Вифлеемская звезда / Юбилей спектакля "Иисус Христос - суперзвезда"

Выпуск №4-234/2020, Много лет спустя

Вифлеемская звезда / Юбилей спектакля "Иисус Христос - суперзвезда"

В октябре нынешнего года в Театре имени Моссовета состоялся юбилейный спектакль «Иисус Христос - суперзвезда». 30 лет царит на подмостках один из первых отечественных мюзиклов, поставленный Павлом Осиповичем Хомским и по сей день не утративший своей притягательной силы для свидетелей той премьеры, на которую стремилась отнюдь не только наша столица. Сегодня спектакль все так же идет с аншлагами, вызывая неподдельный интерес молодежи.

Совсем другой, чем были три десятилетия назад мы...

Сегодня трудно передать словами те эмоции, что испытывали зрители первых спектаклей - атеисты по воспитанию, замученные и заученные такими предметами как «Научный атеизм», «История КПСС» и прочими, в которых религия неизменно упоминалась как «опиум для народа» и «мракобесие». Но хочется вспомнить предысторию появления «Иисуса Христа - суперзвезды» на отечественном небосклоне: она во многом может оказаться любопытной для новых поколений.

... В 1946 году появился на свет в Москве обыкновенный мальчик. Рос, учился в школе, окончил ее с золотой медалью и поступил на химический факультет МГУ. Постепенно стал автором серьезных монографии, учебника и многочисленных научных работ, доктором химических наук, профессором, лауреатом премий Д.И. Менделеева и М.В. Ломоносова. Зовут его Ярослав Аркадьевич Кеслер.

Еще в ранние школьные годы он был увлечен музыкой, в основном рок-н-роллом, учился в музыкальной школе и намного позже вспоминал: заканчивая школу, испытывал серьезные сомнения - куда поступать? В Консерваторию или в МГУ? Много позже он рассказывал: «Дело в том, что я увлекался химией, а моей любимой русской оперой был «Князь Игорь». Эту оперу, как известно, написал ординарный профессор химии, участник «Могучей кучки» А. П. Бородин. А тут как раз преподаватель в музучилище сказал мне, что длинноволосых вроде меня надо стричь наголо, и в Консерватории им делать нечего. Я поступил на химфак МГУ - там всегда было больше свободы, славные музыкальные традиции в самодеятельности...»

А в конце 60-х годов, собрав группу увлеченных рок-музыкой единомышленников, Ярослав Кеслер создал ансамбль «Мозаика», мгновенно ставший популярным у молодежи. На концерты «Мозаики» пробиться было трудно, особенно в самом начале 70-х годов, когда Кеслер перевел несколько фрагментов американского мюзикла, гремевшего по всему миру, исключая СССР, «Иисус Христос - суперзвезда». Мне посчастливилось дважды присутствовать на этих концертах, не только испытывая чувство причастности к новым теме, музыке, манере исполнения, но и разделить эти эмоции и размышления с восторженными зрителями. Спустя десятилетия Ярослав Кеслер вспоминал: «Когда вышел двойной диск рок-оперы... с Яном Гилланом в роли Иисуса, пленка с этой записью попала в один из молодежных международных лагерей, где группы «Мозаика», «Машина времени» и я отдыхали в то время. Впервые эту пленку мне дал послушать Андрей Макаревич. Мы с ним целую ночь сидели и слушали текст. Нас это просто заворожило, а осенью того же года я перевел на русский язык основные арии, и мы успели в 1972 г. с Малежиком и группой «Мозаика» их попеть в концертном варианте. Потом я свой перевод расширил, но все довольно быстро прикрыли, инкриминировав мне религиозную пропаганду... Тем не менее, я периодически к этому возвращался. Последний раз в концертном варианте это было исполнено на тысячелетие крещения Руси. И буквально два-три месяца спустя меня нашел Александр Чевский, музыкальный руководитель Театра им. Моссовета, и Сергей Проханов, ставший большим энтузиастом этой работы и много сделавший для того, чтобы она состоялась. Вот мы и составили некое инициативное ядро и начали работать. Павел Осипович Хомский нас поддержал. Актерам в театре это все было в новинку, потому что театр не музыкальный, и поющих актеров практически не было. Мы начинали с нуля, но так как опыт был, мы сумели актеров увлечь, и довольно быстро сделали спектакль - примерно за год... Отличие нашего спектакля в том, что мы не академично воспроизводим написанное Уэббером и Райсом. Здесь есть сцены, которые отсутствуют в авторском оригинале, но зато они евангелические и построенные на лейтмотивах того же Уэббера, например, дуэт Иисуса и Магдалины. Так получилось, что перед тем, как сыграть объявленный спектакль, его давали три раза без афиши. Несмотря на это был жуткий ажиотаж. Прием был замечательный, отдача грандиозная! Аплодисменты раздавались до того, как артист начинал что-то делать - это элемент ожидания, сопричастности. Эта премьера осталась у меня в памяти как яркая вифлеемская звезда».

