Триумфальные открытия / Областной театральный фестиваль «Долгопрудненская осень»

Выпуск №5-235/2021, Фестивали

Триумфальные открытия / Областной театральный фестиваль «Долгопрудненская осень»

В конце октября в подмосковном Долгопрудном состоялась традиционная «Долгопрудненская осень». В отличие от многих коллег, организаторы - Министерство культуры Московской области, администрация г. Долгопрудного и Долгопрудненский театр «Город» - провели фестиваль в «живом формате», дав возможность зрителям, истосковавшимся по сценическому искусству в режиме реального времени, вдоволь насладиться спектаклями программы. Подготовка фестиваля вышла на качественно новый уровень: какие-то спектакли заранее просматривались на присланных видео, во многие театры эксперты оргкомитета выезжали заранее, отсматривая постановки для показа на «Долгопрудненской осени». В итоге на сцене Театра «Город» можно было увидеть постановки самых активных коллективов Московской области и участников гостевой программы. Зрители оценили проделанную работу. В течение восьми дней фестиваля зал был полон ровно настолько, насколько это позволяют нынешние законодательные акты.

В XIV Областном театральном фестивале «Долгопрудненская осень» в конкурсной программе приняли участие 20 театров: из Дмитрова, Серпухова (город впервые оказался представлен сразу двумя коллективами - Серпуховским музыкально-драматическим театром и Камерным молодежным театром «Зазеркалье»), Королёва, Воскресенска, Чехова, Пушкино, Сергиева Посада, Химок, Ивантеевки, Долгопрудного. Звездами конкурсной программы стали три областных театра: Московский Областной Государственный театр юного зрителя, Московский областной государственный театр кукол и Московский областной театр драмы и комедии (Ногинск).

Положение о фестивале допускает в конкурсную программу только профессиональные театры Московской области, а вот гостевая часть открыта театральным коллективам, которые оргкомитет сочтет достойными для участия в региональном событии. Как объясняет один из организаторов фестиваля, директор Театра «Город» Жаннета Арутюнян, главные критерии - это профессионализм коллектива и гуманистические идеи в заявленной постановке. В программе 2020 года в качестве гостей были представлены театральные коллективы из Мурманска, Москвы, Долгопрудного и Малаховки.

В соответствии с реалиями нашего времени часть программы в этом году составила онлайн-афиша: три спектакля-участника (Московский Областной Государственный театр юного зрителя и его знаменитый «Маленький принц», Театр-студия «Театральный ковчег» (Сергиев Посад) с «Телеграммой» по К. Паустовскому и театр «Внутреннее зрение» ВОЗ (Москва) со спектаклем «Село Степанчиково и его обитатели») показали свои работы и встретились на обсуждении спектаклей с членами жюри в онлайн-формате. В прямом эфире состоялось 25 мероприятий: лекции, тренинги, мастер-классы, тематические беседы, интервью с деятелями отечественного и зарубежного театра. За это время артисты Театра «Город» приобрели навыки настоящих телеведущих, в течение восьми фестивальных дней их общение с театральными деятелями на странице театра в «Инстраграме» шло практически беспрерывно.

В жюри фестиваля были приглашены Ольга Сенаторова, Валерий Бегунов, Лидия Богова. Все они не первый год работают на «Долгопрудненской осени», хорошо знакомы с историей фестиваля и многих коллективов. Можно сказать, что современное развитие театральной деятельности Московской области происходит у них на глазах. Также в течение фестивальной недели на показы были приглашены специальные члены жюри, среди которых как театральные деятели, так и партнеры, и друзья фестиваля - люди, искренне любящие и ценящие искусство театра и желающие поддержать его в этот непростой период.

