Современным Несчастливцевым посвящается/III Всероссийский фестиваль-конкурс им. Н.Х.Рыбакова в Тамбове

Выпуск № 10-120/2009, Фестивали

Современным Несчастливцевым посвящается/III Всероссийский фестиваль-конкурс им. Н.Х.Рыбакова в Тамбове

 

Третий Всероссийский фестиваль-конкурс им. Н.Х.Рыбакова в Тамбове

На восемь дней Тамбов стал столицей большой театральной России, которая, как известно, не ограничивается Москвой и Петербургом. Здесь уже в третий раз прошел фестиваль, посвященный памяти великого провинциального актера Николая Хрисанфовича Рыбакова. В конкурсе участвовали театры российской провинции, наиболее яркие актерские работы были выдвинуты на соискание премий «Актер России» и «Актриса России». К этому почетному званию прилагалась также некоторая денежная сумма – далеко не лишняя для актера, работающего в глубинке.

Последний спектакль легендарного Николая Рыбакова состоялся именно в Тамбове, на сцене Зимнего театра. Для любителей театра не секрет, что именно этот прославленный провинциальный актер стал прототипом трагика Несчастливцева в комедии Островского «Лес». Счастливцев и Несчастливцев – символы театральной провинции, бедные и благородные бродяги-актеры. Пешие путешественники, мотающиеся из Вологды в Керчь и обратно, без гроша за душой, но с верой в собственный талант. «Как я в Лебедяни Велизария играл! Сам Николай Хрисанфыч Рыбаков смотрел. Положил он мне вот так руку на плечо… Ты, говорит, да я, говорит, умрем, говорит… Лестно». Во время написания пьесы прототип героя пребывал в добром здравии. Он не упустил случая сыграть Несчастливцева – то есть, по сути, самого себя. Кстати, Рыбаков в перерывах между своими странствиями по России играл и на сцене императорского Малого. Здесь же работал и его сын – Константин Николаевич.

Но вот ведь что удивительно! Во времена Островского имя провинциального артиста Рыбакова было известно широким массам – иначе автор не упомянул бы его в пьесе. И это при отсутствии телевидения, радио и того, что ныне зовется словом пиар. Знают ли сегодня артистов, живущих и работающих за пределами столиц?

В 2004 году тамбовская театральная общественность во главе с председателем местного СТД Сергеем Левандовским обратилась к художественному руководителю Малого театра Юрию Соломину с просьбой поддержать идею создания регионального театрального фестиваля. Соломин идею не только поддержал, но и предложил выйти с нею на всероссийский уровень. Произошла встреча руководства Малого театра с губернатором Тамбовской области Олегом Бетиным, а затем в работу отборочной комиссии и жюри активно включились известные театроведы и артисты старейшего театра столицы. Над формированием афиши каждого из трех фестивалей немало поработал заместитель художественного руководителя Малого театра Валерий Подгородинский.

И оказалось, что есть еще одна ниточка, связывающая сцену Малого театра с тамбовской. Старейшая актриса Татьяна Еремеева-Битрих, отметившая в минувшем году свое 95-летие, начинала творческую деятельность именно в Тамбове. С 37-го по 44-й год - Луиза в «Коварстве и любви», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Виола в «Двенадцатой ночи», заглавная роль в «Принцессе Турандот»… В годы войны зимы стояли суровые, а отопления не было. Горожанам разрешали рубить дрова в пригородном лесочке. Как-то раз Татьяне Битрих не хватило сил втащить на горку санки с дровами. Она обратилась за помощью к солдатам. «Это вы – Джульетта?» - с изумлением спросили они. Театр был единственным зданием, где было электричество. Но и здесь не топили. Зрители сидели в шубах, актрисам же приходилось играть в легких платьях. Но в знаменитой сцене на балконе Джульетта была в валенках – ног все равно не было видно.

Здесь, в Тамбове, на прошлом фестивале Татьяну Александровну наградили премией «За честь и достоинство». А в нынешнем году она сама вручала премию в этой номинации актрисе Кировского театра Тамаре Ивановне Ветко, также отдавшей сцене более шестидесяти лет. Не одному поколению зрителей она запомнилась точным и тонким исполнением ролей классического и современного репертуара - в пьесах Горького, Чехова, Гюго. Удивительно, но у Татьяны Битрих и Тамары Ветко оказалась одна общая учительница, замечательная актриса Александра Перегонец, трагически погибшая в годы войны. Она была расстреляна фашистами за подпольную работу, но успела спасти свою юную ученицу Тамару…

Театральный форум был открыт спектаклем Малого театра, приглашенного в качестве почетного гостя, - комедией А.Н.Островского «Бедность не порок» в постановке Александра Коршунова. Наивная, но такая искренняя любовь, раскаяние непутевого купца-самодура, волшебная атмосфера русских святок – все в этом спектакле так и дышит душевным здоровьем, оттого его с восторгом принимает публика в самых разных городах.

В конкурсе приняли участие коллективы из Саратова, Воронежа, Орла, Омска, Калуги и Оренбурга. Ярких и значительных работ было, безусловно, больше, чем премий, а потому жюри было поставлено перед очень трудным выбором. Многие спектакли становились предметом горячих споров всего города, который буквально жил фестивалем. Различные мнения звучали и по поводу афиши, в которой, наряду с классикой, была представлена и современная драматургия.

