Нуреевский фестиваль 33: Новогодний праздник удался!

Выпуск №5-235/2021, Мир музыки

Нуреевский фестиваль 33: Новогодний праздник удался!

С 1987 года в Татарском театре оперы и балета имени М. Джалиля ежегодно проводится фестиваль классического балета при участии местных хореографических сил, приглашенных коллективов и лучших солистов из ведущих театров страны и мира. Проводится он с благословения самого Рудольфа Нуреева, гордо носит его имя. Он, как правило, проходит весной - в мае, когда особенно хороша утопающая в цветах и зелени столица Татарстана. Само весеннее настроение всегда вдохновляет на радостное восприятие событий фестиваля. На неожиданные встречи, новые знакомства, интересные открытия.

В трудном, непредсказуемом високосном 2020 году все сложилось иначе. Весенний фестиваль перенесли с мая на декабрь, от чего он не стал менее праздничным. Быть может, даже больше. В наше трудное время пандемии и многих ограничений любое яркое театральное событие в радость. Особенно в балете, где без уроков, репетиций, выступлений труднее всего сохранить профессиональную форму, позитивное настроение, желание работать. Занимаясь то коллективно по интернету, то индивидуально дома, на даче, даже просто в сквере на свежем воздухе, артисты старались не терять исполнительский уровень, быть на высоте, что так трудно. Ведь в балете маска неуместна. Не поработаешь и на расстоянии рекомендованных 1,5 - 2 метра, не наденешь перчатки, разве что, если того требует роль. Вся надежда на помощь свыше, собственный иммунитет, да везение. Сейчас артисты просто изголодались по выступлениям, по сцене. Танцевать очень хочется, когда месяцами сидел без работы! Это стало очевидным в дни фестиваля.

Гостей фестиваля - исполнителей и зрителей - ждала заснеженная, зимняя Казань с новогодней иллюминацией, украшенными елками, особым предновогодним настроением. Не менее красивая и привлекательная, чем весной. В центре фойе театра стояла огромная, щедро украшенная елка. Перед спектаклями и в антрактах играл, как в старину, струнный квартет. А солирующий скрипач с радостью, по личному заказу, мог сыграть попурри из любимых оперетт Легара и Кальмана, кинофильмов, романсы, и, конечно же, вальсы великих венцев во главе с семейством Штраусов. Сразу самой захотелось вальсировать, слушая, как в стародавние времена в Павловске или в курзалах, чудесные мелодии. Выпить бокал шампанского и наивно наслаждаться спектаклями, забыв про то, что ты критик да профессионал.

Нарядно, по театральному одета публика от мала до велика - все тщательно готовились к походу в театр. К лицу, часто в длинных платьях дамы, строго по-вечернему - мужчины. От родных и близких не отстают самые молодые зрители - они принаряжены и ожидают сценического чуда. Даже маски на лице, на 50% заполненный зал не мешают созданию новогоднего настроения...

Неспроста пишу про обстановку и живую атмосферу казанского театра, которую в современном оперно-балетном мире не часто встречаешь. Даже в роскошном зале Большого зрители скорее торжественно выгуливают платья и костюмы «от Шанель», чем настроены на балетные откровения.

В Казани эмоциональный, доброжелательный зал с позитивным восприятием увиденного. Готовый аплодировать, кричать «браво!», поддерживая артистов.

Перед каждым спектаклем в вечернем костюме выступал мой коллега - театровед и балетный критик Сергей Коробков. Его короткий, информативный, содержательный рассказ готовил зрителей к предстоящему зрелищу. Открылся занавес. 33-й фестиваль имени Нуреева начался!

Среди гостей фестиваля два знаменитых приглашенных коллектива из Москвы и Петербурга. Они привезли надежные ценности, проверенные временем, сложные, щедро танцевальные спектакли, которые (что всегда в минус) идут под запись. Даже лучшая фонограмма не заменит живой оркестр! Москвичи показывают «Руслана и Людмилу» на музыку М. Глинки - В. Агафонникова в постановке руководителя «Кремлевского балета» Андрея Петрова. Петербургский «Театр Бориса Эйфмана» - «Анну Каренину» на сборную музыку в постановке своего руководителя. Выступая два вечера подряд, оба коллектива работали с полной отдачей, на пределе возможностей. Видно, как артисты соскучились по сцене, как радуются возможности побольше потанцевать, не сетуя даже на дикие технические трудности, головоломные поддержки, огромные физические нагрузки этих спектаклей.

Насквозь танцевален балет «Руслан и Людмила» - хореографического текста да технических трюков хватило бы на пару спектаклей! Видно, что труппа недавно снова возобновила работу - кто-то в хорошей форме, кто-то не очень, но все старались. Выступать на привычной сцене Кремлевского дворца они сейчас не могут. И приглашение на фестиваль воспринимают как новогодний подарок. Торжественную атмосферу подчеркивал праздничный финал балета, с особой удалью сочиненный хореографом в стиле «а ля рюс». Он оказался очень уместным, хотя сам балет можно было бы подсократить, что пошло бы ему на пользу. Зал дружно аплодировал, по-детски радуясь победе добрых молодцев над страшным, комичным карлой Черномором, соединению влюбленных пар.