Гран-При за спектакль «С любовью... Д.Э.» в этом году увез Химкинский драматический театр «Наш дом». Он же взял диплом «За лучшую мужскую роль» (ее исполнил Владимир Красовский) и «За лучшую режиссуру» (режиссер Сергей Постный), а также - диплом «За тонкий психологизм характеров и проникновенное сценическое воплощение темы любви». Химки давно не показывались на сцене «Долгопрудненской Осени» и их возвращение можно назвать триумфальным. Спектакль по произведению Лионеля Гольдштейна привезли действительно достойный. Режиссер Сергей Постный не поскупился на точную (и очевидно, что тщательную и долгую) проработку образов героев, на воплощение идей пространственной разметки сцены, которые помогают зрителю буквально перенестись в одно временное пространство с героями. Кстати, о героях - это двое мужчин, любящие одну женщину, Флоранс. Один - ее муж, второй - бывший возлюбленный, с которым она продолжает общаться на протяжении всей жизни. Мужчины знакомятся на... похоронах любимой. Их чувства друг к другу стремительно, залпами, меняются в каждой сцене: недоумение, ненависть, зависть, общие воспоминания, сочувствие... Точно подобранные образы толстого мужа, казалось бы, полностью владеющего Флоранс, и худощавого поклонника, дорожащего редкими встречами и просто общением; декорации, изображающие настоящий Центральный парк на Манхэттене и практически идентичное парковому освещение помогают зрителю быстрее и точнее понять режиссерские задачи и проникнуться атмосферой трагического, а порой доходящего до комизма столкновением двух реальностей в лице двух несчастных мужчин, неожиданно объединенных одной утратой.

Остальные основные номинации распределились следующим образом. «Лучшая женская роль» присуждена Ирине Демидовой за роль Сильвии в одноименном спектакле Чеховского городского театра по мотивам пьесы Альберта Герни. Сильвия - это собака, которая неожиданной преградой встает между супругами, внезапно вытащив наружу все их неосознанное раздражение, недовольство друг другом, претензии и... надежду на будущее. Роль животного в драматической постановке требует особой деликатности от исполнительницы, которая не даст актрисе впасть в так называемое заигрывание со зрителем, изначально отрезав ей «легкий путь» к освоению роли. Демидовой удалось совершенно безболезненно и для своего «собачьего» образа, и для своей женской сущности совместить эти два пласта - ее собака Сильвия гармонично воплощает для своего хозяина всю ту нежность, кротость и ласку, которой ему давно не достает от женщины, находящейся рядом. Также спектакль был отмечен дипломом «За смелое театральное погружение в парадоксы жизненных ситуаций».

«Лучшую женскую роль второго плана» получила Светлана Дементьева за роль Тоси в спектакле «Это, девушки, война» Музыкально-драматического театра Ивантеевки. Спектакль по повести Тараса Дрозда, завершающий фестиваль, не обещал своей скромной аннотацией ничего, выходящего за рамки стандартной «военной постановки», внезапно оказался своего рода скальпелем, вскрывшим души зрителей, жаждущих того, за чем люди приходят в театр - за эмоциями. Таким катарсисом стала постановка ивантеевских режиссеров Геннадия Болучевского и Людмилы Геники. Сложные и непредсказуемые взаимоотношения совершенно посторонних друг другу девушек, из-за жестокой войны оказавшихся в одном подразделении, подобие дружбы, предательство, внутренние переживания героинями своих поступков... Такие «банальные», но не теряющие своего значения на протяжении веков истины «не предай», «ни убий» в каждой новой сцене ставятся под сомнение. Могут ли героини рассуждать о внутренних законах, когда живут они по жестоким законам войны и указов Советского Союза? Каждой из девушек предстоит самой для себя разбираться со своими внутренними принципами и решать, следовать им или идти наперекор в соответствии с уставом.

Ивантеевский музыкально-драматический театр в этом году отличился и привез сразу два спектакля (это право дается один раз каждому коллективу, когда-либо получавшему Гран-при на «Осени»). Вторая постановка - классическая детская «Очень хитрая лиса» - яркая музыкальная сказка, где традиционные фольклорные мотивы задорно переплетаются с элементами современного полурэпа. Некоторые сцены заставляют улыбнуться и маленького, и взрослого зрителя. Словом, простой и отличный вариант для семейного просмотра, и оптимальный - для регионального фестиваля. Спектакль получил награду за «Веселое музыкальное действо в традициях русского скоморошества».

