КАЛУГА. К нам едет режиссер!

Выпуск №5-235/2021, В России

КАЛУГА. К нам едет режиссер!

Виктор Деринов - личность не только в культурном пространстве Калуги, но и за ее пределами известная. Автор и режиссер-постановщик нескольких удачных проектов в театре, создатель и художественный руководитель Мастерской драматического искусства «А-Театр», успешно существующей с 2013 года, автор и исполнитель, гармонично чувствующий себя в разнообразных музыкальных направлениях, тренер по мастерству актера, художник, поэт, драматург, театровед. В прошлом - актер Калужского областного драматического театра, в настоящее время - режиссер, ведущий специалист театрального направления Калужского областного Дома народного творчества и кино «Центральный». При таком обилии талантов и разнообразии интересов Виктор - натура цельная, с активной творческой и жизненной позицией, человек, тонко чувствующий современность, актуальные проблемы, волнующие российского зрителя, и способный говорить с представителями любой возрастной и социальной аудитории на понятном языке, достойно, уверенно и грамотно.

Интерес к постановкам «А-Театра», который объединил в себе две разные театральные традиции студенческих театров КГУ им. Циолковского и МГТУ им. Баумана, и спектаклям, возникшим в рамках проекта «Внеклассная классика» при сотрудничестве Калужского областного драматического театра с Министерством образования Калужской области, неоднократно подтверждает тот факт, что перед нами не только талантливый организатор творческого процесса, но и интересный современной калужской публике режиссер-постановщик со своими методами работы с актерами и свежим взглядом на театральное искусство.

Режиссер Деринов с уверенностью берется за постановки известных классических сюжетов: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «В ожидании Годо» С. Беккета, предлагая свои «версии» известного драматургического материала, с интересом разбирается с современными авторами, например, с И. Вырыпаевым и его «Солнечной линией», создает в сотворчестве с молодыми актерами «А-Театра» собственную драматургию и живые яркие молодежные постановки «Водоросли» и «Война цвета наций».

Работая в творческих коллективах разного профессионального уровня: со студентами-студийцами, опытными актерами народного театра или профессионалами из Калужского областного драматического, Виктор Деринов постепенно формирует свой режиссерский стиль, признаки которого четко и последовательно проявляются в его постановках. Это тщательная и кропотливая работа над драматургической основой будущего спектакля, поиски внутренних смыслов, скрытых за «черными буквами на белой бумаге», строгий лексический отбор, позволяющий сохранить авторский замысел и при этом уйти от скуки и хрестоматийной «замыленности» сюжета, сделать пьесу актуальной и понятной современному зрителю. При этом режиссер старается услышать и учесть мнение актеров, заразить их своей уверенностью в необходимости выбранного им материала, что позволяет исполнителям не просто механически выполнять возложенные на них задачи, а верить в предлагаемые обстоятельства и свободно в них существовать. Наиболее ярко, на мой взгляд, это проявляется в спектакле «В ожидании Годо», где молодые актрисы-студентки настолько органичны и убедительны в ситуации известной пьесы театра абсурда, что дают фору многим профессионалам, сталкивающимся с подобным материалом.

Театр - искусство синтетическое. И Виктор Деринов - синтетический режиссер, идеально вписывающийся в мир театра. Все его постановки являются неким «коктейлем» творческого и жизненного опыта, который несет в себе их создатель.

Немалое внимание уделяется художественному образу постановки: сценографии, афише, ведь в большинстве случаев режиссер является и художником-постановщиком. Точный отбор выразительных средств позволяет знакомой классической истории стать не просто узнаваемой, а еще и актуальной, часто несущей ироничный и даже сатирический взгляд режиссера на реалии повседневной жизни. Традиционный для каждого современного российского города знак для фотосессий «Я люблю (сердечко-лайк) N-ск», памятник Гоголю, который «оживает» и становится Хлестаковым, дежурное вручение детьми цветов и диплома отличившемуся - успешно отчитавшемуся чиновнику, щелкающие камерами журналистки-папарацци «Ивановны», заменившие городских сплетников Бобчинского и Добчинского, и другие детали в «Ревизоре», поставленном в Сухиничском народном театре, делают бессмертную комедию Гоголя узнаваемой до боли, что несомненно помогает поддерживать зрительский интерес на протяжении всего спектакля.

Музыка в спектаклях Виктора Деринова - это не просто сопровождение происходящего на сцене, это один из точно подобранных постановщиком элементов, создающий атмосферу, несущий точный режиссерский посыл, отправленный в зрительный зал. Под радостные аплодисменты публики, узнающей знакомую современную мелодию, неожиданно совпадающую с классической историей, но не опошляющую ее, в «Евгении Онегине» в исполнении главного героя звучит вариант пушкинского стихотворения «К Чаадаеву»: «Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман...» в стиле рэп. Логично и уместно, а от того комично звучит в исполнении чиновников, слушающих в банном застолье новость о ревизоре, песня неуловимых мстителей из одноименного кинофильма: «И над степью зловещей ворон пусть не кружит, мы ведь целую вечность собираемся жить. Если снова над миром грянет гром, небо вспыхнет огнем, вы нам только шепните, мы на помощь придем».

Герои в спектаклях Виктора Деринова не только поют, читают рэп, но и органично двигаются под музыку, когда это необходимо. Хореографические вставки в драматическое действие - один из частых приемов, используемых в спектаклях режиссера. В ритме современного танца решена часть известной сцены объяснения Хлестакова с Марьей Антоновной и Анной Андреевной в «Ревизоре», немало хореографических вкраплений в «Евгении Онегине», в «Солнечной линии» и других спектаклях. Танец в спектаклях Виктора Деринова - не украшение постановки для поддержания зрительского внимания, а органично вытекающая из действия манера сценического существования.

Беглый обзор постановок Виктора Деринова, представленный здесь, позволяет говорить о том, что на территорию калужского театрального пространства «едет режиссер». Точнее он уже здесь, со своим индивидуальным сложившимся творческим почерком, навыками, опытом, знаниями и умениями. Режиссер, способный говорить с современной, и, прежде всего, молодой зрительской аудиторией на доступном и понятном ей языке, не заигрывая с публикой. Постановщик с опытом работы в различных творческих коллективах, готовый перейти из статуса режиссера самодеятельного коллектива в статус режиссера театра профессионального. И, судя по перспективе развития режиссерского пути Виктора, это рано или поздно случится. И повезет администрации того театра, который это заметит и сможет принять на работу готового специалиста, пока такая возможность есть. В противном случае в скором времени можно будет говорить о создании нового профессионального театрального коллектива, способного серьезно конкурировать с местными театрами. В беспроигрышном положении остается только калужский зритель, не упускающий из внимания возникновение нового театрального события в родном городе. История театра знает немало о режиссерах-создателях студенческих театров, которые становились знаковыми фигурами на театральном небосклоне. Достаточно вспомнить Марка Розовского или Марка Анатольевича Захарова...

Но не будем забегать далеко вперед! Пожелаем Виктору Деринову новых творческих успехов и достойного применения всем его талантам. И порадуемся тому, что к нам едет режиссер!

Фотогалерея