ВЛАДИМИР. Лечить. Спасать. Любить

Выпуск №6-236/2021, В России

ВЛАДИМИР. Лечить. Спасать. Любить

Первая в новом 2021 году премьера Владимирского академического театра драмы «Лечить. Спасать. Любить» в январе была представлена зрителям в документальном жанре. Постановка Владимира Кузнецова посвящена всем борцам с пандемией, в том числе героическим врачам, о которых он уже ставил спектакли по произведениям А. Солженицына, М. Булгакова. Но о коронавирусе не создано литературы, поэтому режиссер избрал жанр авторского документального спектакля. Основой сюжета стали диалоги актеров с обычными людьми. У всех персонажей есть реальные прототипы. Для объединения и стилизации разных историй был придуман режиссерский ход с киносъемкой, с камерой, катающейся по сцене, с гримировальным столиком.

Занятые в постановке десять артистов не просто учили текст, они его создавали, встречаясь либо переписываясь с медиками, с переболевшими людьми, с родителями школьников, оказавшихся на дистанционном обучении. Режиссер отметил, что спектакль о пандемии и о месте врачей в борьбе с опасным вирусом - веление времени. Форму и содержание постановки определил сам, считая, что имеет на это полное право, так как и он, и члены его семьи переболели коронавирусом. Некоторые его коллеги очень тяжело перенесли болезнь, так что у них тоже есть свой взгляд на это испытание.

Врачи из Владимира, Москвы, Нижнего Новгорода, работавшие в ковидных госпиталях, чьи интервью и стали основой для сценария, просили актеров об одном: не делать из них героев, не петь гимнов. Эта просьба была выполнена. В сюжете нет пафоса, оптимальное соединение хорошего и плохого, все по-настоящему, поэтому возникает сопереживание зрительного зала. Для контакта со зрителем удачно используются риторические обращения и вопросы, музыкальный рефрен - песня Виктора Цоя «Последний герой». Нижегородский художник по костюмам и сценограф Борис Шлямин очень точен: красная зона, роддом, скорая, реанимация, поликлиника, школа на дистанционке, фронтовой госпиталь.

Из всех реальных историй самым пронзительным стал эпизод в финале спектакля, который возвращает нас во времена Великой Отечественной войны. Его герою поручено в разрушенном городке развернуть за пару часов госпиталь для инфицированных раненых. Задача была выполнена в срок. Такое развернутое сравнение во времени, параллель с героической эпохой дают импульс к переосмыслению испытания пандемией, которое вернуло понимание истинных ценностей: значимости родителей, учителей, просто жизни. Все истории реально прожиты актерами. Одна из героинь спектакля, победившая болезнь, говорит о том, что все мы смертны и вроде как помним об этом. Но столкнувшись с вирусом, вдруг понимаем, насколько мы уязвимы, как хрупка наша жизнь, и что важно зачастую совсем не то, что нас занимало прежде.

Вместе с безжалостной правдой были и другие истории. Например, о майском жуке с вывихнутой лапой, которого врач принес своей пациентке, велел заботиться о нем, пообещав, что позже вместе пойдут выпускать его на улицу. Кто болел, знает, что после перенесенной болезни страшно спуститься во двор. Кажется, что даже дышать, как раньше, ты разучился. Вот почему такие незатейливые, но реальные истории, зрители слушали со слезами на глазах.

Сквозная тема постановки посвящена А.П. Чехову, решившему променять столичный комфорт успешного писателя на будни земского врача в разгар эпидемии холеры. Чехов в исполнении Георгия Девятисильного очень похож на вымотанных, ругающих нелепости системы врачей ковидных госпиталей. У него на участке 25 деревень, четыре фабрики и один монастырь. А проблемы, донимавшие Антона Павловича, за 180 лет изжить полностью не удалось.

Жанр «Театр.doc» - это соединение искусства и анализа реальности. Поэтому кроме драматических зарисовок зрителям были представлены и комические ситуации. Когда на сцене появилась «космическая» амуниция медиков, аппараты «сухого тумана» для дезинфекции, в зале раздался смех. Так, смеясь, зрители расставались со своими страхами вместе с артистами. Смех в зале звучал, когда выпустили на сцену Бэтмена, как главного истребителя вируса. К радости режиссера, в зале смеялись, когда узнавали себя в ошалевших от дистанционки родителях школьников, или в пациентах поликлиники, «озверевших» в очереди к терапевту. Совсем анекдотичная история про молодого папашу новорожденного малыша, который решил вместо мамочки, перенесшей ковид, прижать малыша к груди - для первого контакта. Кстати, эта новелла взята из книги «Байки акушеров города Владимира». Ее автор - бывший главврач роддома № 2 Ирина Кирюхина. В программке спектакля, как эпиграф, стоит ее фраза: «Как артисту, порой и врачу нужны аплодисменты».

Перед началом спектакля режиссер не скрывал волнения: «Я не знаю, как воспримут этот спектакль зрители, особенно врачи». Но зрители и врачи поняли самое главное - не терять чувство веры, самообладания и продолжать жить. Получился спектакль о любви, обо всех ее видах и проявлениях, но прежде всего - о любви к жизни, к людям.

Фотогалерея