в полную силу. Но надежда есть: переход в ведение Комитета по культуре, возможно, позволит исправить данную ситуацию.

Ну а пока театр встречает своего юного зрителя, показывая более 400 спектаклей в год, выезжая на фестивали и гастроли. А в 2016 году при поддержке депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Андрея Васильева в театре создан проект «Интеграция особых детей в пространство театра». После каждого спектакля артисты встречаются с маленькими зрителями и обсуждают вместе с ними постановку.

Театр невелик, но у него есть самое главное - большое сердце, которое открыто каждому маленькому зрителю.

Фото предоставлены театром

Фотогалерея