СТАРЫЙ ОСКОЛ. Как в старых книгах

Выпуск №5-235/2021, В России

СТАРЫЙ ОСКОЛ. Как в старых книгах

Легендарная пьеса Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо», кажется, уже перестала так активно возникать на сценах российских театров, как это было лет тридцать или сорок назад. Разве что она - частый гость в театральных школах разных стран и разных лет. Тем дороже сегодняшнее эмоциональное обращение Старооскольского театра для детей и молодежи имени Бориса Равенских к этому, уже причисленному к классике, тексту.

Если в детстве вы любили читать «Хижину дяди Тома» или «Всадника без головы», с первых минут очарование нового спектакля, поставленного художественным руководителем театра Семеном Лосевым, захватит вас без остатка. В сценографии Татьяны Сопиной атмосфера американского дома конца девятнадцатого века воссоздана подробно, если не сказать - любовно. Здесь слуги сделаны «по правде» чернокожими, и это не смотрится наивным; вообще грим и прически - одна из сильных составляющих спектакля. Здесь на первом плане самая настоящая, работающая колонка с водой - и она тоже воспринимается с ностальгической нежностью. Здесь на сцену выбегает живая собака Айра, и это не выглядит заигрыванием с зрителем, а лишь деталью, необходимой для живости, осязаемости сюжета. Артисты одеты в исторически стилизованные костюмы - их автор Ольга Афанасьева постаралась сделать одежду героев неброской, но изящной. Стильное, картиночное пространство, которое даже можно назвать уютным; но это все же холодный уют. В глубине он подчеркнут огромными шторами, обрамляющими воображаемые окна. В конце шторы раздвинутся, и сцену зальет яркий свет, созвучный финалу.

Но это после, а пока следует сказать, что это пространство сразу же заполняется людьми и звуками - событиями обычного дня из жизни семейства Келлеров. Впрочем, любой день здесь обычным не назвать. В семье растет дочь Элен. Слепоглухонемой ребенок, ежедневно и отчаянно заявляющий о себе. В разладе со всем миром, таким непонятным и враждебным человеку, лишенному главных человеческих чувств. И превращающий жизнь своих близких в череду отчаянных попыток хоть какого-то общения с собой.

Эта девочка - будущий общественный деятель, писатель, лектор, активист Элен Адамс Келлер. Но сейчас мы застаем ее маленьким затравленным зверьком, каким она была до своего взросления. И до встречи со своей, не менее знаменитой впоследствии учительницей - Анни Салливэн, которая научила Элен собственной азбуке и навыкам общения с окружающими.

Бесспорно, в любой трактовке щемящей гибсоновской пьесы важнейшим является дуэт Элен и Анни. Если нет хотя бы одной из пары; если одна актриса сильнее и убедительнее второй, спектакль просто не получится. В Старооскольском театре получился.

Семен Лосев в интервью говорит о том, что замысел во второй раз поставить «Сотворившую чудо» появился у него давно (прежний был в Свердловском ТЮЗе), но не находилось актрисы на роль Элен. Появилась она только сейчас - двадцатидвухлетняя студентка Ярославского театрального института Людмила Гетманова.

Зрители недоуменно перешептываются в зале - актриса на сцене или настоящий ребенок? Людмиле в роли Элен в самом деле не дашь больше двенадцати лет. А ее исполнение этой, без сомнения, одной из самых сложных ролей в мировой драматургии достоверно до физического ощущения горя зрителем.

Элен-Гетманова предстает перед нами резким, неуклюжим, но быстрым и ловким существом, с легкостью улепетывающим от кого угодно. Она не произносит ни слова, но ее присутствие всегда кажется громким. Маленькая Келлер в своем нелепом платье, почему-то напоминающем советскую школьную форму, всегда всем мешает, всем досаждает, но избалована родителями так, как никогда не балуют здоровых детей. В такой роли инструментом актрисы становится только тело, именно оно призвано выразить чувства героини, ее волю, ее жажду общения с миром. Гетманова щедра в пластических красках - она бегает, кувыркается, ползает, дерется. Ее взгляд обращен куда-то ввысь - порой он направлен и в зал, но глазами невидящего человека. В нем, таком затуманенном, невероятным образом присутствуют и вопрос, и бунт, и непокорность, и отчаянное желание вырваться из плена собственного непослушного тела. Этот взгляд будет становиться все более осмысленным и мягким в течение спектакля, но его отстраненность актриса не отпустит до конца поклона, до самого последнего зрительского хлопка - так и будет стоять не Людмилой, а Элен, сжимая руку своей учительницы.

