Ушел из жизни Владимир Коренев (Москва)

Выпуск №5-235/2021, Скорбная весть

Ушел из жизни Владимир Коренев (Москва)

2 января наступившего 2021 года не стало Владимира КОРЕНЕВА, народного артиста РФ, навсегда вошедшего в нашу память ролью человека-амфибии Ихтиандра, которую он сыграл в кино. Он был тогда еще студентом ГИТИСа (знаменитой мастерской Григория Конского и Ольги Андровской, учеников Станиславского и Немировича-Данченко), а режиссеру фильма Владимиру Чеботареву понадобился артист, чей облик еще никому не был бы знаком. В своем выборе он остановился на юноше 21 года, выделявшимся какой-то совершенно непривычной, «неземной» красотой. И не прогадал. Десятилетия спустя оператор «Человека-амфибии» Эдуард Розовский сказал: «Володя - человек не от мира сего. Все в нем работало на Ихтиандра: наив, непосредственность, неприспособленность к земной жизни. Даже его двигательный аппарат. Он и сейчас, уже в возрасте, движется как марсианин, по-иному держит тело. Он иноходец среди нас».

Влюбившиеся в артиста раз и навсегда поклонницы на протяжении многих лет ходили на спектакли с участием Владимира Коренева в Московский драматический театр им. К.С. Станиславского, куда он поступил по окончании ГИТИСа по приглашению Михаила Яншина, возглавлявшего в ту пору этот коллектив. Остался верен труппе и самим стенам здания на Тверской на всю жизнь, при частой смене главных режиссеров, даже тогда, когда многие артисты и зрители не без труда пережили странноватое переименование в Электротеатр Станиславский под руководством Бориса Юхананова, в спектакле которого «Синяя птица» Владимир Борисович был занят.

Он много и успешно работал в театре с такими режиссерами, как Александр Товстоногов, Борис Морозов, Семен Спивак, Александр Галибин, Сергей Алдонин, Татьяна Ахрамкова, Владимир Мирзоев, Валерий Белякович. Разные школы, разные методики работы над спектаклем Владимир Коренев осваивал и принимал, потому что главным для него всегда была и оставалась до самого конца та профессиональная и нравственная школа актерского мастерства, что была заложена выдающимися педагогами. Свои знания, опыт, энциклопедическую образованность и высокую культуру профессии он нес и своим ученикам, будучи до 2015 года профессором, художественным руководителем факультета театрального искусства Института гуманитарного образования и информационных технологий.

Владимир Борисович Коренев сыграл множество ролей в театре и кинематографе. Пожалуй, единственной среди них, «неземной» по возвышенности образа, но вполне земной по своим убеждениям и целям стал блистательно воплощенный Робин Гуд в одноименном спектакле, поставленном Екатериной Еланской. Во всех других своих работах артист стремился уйти от «человека-амфибии» как можно дальше.

Так, в кинематографе он воплотил не просто разнообразные характеры, что точно подметил кинокритик Александр Шпагин, написавший: «Коренев первым в Советском Союзе программно стал показывать отрицательных героев обычными людьми. Именно таким был его образ циника, который смотрит в сторону Запада в фильме «Свет далекой звезды». Коренев играл так, что зритель не понимал, за кем из героев правда». Эти слова можно отнести и к персонажам «Криминального таланта», «Последней исповеди»...

И все равно - так уж устроена наша память! - для нескольких поколений Владимир Борисович Коренев остался Ихтиандром, признавшись в одном из интервью: «В актерской профессии много женского. Мужчины-актеры каждый день смотрят на себя в зеркало и думают - а, черт, еще одна морщина, уже Чацкого не могу играть, уже Гамлета... Это внутренний страх - раньше времени перейти в следующее амплуа. Хотя я не люблю людей без возраста... Это не по мне. Надо жить страстями. «Лучше быть самым молодым из стариков, чем самым старым из молодых».

Таким он и остался для нас навсегда...

Фотогалерея