Успех

Выпуск №1-111/2008, Фестивали

Успех

Соловьи в мае сошли с ума, пели, как оглашенные и днем и ночью. Видать, приветствовали на щелыковской земле IX Всероссийский фестиваль любительских театров, который, как выясняется год от года, совсем недаром называется «Успех».

Безумству храбрых поем мы песню. В данном случае, еще и безумству первых. Потому что, когда на фестивале меньше, чем за неделю, галопом проносится двадцать один спектакль, к финалу этого марафона забыть первый может даже пока еще не страдающее маразмом жюри. Однако нет, никто не забыт и, что характерно, ничто не забыто.

Начнем со сценографии спектакля «Рубль шестьдесят — не деньги».

Незамысловатую фантасмагорию Виктории Токаревой сценограф Геннадий Морозов, художник по костюмам Альбина Аглямова и режиссер Виктор Борисенко решили в остроумном графическом рисунке, расцветив его неожиданными яркими пятнами (оранжевый апельсин — мячик, разноцветные вигоневые шапочки и т.д.). Монтаж аттракционов, откровенная и отважная театральная игра — что может быть лучше?! Так что недаром питерцы увезли в свой наконец-то дождавшийся солнышка город на Неве солидную коробку наград: диплом лауреата, диплом за лучшую режиссуру, лучшую сценографию, лучшие костюмы и две актерские работы — Алексея Едошина и Антона Гончарова. Если добавить к этому активное творческое участие режиссера В. Борисенко в обсуждениях-лабораториях (а щелыковский фестиваль — это не просто праздник театра, но и кропотливая ежедневная работа), то можно сказать, что Питер стал своеобразным камертоном фестиваля.

Соловьи заливались, и не было им дела до того, что день сменяет ночь, а ночь — день. Хотя, похоже, и участники фестиваля «Успех» на этот раз не очень замечали смены времени суток. Мастер-классы с блистательными педагогами (профессор кафедры сценического движения РАТИ Владимир Ефремович Пивоваров, педагог по сценической речи, доцент РАТИ Наталья Александровна Черкасова), и еще по четыре спектакля в день, и ночные репетиции, и ежевечерние (жюри в составе В. Б. Оренова, Б. П. Рабея и других умирало, но не сдавалось)... а жить-то когда?!.. Но, похоже, и жизнь удалась. Во всяком случае, в окрестностях Щелыкова ежевечерне раздавались волшебные цыганские песни, явно на радость Александру Николаевичу, который, как известно, и сам это вольное племя весьма жаловал. В результате в поселок Дергачи Саратовской области Народный театр «Менестрель» за спектакль «Песни и сказки идущих за солнцем» увез Диплом II степени, а самая маленькая, двенадцатилетняя «цыганочка» Влада Никитина — диплом за исполнение роли.

Табор ушел, а фестиваль остался. По Щелыкову вальяжно гуляли куры, довольно грубо подстегиваемые красавцем петухом, а на модифицированной, оснащенной новейшей аппаратурой сцене клуба (низкий поклон за это директору дома творчества «Щелыково» Х. Семенову), мужчина и женщины эмоционально-драматически и пластически пытались донести до искушенной публики тезу Ж. П. Сартра: «Ад — это другие» (спектакль «За закрытой дверью» в постановке режиссера С. Рахманиной отправился в село Поляны Рязанской области тоже отнюдь не с пустыми руками, Молодежный театр-студия «Шанс» увез на родину почетный Диплом I степени, диплом за лучшее хореографическое решение спектакля, лучшую хореографическую интерпретацию роли и исполнение женской роли). Думается, у этого театра, который развивается мощно и глубоко, очень большое будущее.

Как, впрочем, не стоит сомневаться в грядущем успехе и театра «Доминанта» из города Губаха под руководством талантливой Любови Зайцевой. И пускай в этом мае из Щелыкова они увезли лишь Диплом II степени (но, правда, и персональный диплом А. Лабутиной за исполнение роли Эстер), но зато на суд требовательному залу был предоставлен Ж. Кокто со сложнейшей пьесой «Священные чудовища», а не, сами знаете, кто...

Вообще, стоит отметить, что на фестивале практически не было того, что называется «чернуха». Может, Островский не позволил, может, уровень фестиваля настолько вырос, что попросту выдавливает из себя подобного рода «драмоделки». Кокто и Сартр, Чехов и Островский, Гоголь и Эрдман, Аверченко и Тэффи... Рядом с ними Токарева, Гуркин, Петрушевская, Славкин, Лобозеров, Гришковец... Гришковца случилось аж два. Одного (спектакль «Слеза», Народный театр драмы «Свободный театр», Саратов) привезла уникально одаренная Ия Воробьева — режиссер и руководитель театра, в прошлом году потрясшая фестиваль ярким, эксцентрическим, насыщенным клоунадой «Гамлетом за четверть часа» Стоппарда. Этой весной пришлось жюри на закрытие «Успеха-2008» написать Ие иронический стишок (как, впрочем, и все получили по стишку, и отнюдь не лирическому): «Зима. Примерзли попы к сцене/ И срочно сдохли мухи в зале./ Ах, Иечка, вернись к арене!/ К чему тебе мильон терзаний?!». А если серьезно, то, даже попробовав себя в жанре неблизкого ей реалистического театра, Воробьева и ее коллектив увезли в Саратов Диплом I степени и специальный именной диплом СТД «За режиссерскую и педагогическую деятельность и воспитание ярких актерских индивидуальностей».