Совсем другой балет - трагичная, мрачная «Анна Каренина». Несмотря на прошедшие со дня премьеры годы, она не утратила своего воздействия. Коллектив Бориса Эйфмана знают и любят в Казани. Всегда ожидают его приезда. Труппа и на этот раз работает, как мало кто в России, с полной эмоциональной отдачей, технической безупречностью и дуэтным бесстрашием. Но иногда казалось, что виртуозность мастерства Анну (Алина Петровская) и Вронского (Игорь Субботин) заботит больше, чем взрывная страстность дуэтов. Лишь финальные сцены наркотических видений и смерти Анны (под динамично надвигающимся на нее «паровозом» в предельно синхронном, устрашающе механичном исполнении кордебалета), позволили заглянуть в подсознательные бездны этой эйфмановской Анны.

Хозяева показали лучшие классические балеты репертуара, в которых, правда, в основном на Западе, прославился Рудольф Нуреев. И поставил там свои варианты знаменитых классических полотен, поклонницей которых я никак не являюсь. Традиционны в лучшем смысле слова казанские «Лебединое озеро» и «Дон Кихот». («Баядерку», увы, пропустила, как говорится, «по уважительным причинам», и даже в записи посмотреть не удалось!) Прежде всего, очень порадовал уровень казанского балета - солистов, мужского и женского кордебалета. Он даже ощутимо вырос за последние годы. Это серьезный, очень профессиональный коллектив, заслуживающий высокой оценки, особенно на фоне жизни современной балетной России и мало чем уступает столичным компаниям, хотя не пользуется столь высокой репутацией и славой. Отрепетированы, точны, выверены все женские кордебалетные ансамбли, особенно в «Лебедином озере». Но в слаженности танцев лебедей нет формальности и холодности. Они согреты внутренним чувством, хотя весьма сдержанным, что, очевидно, в духе местных балетных традиций. В этот чистый, аккуратный спектакль легко вписались столичные гости из Большого - Ольга Смирнова (изящная, элегантная Одетта-Одиллия), Якопо Тисси (прирожденный принц Зигфрид и нежный кавалер), а также Марк Чино (Роберт). К сожалению, тьма кромешная на сцене не позволила оценить танцевальное мастерство последнего. (С освещением в театре проблемы!) Хотя, вне сомнения, всех перетанцевал и перешутил Шут (Алессандро Гаггеджи), партия которого в этой редакции сильно разрослась, особенно в сцене бала. А вот тяжеловесные, громоздкие декорации «придавили» исполнителей, что на празднике совершеннолетия принца, что в сцене выбора невесты. Да и к уважаемому дирижеру Ренату Салаватову небольшое пожелание - почаще вспоминать, что не всегда на пользу балетам усиленное «форте». Что в «Лебедином», что в «Дон Кихоте».

«Дон Кихот» фестиваля обещался быть красочным и парадным, благодаря участию целого «московского десанта». Базиля и Китри танцевала супружеская пара - Мария Виноградова и Иван Васильев. Танцевали броско, лихо, зная, как себя выигрышно подать зрителю. Только одно замечание. Не стоит превращать классический балет в цирковой аттракцион вне музыки, демонстрируя лихость воздушных поддержек на одной руке. Это абсолютно вне искусства, хотя публика их принимает на «ура!», как и васильевские замысловатые полеты и штопорные вращения. Высокими прыжками между кинжалами щеголяла Уличная танцовщица (Анна Тихомирова из Большого). Красавцем Тореадором, так похожим на незабываемого «московского испанца» Сергея Радченко, предстал ее коллега Дмитрий Екатеринин. Еще одна москвичка - Анна Карасёва темпераментно, но без ложных театральных эффектов порадовала Цыганским танцем. Милым, радостно порхающим Амурчиком на сцену вылетела Александра КрисаКремлевский балет»). Спокойно, в чисто академической манере Повелительницу дриад станцевала казанская бразильянка Аманда Гомес. В интернациональной по составу труппе сейчас она занимает ведущее положение.

Меня покорила ее нежная, трепетная Сююмбике - девушка-птица в национальном балете «Шурале» Ф. Яруллина. Как тонко она уловила национальный колорит, как целомудренно сдержана и прекрасна! Балет, поставленный больше полувека назад гениальным хореографом Леонидом Якобсоном на ярчайшую по оркестровке, мелодиям и ритмам музыку татарского классика Фарида Яруллина, знаю с детства и очень люблю. Он давно вошел в копилку хореографических драгоценностей ХХ века. В Казани балет не кажется ценным, но мертвым музейным экспонатом. «Шурале» в редакции главного балетмейстера Владимира Яковлева - живой, многоцветный спектакль, который страстно, с пониманием национального духа, с неистовой отдачей танцует казанская труппа, особенно - мужская ее часть. Что лесную нечисть во главе с необыкновенно многоликим лешим Шурале (поразительная сценическая работа Олега Ивенко), что татарские танцы на свадьбе героев. В сказочную атмосферу балета как нельзя лучше вписывается сдержанный, богатырский Былтыр (Михаил Тимаев), влюбленный в девушку-птицу и спасающий ее.

«Шурале» в исполнении казанских артистов для меня - самый большой новогодний подарок. Редко видишь такое трогательное, эмоциональное отношение к собственным национальным шедеврам. В этом балете точно живет дух неистового Рудольфа Нуреева, именем которого назван фестиваль.

 

Фото В. Янчишина предоставлены организаторами фестиваля

Фотогалерея