"Театр стал для меня спасением..." / Юбилей у Геннадия Хазанова

Выпуск №4-234/2020, Юбилей

"Театр стал для меня спасением..." / Юбилей у Геннадия Хазанова

Эту фразу, вынесенную в заголовок, Геннадий ХАЗАНОВ произнес в довольно давнем интервью. 1 декабря известному артисту исполнилось 75 лет. Сложно представить себе, что это он в далеком 1975-м смешил нас до слез, когда по телевидению показали концертный монолог «студента кулинарного техникума», а затем и ставшего с первого же показа широко известным «попугая», нашел в себе некую новую энергию, сумев раскрыть неожиданное. Полвека с лишним Геннадий Хазанов остается в числе любимых исполнителей жанра эстрадных миниатюр и пародий, а также моноспектаклей на сцене Московского театра эстрады, которым он руководит с 1997 года: «Очевидное - невероятное», «Масенькие трагедии», «Вчера, сегодня, завтра», «Избранное», «Чужие юбилеи».

Однако, счастливцы-зрители и сегодня не забыли о том, что еще в 1992 году Сергей Юрский пригласил Хазанова в свой спектакль, поставленный в АРТели АРТистов «Игроки-XXI» по пьесе Н.В. Гоголя, триумфально шедший на сцене МХАТ им. А.П. Чехова. Хазанов сыграл в этом спектакле роль Аркадия Андреевича Дергунова.

Считая своим учителем Аркадия Райкина, творчеством которого он был увлечен с детства, Геннадий Викторович говорил в одном из интервью: «Райкин для меня прежде всего был примером этического и профессионального отношения к делу. Вообще, это великое счастье, когда у молодого человека появляется творческий ориентир. Так получается, что увлечение тем или иным художником провоцирует молодого человека на дорогу подражания, ничего в этом странного и вредного нет». Тем не менее, Хазанов ощутил в какой-то момент, что для него стали тесны рамки эстрады. И это настроение артиста совпало с приглашением от Леонида Трушкина: в 1998-м в Театре Антона Чехова Геннадий Хазанов сыграл роль Франсуа в спектакле «Ужин с дураком» Ф. Вебера, затем Роман Самгин пригласил его на роль Сориано в спектакль Ленкома «Город миллионеров» по пьесе Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано». А затем последовала целая россыпь блистательно сыгранных ролей в спектаклях Театра Антона Чехова, поставленных Леонидом Трушкиным: «Морковка для императора» (Наполеон), «Крутые виражи» (Эрик Ассу), «Спасатель» (Барри). С каждым спектаклем все щедрее раскрывается перед зрителями не только облик, но и духовный мир Геннадия Хазанова. Все ярче и сильнее выступают профессиональные и личностные черты именно драматического героя, способного воплотить многокрасочную палитру чувств, мыслей, настроений. С особой силой проявилось это в спектакле Римаса Туминаса на сцене Театра им. Евг. Вахтангова «Фальшивая нота» Дидье Карона, в котором артист сыграл сложнейшую роль Динкеля, неожиданного посетителя из прошлого известного дирижера, изменившего его будущее...

В цитированном интервью Геннадий Хазанов сказал об очень важном, как представляется, именно для дня сегодняшнего: «Ничего нет более иллюзорного и малозначимого, чем то, что называется славой. Для многих это становится целью жизни, но это сильнейшее заблуждение, потому что каждый день все надо доказывать заново. Мир не надо переделывать, нужно заниматься собой и своими реакциями на существующие события. А мир все равно будет жить по своим законам и по своим сюжетам и развиваться, как ему дано... У каждого актера свой стиль подачи... Это касается и режиссеров, поэтому всем советую прочитать книгу Феллини «Я вспоминаю». Из нее мне запомнилась одна фраза: «Для меня существует одна реальность - это мир моих фантазий».

И в этом - мудрость зрелого артиста, знающего цену жизни и творчеству...

Остается пожелать Геннадию Викторовичу здоровья, энергии и сил для воплощения своего девиза - на радость нам, благодарным зрителям.

Фотогалерея