«Лучшая мужская роль второго плана» досталась Александру Мишину за роль Федора Яковлевича Ревунова-Караулова в спектакле «Свадьба» по водевилю А.П. Чехова Московского областного театра драмы и комедии. Спектакль «Свадьба», обозначенный как «торжество в одном действии», режиссера Николая Дручека также был отмечен дипломом «За лучший актерский ансамбль» - и вполне заслуженно. Очевидная сыгранность артистов, их умение достоверно воссоздать ролевые рисунки на новой площадке, кардинально отличающейся от стационарной, способность выйти из незапланированных несостыковок (опять же, в связи с работой на незнакомой площадке), ловко перевоплощая их в логичные сценические ходы - все это, конечно, говорит о высоком профессионализме коллектива и его достойном месте среди значимых для Московской области театров. Свидетельство тому - еще один диплом фестиваля - «За яркое сценическое воплощение жанровых особенностей драматургии А.П. Чехова».

«Лучшим спектаклем в формате «арт-трансляция» стал великолепный «Маленький принц» Московского областного государственного ТЮЗа; режиссер «Принца» Алексей Доронин также получил спецдиплом жюри «За оригинальное режиссерское решение», а сам спектакль был отмечен «За оригинальное и глубокое сценическое воплощение философской прозы Антуана де Сент-Экзюпери». Большая потеря для фестиваля, что этот театр не смог привезти спектакль в живом формате - это, наверняка, изменило бы таблицу награждений.

Диплома «За лучшее музыкальное оформление» удостоился дебютант фестиваля «Долгопрудненская осень» - Серпуховский музыкально-драматический театр и спектакль Павла Цепенюка по пьесе Анатолия Крыма «Завещание целомудренного бабника». Это неожиданная история о похождениях Дон Жуана, что называется, «из первых уст». Второй наградой коллектива стал диплом «За вдохновенное воплощение романтической истории о первой любви». Также коллектив удостоился спецдиплома от партнеров Долгопрудненского театра «Город», Международного молодежного общества «Дружба Италия-Россия» (Москва) «За философское осмысление классических образов в современном искусстве». Театр, несмотря на дебют на фестивале, не побоялся выступить на его открытии, засвидетельствовав, что и участники, и организаторы всегда готовы к новым открытиям и интересным экспериментам.

Победителем в номинации «Новация» стал долгопрудненский «Аленький цветочек», поставленный главным режиссером театра «Город» Антоном Пресновым. Надо сказать, долгопрудненский театр год назад не просто так обратился к сказке Сергея Аксакова. Целью постановки было привлечь интерес зрителей к славянской истории, культуре и литературе. В постановке использован полный текст авторского исходника, насыщенный славянскими речитативами, присказками и приговорами. Точное отображение исторических костюмов, а еще - интерактивное начало спектакля, когда ключница Пелагея (по легенде, та самая мамушка, что рассказала маленькому Сереже Аксакову былину про волшебный цветок) встречает зрителей, и с шутками-прибаутками рассказывает зрителям историю создания «Аленького цветочка». Также спектакль был отмечен дипломом «За творческое осмысление традиций русской сказочной культуры», очень точно отражающим то, что стремились показать режиссер и актеры в своей работе.

На протяжении всего фестиваля наравне с профессиональными критиками на нем работало и детское жюри - участники долгопрудненского проекта Театральный Практикум «Города». По их оценке, лучшим спектаклем для детской аудитории стали «Африканские сказки» Московского областного государственного театра кукол в постановке Дениса Казачука по рассказам Редьярда Киплинга. Этот театр - постоянный участник «Долгопрудненской осени» на протяжении всех лет существования фестиваля. Казалось бы, хорошо сыгранный и знакомый коллектив уже ничем не сможет удивить, но каждый раз мы убеждаемся в обратном. Всегда неожиданные режиссерские идеи, полное опровержение банальных представлений о театре кукол, великолепные декорации, всегда остроумные планировки, и, конечно же, очень важный аспект, делающий спектакли Московского областного государственного театра кукол особенно привлекательными - вывод актера-кукольника на первый план вместе с его персонажем-куклой. Иногда актер ведет свою куклу, а иногда на глазах изумленного зрителя кукла одерживает верх и начинает вести за собой артиста. Удивительное зрелище, достойное самых жарких аплодисментов (которые, впрочем, всегда звучат на спектаклях этого театра). В дополнение к важнейшей для детской постановки оценке, «Африканские сказки» завоевали диплом «За создание сценического образа мудрого мира сказок Редьярда Киплинга».