Слово «учительница» неслучайно отнесено и к актрисе, и к персонажу. Так вышло, что играющая Анни Марина Федорищева - педагог Людмилы Гетмановой и в жизни, и, теперь, - на сцене.

Мисс Салливэн врывается в действие довольно бурно, даже с некоторой чрезмерной эксцентричностью, и поначалу скорее напоминает Элизу Дулиттл, чем скромную учительницу, еще недавно почти слепую. Салливэн - ирландка, и Федорищева удивительно отыгрывает простое, веселое обаяние своей героини. Ее смех звучит заразительно, раскатисто - сразу хочется улыбнуться.

Но потом, минута за минутой, шаг за шагом, актриса раскрывает нам лирическую, светлую глубину своей героини. Неважно, какие испытания были в прошлом этой темноволосой стройной хохотушки; сейчас Анни владеет только одно желание - помочь Элен, жертвуя для этого чем угодно, будь то отлаженный порядок в доме или, как ни парадоксально, родительская любовь. Потому что мисс Салливэн не считает любовью то чувство, которое бессильно и бездеятельно. Мисс Салливэн приехала в дом Келлеров, чтобы сотворить чудо - и чудо произойдет во что бы то ни стало. Даже если никто не верит в него, кроме нее самой.

С подлинной страстью играет Марина Федорищева свою Анни. Трудно оторвать взгляд от ее живого, подвижного лица. Ничего деланного, актерски красивого нет в ее игре - одна лишь безоглядная вера в то, что происходит здесь и сейчас.

Элен и Анни, Анни и Элен. Сцены их физического общения поразительно выверены, наполнены массой движений, подробностей - невольно задумываешься, сколько времени и внимания нужно было уделить каждому фрагменту драки, например. А уроки! Эти быстрые постукивания кулачком Анни по ладони Элен - и еще раз, и еще раз, и снова.

Отдавая должное ценности главной пары спектакля, невозможно не отметить актерский ансамбль в целом. Дмитрий Горбовский рисует капитана Келлера респектабельным, волевым мужчиной, который привык принимать решения единолично, но совершенно теряется перед незнакомым миром старшей дочери. Недаром так запоминается фраза, которую Анни бросает в лицо Келлеру: «Неужели вам никогда не приходило в голову, что хоть один раз в жизни вы можете быть абсолютно неправы?» Татьяне Курдиной непросто существовать хоть сколько-нибудь разнообразно в роли Кейт, супруги капитана и матери Элен - пьеса не дает таких возможностей, но актриса подкупает безусловной искренностью и мягким женским очарованием.

Вторым сильным мужским образом спектакля становится Джеймс в исполнении молодого актера Виктора Игнатова. Внешне это стопроцентный американец тех лет, юный плантатор, чьи белокурые волосы так тщательно уложены. Временами резкий, даже циничный, но подкупающе решительный в своей неожиданной симпатии к Анни. Благодаря актеру, его несколько нервной и очень интересной игре постановщиком намечено еще несколько тем спектакля: консервативного родительства и рвущегося взрослеть отрочества; ревности мальчика к мачехе, так и не ставшей матерью; обида на других детей, имеющих живых родителей... Все это зримо, тем не менее не отвлекает от главной темы - чуда, которое либо случится, либо нет.

В маленьких ролях слуг заняты студенты Ярославского театрального института, которые учатся при Старооскольском театре. Но есть и вполне объемные роли - экономка Винэй, которая запоминается зрителю благодаря игре Наталии Симкович. А самая первая сцена идет с участием Ларисы Гурьяновой, опытной и харизматичной актрисы. Она играет тетушку Ив настоящей коренной южанкой, ироничной, обаятельной, но весьма обеспокоенной тем, что творится в доме.

Семену Лосеву удается уберечь свой спектакль от каких бы то ни было ноток морализаторства. Даже сентиментальность, неизбежная в такой яркой теме, здесь присутствует очень мало. «Сотворившая чудо» - уже не история о несчастной девочке, а серьезное размышление о том, какой должна быть любовь. Какая, в сущности, разница, больной или здоровый ребенок перед нами? Разве не все дети мира нуждаются не в потакании прихотям, а в действенной, заинтересованной, настоящей родительской заботе? Режиссер ведет действие весьма динамично, меняя точки бесед героев от сцены к сцене, и сюжет нигде не вязнет, увлекая зрителя к кульминации. И вот она - и плача, и смеясь, Анни снова и снова прижимает к своей мокрой щеке ладонь ученицы, которая только что осознала значение слово «вода». «Да, Элен, да! Вода!» Брызги летят на лицо Элен, как символ некоего крещения. Входа в человеческий, озвученный словами мир.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея