Умер Борис Плотников (Москва)

Выпуск №4-234/2020, Скорбная весть

Умер Борис Плотников (Москва)

Он ворвался в нашу реальность, в наше сознание, подобно метеору, сыграв свою первую кинороль Сотникова в художественном фильме Ларисы Шепитько «Восхождение». Тогда эта лента воспринималась необыкновенной - сегодня мы смотрим ее как обыкновенное чудо, взлет советского кинематографа.

Борис ПЛОТНИКОВ сразу был замечен и отмечен, востребован в кино, сыграв такие значительные роли, как Несчастливцев (совершенно непривычный, сокрушивший все шаблоны) в фильме В. Мотыля «Лес»; Луис в телевизионной ленте С. Дружининой «Дульсинея Тобосская»; наконец, доктор Борменталь в телефильме В. Бортко «Собачье сердце». Именно эта ювелирная работа позволила критику Е. Юсим сделать глубокий и справедливый вывод: «То, что у Булгакова существует в подтексте, деликатно проникает в центр сюжета... доктор Борменталь Плотникова родствен другим героям произведений Булгакова. Чем-то Алексею Турбину из романа «Белая гвардия», чем-то Голубкову из пьесы «Бег». Если же уйти от прямых ассоциаций и смешать краски, то и Хлудов мог бы быть сыгран актером». Но Бориc Плотников всегда ощущал себя артистом театральным. Приглашенный Валентином Плучеком в Театр Сатиры, он блистательно сыграл Петю Трофимова в «Вишневом саде», а дальше работал как с режиссером с Андреем Мироновым: и всегда тепло вспоминал этот период своей творческой жизни - Ларичев в «Феноменах» Г. Горина, Глумов в «Бешеных деньгах» А.Н. Островского, Бобырев в «Тенях» М.Е. Салтыкова-Щедрина...

Поистине звездный час наступил для Плотникова в Театре Советской Армии, когда возглавивший коллектив Леонид Хейфец предложил ему роль Мышкина в спектакле Ю. Еремина «Идиот». Ощущая Достоевского всегда как «своего» писателя, артист испытал одновременно наслаждение и страх. И эта роль, глубоко и сильно прочувствованная, тоже стала для Бориса Плотникова своего рода «восхождением». В «Павле I» Дм.Мережковского артист сыграл роль любимого сына императора (блистательной была та работа Олега Борисова!) Александра. Нежно любящий отца, он страшился его, не смея высказать личного взгляда, намека на выбор. И заключительной фразой спектакля становились словно мучительно выдавленные из себя слова: «Все будет, как при бабушке...»

А какими поистине фантастическими были на сцене армейского театра его роли в спектаклях Бориса Морозова - Яго в «Отелло», Барон в «На дне», Гарпагон в «Скупом». В каждом из этих совершенно разных образах Плотников упорно ломал стереотипы, являя знакомых персонажей углубленными, психологически отточенными (не случайно Леонид Хейфец, поставив артиста в один ряд с Иннокентием Смоктуновским и Андреем Поповым, сказал, что он «сразу идет в глубину»).

Прекрасной была работа артиста в Театре-студии под руководством Олега Табакова, где он сыграл сложнейшую роль Кречмара в спектакле «Камера обскура» по роману В. Набокова (режиссер А. Кузнецов), ярко соединяя в своем герое моменты перевоплощения и остранения... Самобытностью отличались его работы в спектаклях МХТ им. А.П. Чехова «Чайка», «Кабала святош», «Копенгаген»...

Борис Плотников много работал на Радио России, на фирме «Мелодия» записал четыре Евангелия. И в этих работах, как в кинематографе и театре проявилась глубина подлинной Личности, его истинная интеллигентность, расположенность к философским размышлениям о людях и мире.

Даже при минимальном общении Борис Григорьевич Плотников вызывал самые искренние, теплые, доверительные чувства. Казавшийся закрытым, он был открыт той душевной глубиной, что вмещала в себя боль и радость - не напоказ. По сути.

Он ушел непозволительно рано, не сыграв очень многого из того, что могло бы открыться нам совершенно по-новому. Но память о нем не угаснет...

Фотогалерея