«Лучшим спектаклем для взрослых» по оценке зрителей был признан «Севастопольский вальс» Пушкинского музыкального театра - классическая советская оперетта на музыку Константина Листова и либретто Юлия Анненкова и Елены Гальпериной в режиссуре Бориса Урецкого. В середине прошлого века эта оперетта взрывала сцены театров и сердца зрителей по всему миру, став своего рода флагманом советского музыкального спектакля мирового уровня. В основе сюжета - любовь лейтенанта Дмитрия Аверина и медсестры Любаши, которую герои пронесли сквозь десятилетие, и наконец, обрели друг друга. Тема Великой Отечественной войны придает оперетте героико-романтическую окраску, а жизненная достоверность характеров в сочетании с их наивностью, деликатный юмор. Мелодическая яркость многих музыкальных номеров сделали «Севастопольский вальс» одним из самых запоминающихся спектаклей фестиваля, который также получил диплом «За искренность и вдохновение в создании музыкального патриотического спектакля» и спецдиплом Ассоциации многодетных семей Долгопрудного «За формирование патриотических чувств в молодом поколении».

«Лучшим спектаклем для детей» по оценке зрителей стала «Красная Шапочка & серый волк» Камерного молодежного театра «Зазеркалье» из Серпухова. Спектакль получил диплом «За умение развлекая - поучать, поучая - развлекать». На первый взгляд, предсказуемая история Красной Шапочки в пересказе режиссера Оксаны Кудрявцевой принимает совершенно необычные сюжетные повороты, которые как нельзя лучше совпадают с одним из правил отбора на «Долгопрудненскую осень» - идея гуманизма. Добрый и щедрый Волк, помогающий Шапочке отнести корзинку с пирожками - где это видано? Именно в спектакле «Зазеркалья». При этом сюжет не воспринимается приторно и надуманно - зритель-ребенок становится достойным и полноправным участником театрального процесса.

Большие надежды возлагались на спектакль Дмитровского драматического театра. В этом году режиссер Дмитрий Юмашев привез на фестиваль постановку «Здравствуйте, я ваша тетя!» по всем известной пьесе Брэндона Томаса. До этого Дмитров на протяжении нескольких лет подряд уезжал с «Долгопрудненской осени» с Гран-при. Однако нынешний показ принес коллективу диплом «За позитивное мироощущение, воплощенное в эксцентрике комедийного спектакля».

По доброй фестивальной традиции ни один из участников не остался без награды. Жюри не привыкло отделываться банальными дипломами «За участие», всегда принципиально находя в каждой постановке те особенности, которые выводят ее на качественный профессиональный уровень и отличают от других. Так, в этом году диплом «За умение вести задушевный театральный диалог с маленькими зрителями» достался Театру ростовых кукол «Софит» из Воскресенска за спектакль Ирины Гончаровой «Разноцветные сказки тетушки Совы»; «За профессиональный подход к сценическому воплощению современной российской драматургии» был отмечен Театр Гильдии драматургов России (Москва) за спектакль режиссера Аллы Куликовой «Дорогая моя, я умру без тебя» современной писательницы Анны Фоминой. Совершенно особое место в списке участников занял московский театр АТР со спектаклем «Контрабас», завоевавшим Гран-При в мае на Открытом фестивале-конкурсе «Долгопрудненская весна», также организованном театром «Город» при поддержке Министерства культуры региона и администрации Долгопрудного. В качестве главного приза коллектив получил право участвовать в профессиональной осенней программе, где ему был присвоен диплом «За тонкий психологизм в отражении духовных исканий художника». Зрители спектакль приняли восторженно, несмолкающие аплодисменты настолько растрогали исполнителя главной (и единственной) роли Валентина Петриченко, что он прямо со сцены позвонил режиссеру Диляре Муравицкой, которая не смогла приехать на показ из-за болезни, и дал ей послушать реакцию зала. Уже через пару дней Диляра написала в соцсетях театра «Город», что чувствует себя намного лучше - вот что творит сила зрительской любви!

