О победах и поражениях / "Слово о полку Игореве" в МХАТе им. М.Горького

Выпуск №5-235/2021, Премьеры Москвы

О победах и поражениях / "Слово о полку Игореве" в МХАТе им. М.Горького

«Слово о полку Игореве», древняя поэма о походе русских князей на половцев, имела множество версий в самых разных видах искусства. Впрочем, обладая огромным ресурсом, этот текст не обретал успешного воплощения на драматической сцене. Мифический ландшафт великого сюжета, паря в недостижимых горних высях, казался далеким и неприступным.

«Художественное произведение должно быть всегда немного таинственным, необъяснимым» (что без сомнения относится и к мистике «Слова...»), - писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв, переводчик этой поэмы, посвятивший ее исследованию всю свою жизнь. В его переводе и поставлен спектакль во МХАТе им. М. Горького, где автор инсценировки и режиссер Игорь Ларин по-своему трактовал загадки этого национального героического эпоса.

Сам Игорь Ларин - известный исследователь русской классики на петербургской, ярославской и других театральных сценах России. Неслучайно его обращение теперь и к «Слову о полку Игореве». Преодолевая несценичность и стремясь сделать из эпоса драму, он превратил приключения текста в пленительные движущиеся фрески, в которых поэтическое слово растворено в пластических образах.

Это чисто молодежное сочинение, в котором хоровое, массовое лицедейство, так свойственное духу юности, очень точно соответствует эпическому строю «Слова...». На сцене «хор», ведущий рассказ и трактующий события, являющий пластические образы и символику сюжета; из хора выдвигаются герои, которые вновь возвращаются в его ряды. Все одеты в одинаковые холщовые костюмы, подчеркивающие единство голосов - и солистов, и комментаторов событий. Черная сцена обнажена, и лишь позади светится проем («окно в вечность»), из инфернального тумана которого выходят, вновь исчезая в нем, люди, события и сражения.

Идет рассказ о большой трагедии в русской истории, причиной которой стала гордыня князя Игоря, поведшего на половцев пять тысяч русских воинов, из которых в живых осталось лишь пятнадцать. Сначала, в 1184 году, под предволительством Святослава Киевского половцы, осуществлявшие набеги на русские земли, были разбиты. Однако Игорь Святославич не смог участвовать в этом победоносном походе и потому тяжело переживал эту неудачу, из-за которой ему не удалось доказать свою преданность союзу русских князей против половцев. Потому через год, не сдержав молодого пыла и без сговора со Святославом, он бросается в собственный поход, плохо подготовленный - в результате чего, впервые за всю историю борьбы с половцами, русское войско потерпело сокрушительное поражение, а Игорь и его брат Всеволод оказались в плену.

Игоря играет высокий и светловолосый Александр Карпенко, Всеволода - статный Юрий Ракович, а Святослава - величавый Николай Коротаев. Статью, красотой и воинским духом тут наделены все. Русские девушки стройны и женственны. Ярославну, плачущую в Путивле, играет нежная Кристина Пробст. Каждая мизансцена - это движущаяся фреска: вот русские полки отправляются в бой; вот празднование первой победы с пленением полонянок; а вот теперь и Игоревы полки окружены; стрелы летят и вонзаются в воинские спины; мертвые тела холмами лежат на земле; жены плачут по своим погибшим мужьям. Горестны размышления плененного Игоря. И вот Овлур предлагает побег. И волны русской реки, изображенной с помощью синего полотнища, уносят Игоря прочь... Все эти картины плывут перед нами в едином потоке, напоминая изысканные иллюстрации, знакомые с детства, древние вензеля и эмблемы.

Низверженный, побежденный, сокрушенный Игорь горько кается в содеянном. Его покаянная исповедь и его молитвы - путь к спасению, к Богу. А раскаявшихся грешников на Руси принято прощать. Звучит колокол очищения, покаяния и прощения:

«Слава Игорю Святославичу,

буй тур Всеволоду!

Здравы будьте, князья и дружина,

борясь за христиан

против нашествий поганых!

Князьям слава и дружине!

Аминь.»

Так кончается хроника Игоревых побед и поражений, а также хроника его душевных скитаний - даря нам и отчаяние, и ликование.


Фотогалерея