Саратовский театр драмы им. И.А.Слонова представил спектакль по пьесе, чрезвычайно редко появляющейся на российской сцене, «Лучшие дни нашей жизни» Уильяма Сарояна. Американский бар, 30-е годы минувшего века – режиссеру Александру Плетневу удалось создать на сцене ностальгическую атмосферу, напоминающую о старых голливудских кинолентах. Саратовская труппа издавна считается одной из самых сильных в стране, и здесь было несколько значительных, запоминающихся актерских работ как среди молодежи, так и среди артистов среднего поколения, премию же «Признание» получил известный не только в Саратове, но и за его пределами Григорий Аредаков, исполнивший роль философствующего бродяги Кита Карсона.

Сенсацией фестиваля стал воронежский «Ревизор» в постановке Анатолия Иванова. Именно здесь жюри увидело работу, достойную премии «Актер России». И увидело, как ни удивительно, не среди номинантов. Анатолий Гладнев, исполнявший роль Городничего, не был выдвинут на главную премию – и, тем не менее, получил ее по единогласному решению жюри. Настолько необычен был его герой – серьезный, умный Городничий, в котором чувствуется и житейский опыт, и какая-то тайная печаль. Не было пресловутого хрестоматийного глянца, гоголевский текст звучал свежо, легко и просто, и возникало такое чувство, будто слышишь эти знаменитые реплики впервые. Разумеется, Валерий Потанин, игравший Хлестакова, также показал себя во всем блеске и получил премию «Признание» – казалось, его герой не ходит, но летает по сцене, купаясь в своем виртуозном вранье. И гоголевская чертовщинка тут была, и пронзительная жалость к своему «приглуповатому» герою. И казалось совершенно ясным, в чем состоит истинная современность спектакля. Не в том, чтобы одеть героев по сегодняшней моде, не в том, чтобы сыграть нечто из жизни партийных деятелей или олигархов. А в том, чтобы сделать эту вечную историю своей, близкой, понятной.

«Актрисой России» стала калужская артистка Надежда Ефременко, сыгравшая в спектакле «Частная жизнь королевы» (режиссер-постановщик – Валерий Якунин) Елизавету Английскую – мудрую правительницу, которая не может позволить себе быть просто женщиной. Мощный темперамент актрисы в сочетании с изысканностью и благородством покорил как простую публику, так и знатоков театра.

Разумеется, фестиваль не может состоять из одних удач. Разочарованием для многих обернулся просмотр комедии «Доктор философии» Бронислава Нушича, поставленной в Орловском театре драмы Анатолием Морозовым. Здесь было трудно выделить какие-либо актерские работы, ибо постановке в целом не хватало столь важных качеств, как чувство меры и художественный вкус.

Неоднозначно был воспринят критиками спектакль Оренбургского театра драмы «Маскарад» (режиссер-постановщик - Рифкат Исрафилов). Признавая мастерство Олега Ханова, исполнителя роли Арбенина, специалисты, тем не менее, отмечали многочисленные недостатки постановки. Особенно трудно принять финал спектакля, когда на сцене появляется множество странных существ, порожденных, видимо, помутившимся разумом Арбенина. Замысел, быть может, интересен, но выглядят эти существа анекдотически - чего стоят ползающие по сцене девицы в черно-красном белье!

Омский же спектакль «Зеленая зона» в постановке Евгения Марчелли и вовсе поставил жюри в тупик – но, к счастью, в совершенно ином смысле. В нем было, как минимум, пять работ, достойных премии – один из лучших коллективов страны подтвердил свою репутацию. Точные приметы послевоенного быта. Юмор, который порою кажется безжалостным, – и в то же время пронзительная боль за своих героев, огромная любовь к ним… Пришлось ввести новую номинацию – «Лучший спектакль фестиваля», отметив при этом наиболее заметные актерские работы – Валерии Прокоп, Натальи Василиади, Марины Кройтор, Елизаветы Романенко и Вячеслава Малинина.

Но фестиваль стал праздником не только для тех, кто получал премии и подарки. Как всегда, важнейшим участником процесса стал сам зритель. Зал Тамбовского драматического театра был переполнен, действие каждого спектакля то и дело прерывалось аплодисментами. В Тамбов приезжали артисты из близлежащих маленьких городов. Они ночевали в театре, чтобы наутро послушать обсуждение спектаклей ведущими критиками Москвы. Нам, столичным жителям, порой трудно бывает представить, насколько изголодались по искусству обитатели российской глубинки. И каким глотком свежего воздуха является для провинциального артиста общение с коллегами из других городов, погружение в фестивальную атмосферу, встреча с новой публикой, да и просто внимание к его труду. Помните, как говорил Несчастливцев? «Я честным, тяжелым трудом добываю хлеб свой». Что поделаешь! Ремесло это по сей день осталось тяжким, а зачастую и неблагодарным. И благое дело совершит тамбовский фестиваль, если хоть немного возвысит в глазах общественности продолжателей великой традиции Николая Рыбакова и Геннадия Несчастливцева.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.