Умер Александр Самойлов (Москва)

Выпуск №4-234/2020, Скорбная весть

Умер Александр Самойлов (Москва)

И еще одна утрата обрушилась на всех, кто ценил и любил многообразный талант Александра Владимировича САМОЙЛОВА на сцене и на экране. Он ушел из жизни в 68 лет, до последнего месяца энергично участвуя в жизни МХАТа им. М. Горького, готовясь к двум значительным ролям.

Сын выдающегося артиста Владимира Самойлова, очень похожий на отца внешне, он всей своей творческой судьбой опровергал истину о том, что природа отдыхает на детях. Дарование Александра Владимировича проявилось в первом театре, куда он поступил после окончания ГИТИСа, в Театре им. Вл. Маяковского. На прославленных подмостках он был замечен и отмечен уже при дебюте - роли Похитителя в спектакле «Ящерица» А. Володина. Затем Самойлов сыграл роль прямо противоположного плана - отца Захария в «Жизни Клима Самгина» по эпопее М. Горького, а затем - Сергея в «Леди Макбет Мценского уезда» по Н.С. Лескову. Короткий период работы Александра Самойлова в Московском областном театре им. А.Н. Островского также был отмечен работами незаурядными, но в середине 90-х годов он поступил в труппу МХАТа им. М. Горького, где его мастерство «отшлифовалось» и приобрело краски богатые и разнообразные.

Те, кому посчастливилось видеть, вряд ли забудут работы артиста в спектаклях Валерия Беляковича «Горячее сердце», где Александр Самойлов сыграл Аристарха; поистине несравненного Барона в «На дне» М. Горького, в котором ноты подлинного трагизма звучали сквозь иронию, юмор, чувство вынужденной приспособленности к единственному убежищу от привычной жизни. И в спектаклях других режиссеров Александр Самойлов нередко выделялся тем внутренним наполнением, что приковывали к нему особое внимание. Таков был его Тальберг в «Белой гвардии» М. Булгакова, поставленной Татьяной Дорониной; омерзительный, вызвавший невыдуманное отвращение Прохор Храпов в «Вассе Железновой» М. Горького (режиссер Борис Щедрин); Счастливцев, для которого театр был смыслом существования, в «Лесе» А.Н. Островского (постановка Татьяны Дорониной); Смирнов в спектакле «Весь Ваш Антоша Чехонте», поставленном по А.П. Чехову Эмилем Лотяну; маршал Ней в «Наполеоне в Кремле» В. Малягина (режиссер Николай Пеньков)...

Александр Самойлов готовился последние месяцы жизни сразу к двум, скорее всего, очень важным для него мхатовским премьерам. В спектакле «Лавр» по роману Евгения Водолазкина он должен был играть две совершенно разные роли, юродивого Карпа и архиепископа Иону, а в чеховском «Вишневом саде» - Фирса. Мы никогда уже не увидим эти работы...

Александра Владимировича Самойлова отличало от его выдающегося отца принципиальное качество. Будучи человеком иного поколения, прошедшим совершенно другую «школу жизни», он остро и точно воспринимал категорию Времени. Наверное, он мог бы сыграть какие-то из ролей, воплощенные на сцене и экране Владимиром Самойловым (обширная и разнообразная фильмография младшего Самойлова дает основание это предполагать), но на его долю выпали другие ритмы, степень осмысления, психологическое погружение в материал, присущее иному поколению. Но во многом они сравнимы, отец и сын, не случайно Александра Владимировича называли «самым русским артистом».

Горько и больно прощаться с Александром Самойловым.

Но остается благодарная и очень долгая память...

Фотогалерея