Не стало Михаила Рабиновича (Уфа)

Выпуск №5-235/2021, Скорбная весть

Не стало Михаила Рабиновича (Уфа)

Ушел из жизни художественный руководитель Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан - заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Башкортостан Михаил Исакович РАБИНОВИЧ.

За этой новостью, казалось, мгновенно разлетевшейся по всем уголкам не только нашего города, республики, но и всей России и даже дальше, стояло только одно - боль. Острота ее была такой, что совершенно невозможно поверить в случившееся, непоправимое горе...

Он возглавлял театр 37 лет. Каждый год, каждое десятилетие не были спокойными. Перестроечные восьмидесятые, безденежные девяностые, переломные нулевые... Новый век тоже не давал «слабины». Но Михаил Исакович упорно продолжал создавать свой Театр-дом! И эта подвижническая идея придавала ему сил. Понимая, что за ним стоят люди, которые ему верят, он сумел сделать так, чтобы даже в самые сложные для страны годы зрительный зал театра был полон, а афиша всегда выглядела достойно.

Свой творческий путь Михаил Рабинович начал в 60-е годы. Будучи студентом Уфимского авиационного института, он стал одним из организаторов Студенческого театра. И театр этот благодаря энергии и таланту Михаила Исаковича, сумевшего заразить своими идеями близких по духу людей, получил признание далеко за пределами Уфы. Может быть, это и повлияло на выбор дальнейшего жизненного пути.

В 1971 году он поступил в Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина. Его Учителем стал народный артист РФ Александр Михайлович Поламишев.

С 1976 по 1983 годы Михаил Рабинович был режиссером Дагестанского русского драматического театра имени Максима Горького в Махачкале. И по сей день там вспоминают о нем с огромной любовью и добротой. А в 1983 году он вернулся в Уфу и был принят в театр, который и стал главным делом его жизни. В 1984 году его назначили главным режиссером, а в 1998 - художественным руководителем.

«Зодчим театра» называют его коллеги. И они правы! Как правы и в том, что многие из поставленных им спектаклей (а это более пятидесяти постановок) смело можно сейчас называть «театральными легендами». Но он бы не разрешил, потому что всегда был запредельно требователен к себе. Говорить о себе не любил, хвалить себя (даже, когда безусловно этого заслуживал!) не позволял...

Михаил Исакович обладал уникальным режиссерским почерком, особым, глубинным взглядом на мир, на человека. Потому так пронзительно звучали его «Пять романсов в старом доме» Вл. Арро, «Матросская тишина» А. Галича, «Вишневый сад» и «Дядя Ваня» А.П. Чехова, «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова, «Старый дом» А. Казанцева. С огромным успехом всегда принимали его спектакли «Касатка» А.Н. Толстого, «Ваша сестра и пленница...» Л. Разумовской, «Снегурочка» и «Бешеные деньги» А.Н. Островского, «Дачники» М. Горького...

Одной из важнейших для Михаила Рабиновича, родившегося в предвоенном 1940 году, всегда была тема Великой Отечественной войны. Это была его незаживающая рана, его боль... Поэтому спектакли «Эшелон» М. Рощина, «Отпуск по ранению» В. Кондратьева, «Луна и листопад» М. Карима не могли не затронуть зрительских сердец.

Обращался Михаил Исакович и к богатому наследию национальной культуры. Долгое время на гастролях визитной карточкой Русского театра из Башкортостана был спектакль «Черный иноходец», поставленный по пьесе башкирского драматурга Газима Шафикова.

За большой вклад в развитие театрального искусства в сентябре 1988 года Михаил Рабинович был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Башкирской АССР», в марте 1999 года награжден нагрудным знаком «За достижения в культуре Российской Федерации», а в ноябре 1999 года удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». В 2015 году ему вручили Орден Дружбы народов, а в 2020 году наградили Орденом «За заслуги перед Республикой Башкортостан»...

... Казалось, он будет всегда, и мы все всегда будем жить под его надежной защитой, окруженные его трепетной заботой и вниманием. Никогда он не делал «запасов из любви и доброты», равно, как не копил на день грядущий милосердие. Его щедрость была таковой, что ее хватало на всех - поддерживал словом, помогал делом. Чутким ухом он улавливал любой диссонанс - так что часто не приходилось даже что-то объяснять. Каждый, кто хотя бы единственный раз встретился с ним - по работе или делам житейским - навсегда сохранял в своей памяти удивительные, добрые, светлые чувства.

... Нам казалось, что мы всегда будем выходить на сцену под его пристальным взглядом, который не позволяет работать нечестно, не затрачиваясь и оберегая свой внутренний душевный покой. Он не хотел такого театра, где нет места сопереживанию, нет смыслов, нет связи с днем сегодняшним.

Выбирая материал для нового спектакля, Михаил Исакович всегда мучительно думал, о чем мы будем говорить со зрителем. Бесконечно перечитывал классику, и в его спектаклях она оказывалась острой, современной - и по театральной форме, и по сути. Он читал много современных, часто еще даже не опубликованных пьес, искал свою, невероятно переживал, когда сталкивался с графоманией...Терялся от напористости недалеких авторов, требовавших от него немедленного воплощения на сцене своих творений. Расстраивался, принимая каждый разговор близко к сердцу, возвращался к Чехову, Островскому и... снова читал новые, сегодняшние тексты.

... Последним его спектаклем стал «Свой путь». В новой пьесе молодого драматурга Ярославы Пулинович Михаил Исакович увидел и историю страны, которая стремительно трансформировалась на рубеже столетий, и что важнее - судьбу человека, живущего в эпоху перемен...

... Осиротела семья, которую Михаил Исакович любил бесконечно, безмерно. Осиротели его друзья - так, как умел дружить он, наверное, мало, кто способен. Осиротели его ученики - люди, которым он дал в жизни самые важные, самые нужные ориентиры...

Осиротел театр. И сейчас главное для нас - не сбиться с Пути, который шаг за шагом, год за годом через все сложности, через огонь, воду и медные трубы пробивал для нас он - наш рулевой, наш Мастер, наш Михаил Исакович... Ведь, как сказали друзья, он не ушел. Он просто набрал недостижимую высоту, с которой будет все так же, по-отечески заботливо и требовательно следить, помогать, поддерживать, окрылять...

Фотогалерея