Не стало Юрия Мирошниченко (Новосибирск)

Выпуск №4-234/2020, Скорбная весть

Не стало Юрия Мирошниченко (Новосибирск)

Мы знали друг друга на протяжении тридцати пяти лет... Познакомились во время Экспериментальной лаборатории драматургов и режиссеров Урала, Сибири и Дальнего Востока, одним из главных организаторов которой было Всероссийское театральное общество, ставшее вскоре Союзом театральных деятелей. Пьеса Юрия МИРОШНИЧЕНКО «Зверь-Машка» поразила своеобычным взглядом автора на мир и на театр. Комедия, в которой до трагедии - один шаг... Устоявшееся определение - трагикомедия - мало что могло приоткрыть в жанровой природе этой пьесы. Вообще, Юрий Мирошниченко умел «совмещать несовместное». Как драматический писатель он создал какой-то свой уникальный жанр. Представить, что кто-то другой может в нем работать, - невозможно. Как соединить корневую систему нашей жизни, реальность бытия шахтерского поселка с абсурдистским мировоззрением? В его персонажах есть что-то шукшинское, но не только. Да, они часто с хитринкой, себе на уме, но вместе с тем и простодушны, могут быть неутомимыми мечтателями и, одновременно, ничтоже сумняшеся заботиться о «нуждах низкой жизни». Видно было, что Юрий Мирошниченко их очень любит. Да он и сам был похож на своих героев. Даже внешне. Когда улыбался, за необъятным добродушием в его глазах проскальзывала та самая хитринка. Казалось, ему ведомо о мире нечто большее, чем его собеседникам.

Он был изумительным рассказчиком, слушать его можно было бесконечно. При этом, как и в его пьесах, нельзя было провести четкую грань между безусловной правдой и фантазией. Небывалое у Юрия Мирошниченко обретало черты самой убедительной реальности.

В конце восьмидесятых годов прошлого века группа выпускников и, кажется, еще студентов Школы-студии МХАТ во главе с Михаилом Ефремовым создали театр «Современник-2». В этой труппе оказались и другие «звездные дети» - Никита Высоцкий, Вячеслав Невинный-младший, Мария Евстигнеева (Селянская)... Режиссер Петр Кротенко поставил тогда в «Современнике-2» «Зверя-Машку», поставил именно как пьесу театра абсурда. Позже ее ставили Виктор Шульман в Челябинском (ныне Озерском) драматическом театре, Георгий Васильев в Новосибирском театре «Старый дом», Сергей Яшин в Московском театре им. Н.В. Гоголя. Пьеса «Пещерная бабка» под названием «Приходите, братья-сестры» с успехом шла в театре «Старый дом» в постановке Изяслава Борисова. Конечно, список постановок здесь - неполный...

Юрий Мирошниченко - автор нескольких книг, главным образом, это сборники пьес. К одному такому изданию предисловие написал Михаил Ульянов, который высоко ценил его самобытный талант. Я также знаю, что с большой симпатией к пьесам Мирошниченко относился Сергей Юрский.

В 1989 году редакция журнала «Современная драматургия» назвала пьесу Юрия Мирошниченко «Кони» лучшей пьесой года. «Кони» стоят как бы особняком в ряду его драматических сочинений. В них определенна и ярка трагическая нота. Но и здесь корни этой народной драмы - в истории шахты и горняков. Главный образ пьесы - ставшие ненужными, списанные шахтовые кони, всю свою лошадиную жизнь тратившие силы на вращение шахтовых механизмов. Но пьеса, конечно, про людей...

Юрий Мирошниченко родился в военном 1942-м году в Кемеровской области, он и трудиться начал на шахте «Северная» - работал подземным доставщиком-такелажником по металлу. А потом окончил сценарный факультет ВГИКа, стал автором десятков документальных фильмов, несколько фильмов снял как режиссер, в течение десяти лет возглавлял Западно-Сибирское отделение Союза кинематографистов. Его фильмы - тоже о шахтерах. В 1985 году Юрию Мирошниченко была присуждена премия - «Лауреат Кузбасса», новосибирцу, единственному, кто жил за пределами Кемеровской области.

А еще он - лауреат премии «Драматургическая Ника» 1989 года. И совсем недавно, в 2018 году, он стал лауреатом премии города Новосибирска «Человек года - 2018».

Юрий Анатольевич Мирошниченко скончался в ноябре 2020 года на 79-м году жизни. Бесконечно жаль, что уже не услышать его потрясающих рассказов, не прочесть новых пьес. Но Юрий Анатольевич оставил внушительное драматургическое, литературное, кинематографическое наследие. Уверен, что его пьесы вовсе не остались в том времени, когда написаны. Очень надеюсь, что у них будет яркое продолжение сценической жизни.

Фотогалерея