Камерный театр «Витражи» из Малаховки уже много лет участвует в гостевой программе «Долгопрудненской осени». Члены жюри давно и с удовольствием наблюдают за работой режиссера Натальи Корневой, высоко оценивая ее спектакли. На этот раз Наталья привезла «Золотую Антилопу», спектакль по мотивам индийской сказки, который завоевал диплом «За сочетание сценического минимализма и творческой изобретательности».

Спектакль «Чучело» по рассказу Владимира Железникова представила долгопрудненская Детская школа театральных искусств «Семь Я». Режиссеры Андрей Лосев и Елена Кутейникова, постановщик трюков Никита Белов и театральная группа «Арлекин» в рамках учебного театра ДШТИ «Перевоплощение» постарались показать зрителю историю девочки Лены Бессольцевой посредством минимума выраженных сценических средств и максимума пластики, а также при помощи классической актерской школы - путем восприятия подростком переживаний другого подростка, близкого по проблемам, мыслям и ситуативным рядам. Спектакль получил диплом «За развитие творческого потенциала молодежи и приобщение ее к искусству живого общения в театральном пространстве».

Один из любимых участников «Долгопрудненской осени» - Королёвский ТЮЗ в этот раз решил оправдать свое название и обратиться к действительно юному зрителю. Режиссер Сергей Пименов привез одну из своих новых работ - спектакль «Золотой цыпленок», всем известную сказку Владимира Орлова, получив диплом «За вдумчивую сценическую реализацию воспитательно-педагогического потенциала пьесы».

Театр «Внутреннее зрение» Всероссийского общества слепых впервые принял участие в фестивале. Режиссер Виктория Доценко представила свою работу - спектакль «Село Степанчиково и его обитатели» по одноименной повести Ф.М. Достоевского. Режиссер поставила себе нелегкую задачу - посредством довольно молодого любительского коллектива показать на сцене объемные характеры героев Достоевского, воплотить в своей работе сложные уровни многоголосия прозы в драматургическом действии. И ей в значительной мере это удалось! Спектакль отличается внимательным подходом к работе, глубиной проигранных образов и своеобразной харизмой каждого героя, за что и был отмечен дипломом «За бережное отношение к русской классике». При ряде недоработок перспектива у «Села Степанчикова» довольно привлекательная, при грамотном подходе режиссера, ее умении заинтересовать актеров, стимулировать их двигаться дальше.

Еще один дебютант нынешней «Долгопрудненской осени» - театр-лаборатория S.T.E.R. из Москвы. Режиссер Алексей Гусаров привез на фестиваль спектакль «Восточная Повесть» по поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Акцент сделан на внутренних переживаниях княжны Тамары, охваченной страстью к демону-искусителю и судорожно пытающейся выбрать верный путь меж честью и своими чувствами. Спектаклю присужден диплом «За оригинальное сценическое прочтение поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон».

Емкой, масштабной и очень актуальной сегодня можно признать постановку режиссера Марии Журавлевой «Телеграмма» по рассказу Константина Паустовского - ее в формате «арт-трансляция» представил Сергиево-Посадский драматический театр-студия «Театральный Ковчег». Спектакль был отмечен «За вдумчивый подход к сценическому воплощению прозы Константина Паустовского».

Церемония награждения и торжественное закрытие XIV Областного театрального фестиваля «Долгопрудненская осень» прошли в онлайн-формате. Со сцены Долгопрудненского театра «Город» перед телекамерами и гаджетами, выводящими в прямые эфиры соцсетей театра «Город» члены жюри - Ольга Сенаторова, Валерий Бегунов и Лидия Богова - зачитали список награждений, поговорили о сложностях работы театров в пандемический период и отметили, что несмотря на «сложность» периода, очевиден рост уровня подмосковной театральной сферы. Во многом он происходит благодаря фестивалю «Долгопрудненская осень» - уникальному региональному событию, позволяющему из года в год собирать на уютной сцене Театра «Город» лучшие коллективы Подмосковья, помогать им знакомиться с творчеством друг друга, заводить дружеские и партнерские связи и всем вместе - расти в своем профессионализме.

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея