Пьеса для дирижера \ Вспоминая Владимира Коваленко (Самара)

Выпуск №5-235/2021, Вспоминая

Пьеса для дирижера \ Вспоминая Владимира Коваленко (Самара)

В Самаре, в минувшем декабре, на 82-м году жизни умер Владимир Федорович Коваленко. С 1987 по 2011 годы он был главным дирижером Самарского академического театра оперы и балета, осуществил около 50 постановок, подарил сценическую жизнь сочинениям современных композиторов Банщикова, Губаренко, Жуковского, Кара-Караева, Хачатуряна, Хренникова, Слонимского... Он вернул художественную жизнь таким произведениям, как «Соловей» и «Жар-птица» Стравинского, «Елка» Ребикова, «Павильон Армиды» Черепнина. Впервые в стране осуществил постановки опер Жоржа Бизе «Дон Прокопио», Геннадия Банщикова «Горе от ума», Александра фон Цемлинского «Карлик». Одна из самых известных работ Владимира Коваленко - дирижерская подготовка оперы Сергея Слонимского «Видения Иоанна Грозного», мировая премьера которой состоялась под руководством Мстислава Ростроповича.

Еще совсем молодым дирижером Коваленко возглавлял Пермский и Красноярский оперный театр. Дирижировал филармоническими оркестрами Новосибирска, Томска, Барнаула, Самары, Форт Уорта (США). Владимир Коваленко не раз вывозил Самарский оперный театр в Италию, Германию, Китай. Был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.

В жизни дирижера Коваленко было много взлетов, удач и везения, но случались и периоды непонимания. Все это принадлежит уже не только ему лично, но всей театральной культуре России. Он был многогранным человеком. Потому рассказать о нем хочется в форме «Пьесы для дирижера» в пяти частях.


Vivo (с итальянского - быстрого темпа по-итальянски)

25 лет на дирижере Коваленко держалась оперная и балетная афиша театра. Как уже было сказано, он осуществил более 50 постановок русской и зарубежной классики, в том числе, такие репертуарные сочинения как «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Сервилия» Римского-Корсакова, «Курские песни» Свиридова, «Видения Иоанна Грозного» и «Гамлет» Слонимского. До и после Самары работал в Новосибирске, Перми, Красноярске; много раз выступал за границей.

А теперь, в том же темпе Vivo, про Новосибирск и Вену, великих дирижеров и социальные лифты.


Мальчик из глухой провинции, влюбленный в музыку и одаренный математик, выбирает Новосибирскую консерваторию. Его учитель - легендарный дирижер, педагог, народный артист СССР Арнольд Михайлович Кац. Понимая уровень музыкального дарования и интеллекта Володи Коваленко, маэстро делает все мыслимое и немыслимое, чтобы выпускник Новосибирской консерватории продолжил образование в Вене, у лучшего дирижера Европы Герберта фон Караяна.

Владимир Коваленко оказался в Вене в 1976 году. Что же молодой дирижер из Сибири получил от могучего реформатора дирижирования в ХХ веке? Мы много раз обсуждали эту тему с Владимиром Федоровичем и приходили к ключевому слову: «драматургия».


Moderato (умеренный темп)

Во второй половине ХХ века в музыкальный театр пришло то, что в драматическом театре, вслед за Станиславским, называют «сверхзадачей». Целостность и единство спектакля. «Сверхзадача» вырастает впоследствии в музыкальном исполнительстве, в опере и в симфонической музыке.

Сверхзадачи оперного спектакля делают глобальной роль дирижера. Единство обеспечивает успех. В опере единство «всего» требует огромного художественного интеллекта, дисциплины и энергетики дирижера.

Можно успешно закончить консерваторию, продирижировать наизусть любую программу, но не понимать, причем здесь драматургия оперного спектакля. Почему дирижер - драматург?! Вышел певец, красиво спел - дирижер аккомпанирует ему. На сцене прекрасный балетный танцовщик - поддержи его верным темпом, дирижер! Но это не так в современной опере. Тончайшая градация темпов и связывание воедино всех элементов спектакля рождают новые смыслы для слушателя и зрителя.


Largo (очень медленный темп). Дирижер философствует

«Человек приходит в мир, в котором нет начала и конца, но жизнь его ограничена рамками пространства и времени, - рассуждал Владимир Коваленко. - Состояние его духа - мгновенье и в то же время вечность. Так и в музыке. Любая опера для меня как единая точка и органично сцепленная система смыслов. Каждый оперный спектакль - единая гармония.

Дирижер - хозяин темпов и смыслов. Но он обязан учитывать возможности певца, хора и оркестра. Построить эту гармонию можно только огромным трудом и музыкальным интеллектом.

Когда Фишер Дискау вместе со Святославом Рихтером гениально исполняет песни Шуберта, вы понимаете, что может сделать для певца гениальный аккомпаниатор-драматург. Дирижер так же ищет мельчайшие оттенки темпов: вдруг мелькает именно то, что так нужно этому певцу, этому фаготисту или кларнету. И что сведет в целое весь спектакль».

Добавлю к рассуждениям Коваленко еще одно личное наблюдение. В 1994 году под руководством Владимира Коваленко был поставлен спектакль-композиция по операм Модеста Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина». Как раз в это время мы познакомились с дирижером. Тогда я заканчивала книжку о «жанрах бытия» в русской культуре и была завалена книгами Бердяева и Лотмана, Волошина и Асафьева. Как же я удивилась, когда узнала, что приехавший из Красноярска дирижер практически все это читал. И проецировал на музыку, на постановку сочинений Мусоргского. Поверьте, это - редкость.

Мощный интеллект Коваленко позволил ему настроиться на роль «дирижера-драматурга». Это ценили все, с кем он работал. От Ростроповича и Слонимского до зарубежных мэтров и критиков, которые также отмечали поразительную цельность его спектаклей.


Scherzo («шутка, игра». В театре - ирония, сарказм, разочарование)

Звание народного артиста Владимир Федорович Коваленко так и не получил. Трудно сказать, почему. Объем и уровень того, что сделал дирижер, подтверждены самыми авторитетными деятелями культуры.

Как всякий руководитель, он должен был выбирать: хорошие отношения или результат. Это Караян мог уволить оркестранта. И великий мастер дирижирования Евгений Мравинский держал железную дисциплину в своем коллективе. Но провинциальный оперный театр поры ремонта и скитаний - не коллектив с мировой известностью. Другой неумолимый соперник - возраст. И это не игра, а жизнь.

И все же жаль, что музыкальный интеллект и опыт В.Ф. Коваленко в последние годы его жизни оказались мало востребованными. Для такого деятеля естественной была бы роль профессора, эксперта и воспитателя молодых дирижеров. Это уже не игра и не шутка.


Лера

Так в театре всю жизнь называют Валерию Павловну Навротскую - жену Владимира Федоровича. Около 40 лет она была главным хормейстером Самарской оперы.

Мне позволительно сказать несколько неформальных слов о ней. Много лет назад мы пришли в Самарский театр оперы и балета практически в один год: она после окончания Одесской консерватории, а я после теоретико-композиторского факультета Ленинградской консерватории. Лера - хормейстером, а я - заведующей литературной частью.

Шли годы. Лера была незаменима в своей должности главного хормейстера. Навротская - мать, хозяйка, педагог своего хора. При этом попробуй ее тронь: она - боец!

Как им повезло, что встретились в одном городе и в одном театре. Лера проводила Владимира Федоровича в последний путь. В окружении оперных и церковных хоров, к которым они пришли в последние годы.


2020. Кода

Итак, Владимир Федорович Коваленко, дирижер редкого современного уровня, гордый и независимый, ранимый и стеснительный человек.

Когда-то в советской молодости ему посчастливилось, что рядом были учителя, которые продвинули молодого дирижера. Потом повезло с Самарским театром, где навсегда останется память о его спектаклях. Его везение - Лера: любовь, уют и бесконечное уважение. Не осталось только учеников - дирижеров в Самаре.

В зеркале российской оперной культуры ХХ века лицо дирижера Владимира Федоровича Коваленко хорошо видно. Оно останется навсегда.

Фотогалерея