Поэт в России, как известно, больше, чем поэт. Гришковец (спектакль «Диалоги к запискам» по мотивам «Диалогов русского путешественника») оказался больше, чем Гришковец. Театр-студия «Круг-2» из города Краснознаменска Московской области, а также режиссеры (они же актеры — Андрей Ведмецкий, Алексей Коваленко и иже с ними) умудрились за пятьдесят минут рассказать со сцены практически все о России, русской душе, сегодняшнем человеке, о том, что смешно, о том, что болит. Результат — Диплом лауреата, диплом за лучшую мужскую роль Алексею Коваленко (даже несмотря на то, что у него нет актерского образования, ему мог бы уже сегодня обрадоваться любой профессиональный театр), диплом за лучший актерский ансамбль.

Впрочем, замечательных ансамблей на фестивале хватало. И в спектакле «Страсти-мордасти» (Молодежный театр «Дубль Два», город Михайловка, Волгоградская область), и в «Мандате» (город Буй, Костромская область — в этом пока не совершенном спектакле, поставленном, как еще раз убедилось жюри, по совершенной пьесе Николая Эрдмана, приз за лучшую женскую роль получила Ольга Кукушкина), и в спектакле «Саня, Ваня, с ними Римас», прилетевшем на щелыковскую землю аж из Хабаровского края (тут отмечены три актерские работы), и в «Тринадцатой звезде», и в спектакле из города Югорска «Я не Раппопорт» (правда, здесь речь стоит вести не об ансамбле, а о дуэте, зато лучшем на фестивале), и конечно, в «Плохой квартире», «построенной» на щелыковской сцене Народным музыкально-драматическим театром-студией «Сад» из города Похвистнево Самарской области. И пусть на этот раз в спектакле что-то не произошло (я видела его полгода назад в Самаре, там он прошел идеально), но зрителям была продемонстрирована высочайшая театральная культура, и кроме Диплома I степени в Похвистнево отправились диплом за сценографическое решение спектакля, за исполнение ролей актерами Рамией Сайфутдиновой и Максимом Максимовым и специальный диплом СТД Алексею Якиманскому «За вклад в развитие театрального искусства».

Вклад в развитие театрального искусства России коллектива из села Восход Рязанской области можно было бы уже давно сдать в Швейцарский банк и получать хорошие проценты — театр существует здесь более ста лет (цифра внушительная), все односельчане, кажется, заражены его вирусом и в первую очередь — руководитель театра, потомственный сельский учитель Михаил Протасов, который не только украсит теперь стенки сельского ДК Дипломом I степени за спектакль «По соседству мы живем», но и собственным дипломом за исполнение роли вкупе с дипломами Лидии Тихомировой и Марины Бретарь, глядя на игру которых хотелось говорить уже о театре не реалистическом, а в хорошем смысле слова натуралистическом. Зато ничего от натурализма при всем желании не нашлось бы в элегантном, игровом, сценографически продуманном и придуманном спектакле «Переоценка ценностей» Н. Тэффи, А. Аверченко в постановке молодого режиссера Александра Рыжова. Если бы потребовалось сказать об этой постановке одним словом, то слово это — обаяние. Недаром образцовый ТЮЗ из города Кольчугино Владимирской области получил не только Диплом лауреата, но и диплом за сценографическое решение, работу над костюмами и четыре диплома за исполнение ролей в спектакле.

Обаяние — это и ключевое слово к спектаклю «Квартира Коломбины» Л. Петрушевской в постановке С. Федекиной, которая еще прошлым летом, будучи дебютантом фестиваля, обрадовала и зрителей, и жюри своей неординарно решенной «Грозой». Если Гришковец у «Круга-2» оказался больше, чем Гришковец, то и социальный пафос Петрушевской остался в начале восьмидесятых годов, а сегодняшний театр сыграл про себя и про личное, заставляя зал то плакать, то смеяться, то глядеть на сцену, как в зеркало.

Про себя и про личное это и «Гран-При» фестиваля — спектакль театра-студии «Круг» из города Ногинска «До скорого, целую, Оскар». Про себя и про личное, это если бы постановщики А. Мишин, Е. Рускова, В. Болдарев остановились на вполне антрепризной истории умирающего от рака мальчика, пишущего записки Богу. Но «Круг», используя на первый взгляд самые простые театральные средства, смог выйти к высокому обобщению, и ни один человек в зале не остался равнодушным. А поэтому, кроме высшей награды фестиваля, А. Мишин получил диплом за лучшую мужскую роль (да-да, на этом фестивале два диплома за лучшую мужскую роль и обе в «Круге» — первом и втором). А еще в Ногинск отправились дипломы за музыкальную партитуру, сценографическое решение спектакля и исполнение еще двух ролей. Вот это — успех. Что, собственно, на этот раз, как и сам уровень фестиваля (во многом — благодаря его организаторам — Государственному дому народного творчества в Москве и лично К. Тульчинской и Костромскому ДНТ) соответствовало его, на первый взгляд, слегка самонадеянному названию. И кукушки этим маем в Щелыкове сошли с ума. Куковали и куковали, пророча каждому участнику фестиваля если не по двести лет жизни, то уж во всяком случае — еще двести весен здесь. Так что, судя по всему, фестивалю — быть. Тем более что следующий «Успех» станет юбилейным и международным.

Фотогалерея

Дмитрий Воробьев, 05 февраля 2010

Х. Семенов - сильно сказано)))) Что же это за имя такое, на Х????

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.