Павел Хомский услышал эту рок-оперу в США, привез оттуда пластинку (щедро давал ее слушать всем и в какой-то момент был вызван за «пропаганду» в КГБ) и, конечно, создатель первого мюзикла на сцене ТЮЗа, которым он в ту пору руководил, «Мой брат играет на кларнете», обладавший вкусом к подобным произведениям и редким умением вводить излюбленный жанр в культурный обиход, не мог пройти мимо такой возможности. И создал спектакль, на протяжении трех десятилетий покоряющий зрительный зал...

Тогда воздействие «Иисуса Христа - суперзвезды» производило завораживающее впечатление, сродни магическому: органическое сочетание большинству неизвестного сюжета, слитого в единое с рок-музыкой, голосами и эмоциональным исполнением артистов, заставляло еще долгое время после спектакля жить с ощущением прикосновения к тому, что в Советском Союзе числилось по разряду «опиума», а Библия была доступна лишь тем, чьи бабушки и дедушки тайком хранили вечную книгу и иконы.

Не стану утверждать, что это послужило началом новой эпохи восприятия религии для абсолютного большинства. Но для кого-то - несомненно. И таких было немало...

Одним из главных, ничуть не потускневших за долгие годы достоинств спектакля стало, несомненно, высокое мастерство Павла Хомского соединять очень далекое прошлое и настоящее в органике рок-музыки и тщательной психологической разработке характеров.

За десятилетия несколько раз сменился состав исполнителей этого знакового спектакля, знакового не только по жанру, но едва ли не в первую очередь по прикосновению к неизвестному. Сейчас артистов, игравших за три десятилетия, даже просто перечислить довольно трудно. Если не ошибаюсь, из числа первых остался лишь блистательный Валерий Яременко (Иуда Искариот), но в юбилейном спектакле за сотни сыгранных на сцену выходило 13 Иисусов из Назарета, шесть Иуд Искариотов, восемь Марий Магдалин, пять Понтиев Пилатов и десятки других исполнителей. А в тот вечер большая часть из них вышла на сцену, не заменяя партнера по роли, а дополняя его, как отмечали в прессе.

В интервью по случаю юбилея Валерий Яременко ответил на вопрос о сегодняшней актуальности спектакля: «Во-первых, это признанный музыкальный шедевр. Во-вторых, намоленная сцена Театра им. Моссовета, на которой никогда ничего подобного не ставилось. И наличие той одержимости, на которую способна молодость, получившая право мощно и ярко заявить о себе, получив серьезную поддержку в лице художественного руководителя театра. Павел Осипович Хомский тогда каждому из нас подарил беспроигрышный лотерейный билет. За что мы ему будем всегда благодарны».

Павел Хомский еще не раз сотрудничал с Ярославом Кеслером, поставив в его переводе «Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда» и по либретто химика-музыканта-переводчика «шахматный» мюзикл «Игра». Спектакли были очень интересны, «Странная история...» до сегодняшнего дня пользуется заслуженным успехом у зрителей, но подлинной «Вифлеемской звездой» суждено было стать «Иисусу Христу - суперзвезде», что, наверное, тоже нельзя назвать случайностью - ведь она была одна, но продолжает в нашем восприятии зажигаться каждое Рождество в душах людей...

Фото предоставлены театром

Фотогалерея